Личные неимущественные и исключительные права автора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 11:22, доклад

Краткое описание

Общее для всех форм и видов интеллектуальной собственности свойство – их происхождение тесно связано с понятиями “творить”, “создавать”. При этом имеется в виду, что процесс их создания требует приложенияинтеллектуального усилия человека5.
Такое условие на международном уровне закреплено в Бернской конвенции6 и в Соглашении ТРИПС7; на национальном уровне оно отражено в ст. 1228 ГК РФ8.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Личные неимущественные и исключительные права автора.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

 В соответствии со ст.1270(2)воспроизведением  является изготовление одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме.

На международном уровне это право закреплено с 1967г. после пересмотра Бернской конвенции 1886г.37 Несмотря на широкую конвенционную формулировку права на воспроизведение, со временем возникли некоторые вопросы цифрового воспроизведения. Поэтому на Дипломатической конференции ВОИС 1996г. было принято согласованное заявление, распространяющее данное право и на цифровую среду38.

 Таким образом, можно дать  следующее определение: право на воспроизведение произведения – это исключительное имущественное право на воплощение произведения науки, литературы или искусства в любой форме (в т.ч. в цифровой) в товаре любым возможным способом. При этом способ и форма воспроизведения определяются видом произведения.39

(5) Право на распространение.

 Ст.1270(2)(2) определяет распространение  как предоставление публике товаров, в которых воплощено произведение, посредством продажи или иного  отчуждения его оригинала.

Право на распространение произведения – это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя на введение в гражданский оборот товаров, в которых воплощены произведения науки, литературы или искусства. Т.о. товар, в котором воплощено произведение, может быть введен в гражданский оборот толькос разрешения правообладателя.40

Необходимо отметить, что в системе интеллектуальной собственности существует принцип исчерпания права на распространение. Этот принцип закреплен в ст.1272 “Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения” ГК РФ, но сам термин “исчерпание права на распространение” не используется.

Однако в проекте изменений в раздел VII ГК РФ предлагается изменение формулировки указанной статьи, в т.ч. и закрепление термина “исчерпание права на распространение”: “Статья 1272. Исчерпание исключительного права на произведение.Если оригинал или экземпляры произведенияправомерновведены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1293 настоящего Кодекса”41. Т.о. право на распространение перестает действовать после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение.

 На международном уровне  этот принцип упомянут в Соглашении  ТРИПС42, а Договор ВОИС по авторскому  праву определяет право на  распространение и устанавливает  свободу стран определять или не определять условия исчерпания права на распространение43.

(6) Право на прокат.

Закреплено в ст.1270(2)(5) ГК РФ. Право на прокат – это исключительное имущественное право авторов или иных правообладателей осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права44. Прокат – временное пользование; тем самым данное право может нанести существенный ущерб правообладателям права на воспроизведение.

Право на прокат на международном уровне нашло отражение в Соглашении ТРИПС45, Договоре ВОИС по авторскому праву46 и др. международных актах.

 

Анализ международных и национальных норм дает возможность выделить некоторые особенности данного права: 1. право на прокат действует в отношении лишь некоторых видов произведений; 2. объектом проката являются только вещественные товары; 3. данное право предоставляется, если он не наносит существенного ущерба праву на воспроизведение; 4. особые правила в отношении компьютерных программ и аудиовизуальных произведений.

(7) Право на импорт.

Действующий ГК РФ, признавая право на импорт, не дает его определения. Но в Законе РФ “Об авторском праве и смежных правах” в ст.16 это право было определено как право автора или иного правообладателя разрешать или запрещать импорт товаров, в которых воплощены произведения, включая товары, произведенные с разрешения правообладателя.

Право на импорт не закреплено ни в Бернской конвенции, ни в Соглашении ТРИПС, ни в Договоре ВОИС по авторскому праву (хотя такая попытка предпринималась47). Такое право введено в Модельном законе ВОИС об авторском праве и смежных правах, подготовленном в основном российскими разработчиками для стран с переходной экономикой.

 Некоторые ученые скептически  относятся к закреплению данного  права в ГК РФ. В частности, С.А. Судариков считает право на импорт мертворожденной и излишней правовой категорией. Обосновывая это тем, что: 1. право импорт не может распространяться на товары, произведенные с разрешения правообладателя, т.к. право на распространение подлежит исчерпанию, то при правомерном введении в гражданский оборот автор не вправе препятствовать распространению товара; 2. контрафактные товары (т.е. без разрешения) врядли будут производиться за рубежом, а затем ввозиться в РФ - скорее они производятся уже на территории РФ, т.о. импорта нет; 3. право на импорт распространяется только на вещественные товары, т.о. оно не имеет смысла в компьютерных сетях вне транснациональных границ, где охраняемое произведение воплощено в цифровую форму.48 Возможно, именно поэтому право на импорт не нашло отражения на международном уровне.

 Подводя итог, необходимо отметить, что право интеллектуальной собственности  в целом и авторское право  в частности являются весьма  сложными правовыми институтами. Проведенная в 2008г. кодификация и  принятие раздела VII ГК РФ показывают их важность для нормального функционирования гражданского оборота. Однако нельзя не указать на недостатки некоторых правовых нововведений. В частности, излишнее включение права на имя в перечень личных неимущественных прав, ошибочность исключения из этого перечня права на защиту репутации, возможность вступления права на отзыв в противоречие с договорными правоотношениями и др. указывают на несовершенство законодательства. К сожалению, предполагаемые на основании Концепцией развития гражданского законодательства изменения в часть 4 ГК РФ не разрешают данных проблем.


Информация о работе Личные неимущественные и исключительные права автора