Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Осмысление коррупции на основе политологического теоретико-эмпирического анализа как социально-политического явления, выяснения его природы, социальной базы возникновения и распространения, разработка механизмов преодоления коррупции как условия формирования социально-ориентированного правового государства и гражданского общества.
Определенная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
выяснить социальную природу и сущность коррупции, ее содержание и признаки, определить ее понятия;
проанализировать состояние коррупции, ее особенности и тенденции, выяснить формы проявления;
исследовать мировой и отечественный опыт борьбы с коррупцией;
Коррупция меняет сущность правоохранительной деятельности государственных органов, которые перестают выполнять функцию охраны прав и превращаются в инструмент расправы над невинными лицами или инструмент неправомерного удовлетворения личных или групповых интересов определенных лиц, в том числе самых должностных лиц указанных органов.
К последствиям коррупции международного характера могут быть отнесены: негативное влияние коррупции на имидж государства в мире, осложнения отношений с другими странами, международными организациями и всей международным сообществом, потеря государством международных позиций в экономической, политической и других сферах, и тому подобное.
Состояние коррупции в стране может быть использовано другими государствами, международными организациями для давления на политическое руководство страны при принятии тех или иных решений как внешнеполитического, так и внутриполитического характера[21, с.204]. То есть, политическое руководство страны в таких случаях попадает в политическую зависимость от руководителей тех стран или международных организаций, осведомлены о действительном состоянии коррупции или коррупционную деятельность отдельных руководителей высшего уровня государственной власти.
Подытоживая изложенное, следует констатировать, что коррупция как социальное явление присуще всем без исключения государствам мира, она ‒ неотъемлемый атрибут публичной власти. Ее социальную сущность характеризуют экономический, политический, правовой, морально-психологический и другие аспекты. При этом особое место занимает политический аспект, поскольку коррупция как социальный феномен возникает в результате осуществления публичной власти.
1.3. Виды и формы политической коррупции
Коррупция приобретает различные формы: [12, с.75]
Взяточничеством называют платежи, которые требуют должностные лица, или предоставляемые им представителями частного бизнеса с целью получения в обмен на это преимуществ, таких как государственные контракты, льготы, снижены налоги, лицензии или решения юридических вопросов.
К видам коррупции
принадлежит также хищения
Некоторые различает коррупцию «подмазки» ‒ когда деньги дают должностным лицам или требуются ними в обмен на выполнение ими своих законных обязанностей, от коррупции, когда такие взятки предоставляются или требуются в обмен на совершение незаконных действий. Другие дифференцируют виды коррупции в зависимости от того, на каком уровне, национальном или международном она возникает. [12, с.78]
Кроме того, различают «мелкую» коррупцию, которой занимаются низкооплачиваемые должностные лица, и «большую» коррупции, в которую вовлечены высокие должностные лица, и так воспользуются большими льготами.
Но «мелкая» коррупция, имеет совсем не мелкие последствия, поскольку она практически во всех составляющих жизни простых граждан, а значит, преследует области нас повседневно.
Согласно определенной типологии политической коррупции, выделяют два вида политической коррупции: [6, с.11]
Политическая коррупция имеет две основные формы проявления ‒ в политике и с помощью политики.
Опасность и вредность политических последствий любых форм коррупции огромное: смещение целей политики от народа к олигархии, снижение доверия к власти, падение престижа и инвестиционной привлекательности страны в мире, искажения политической конкуренции, риск краха демократии.
Уменьшить уровень коррупции до безопасного в России возможно лишь при условии изучения и осуществления зарубежного опыта борьбы с этим крайне негативным социальным явлением, в первую очередь успешно действующих в других странах политических, правовых и организационных механизмов преодоления коррупции. Выделение и изучение иностранных программ, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции, доказавшие на практике свою эффективность, представляет собой огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта, особенно при отсутствии собственного реально действующего механизма противодействия коррупции.
Проанализируем опыт стран, достигших определенного успеха в этой сфере:
В Израиле антикоррупционная политика осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера. Они занимаются исследованием возможных коррупционных точек, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. В Израиле, из-за значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует. Доведенных до суда коррупционных преступлений в Израиле не более 5%. [3, с.72]
Великобритания. Высокие стандарты гражданского поведения в Британии является результатом политических и законодательных мер, моральных изменений и эффективного социального контроля над государственными служащими. Эта страна имеет давние традиции борьбы с коррупцией. Система антикоррупционных механизмов здесь урегулирована на законодательном уровне. Первый закон о коррупции в государственных органах был принят еще в 1889 году, законы о предупреждении коррупции ‒ в 1906 и 1916 годах были реакцией общества на распространение этого социально-политического явления. В отличие от традиционных правовых принципов, эти законы требуют от должностных лиц доказывать свою невиновность.
Вторая особенность ‒ это очень высокая роль общественного мнения, она следит за динамикой негативных явлений в обществе. В основном общественные дебаты ведутся вокруг вопросов, связанных с лоббированием и покупкой политического влияния, проблем, созданных изменением границ частной и государственной собственности, моральным климатом, взяточничеством, злоупотреблениями служащих местных органов власти, полиции, таможенной службы и т.п.
Непосредственно коррупционные процессы в Великобритании отслеживает так называемый Комитет Нолана, который был основан в октябре 1994 года. Его усилия сосредоточены на членах парламента, которые работают консультантами фирм, стремящихся влиять на государственную политику; бывших министров и других должностных лиц, работающих в тех отраслях индустрии, регулированием которых перед тем занимались в правительстве. По результатам работы Комитета, палата общин парламента решила назначить парламентского директора стандартов, запретить протекцию и разгласить посторонние заработки членов парламента. [3, с.72]
В основу борьбы с коррупцией в Германии возложена задача уничтожения материальной, прежде базы преступных группировок. Это достигается двумя путями: конфискационным (конфискация имущества) и созданием надлежащей правовой базы для предотвращения «отмывания» «грязных» денег. Особо следует выделить обязанность банковских учреждений предоставлять правоохранительным органам информацию об операциях с деньгами в размере более 20 тыс. немецких марок при условии, что эта информация будет использована исключительно для расследования. Законом закреплено правило: если гражданин делает взнос в банк в размере более 50 тыс. немецких марок, он обязан предъявить удостоверение личности.
Генеральная линия германского
правительства в сфере
Среди антикоррупционных
механизмов, которые вводятся в Германии,
следует назвать намерение
Сингапур. Антикоррупционная политика поражает своими успехами. Ее центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией ‒ Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующие органы для принятия необходимых мер.
Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность лица осуществления коррумпированных действий». [23, с.52]
Японский опыт борьбы
с коррупцией доказывает, что отсутствие
единого кодифицированного
Как и в Сингапуре, японский законодатель устанавливает строгие ограничения финансирования избирательных кампаний, партий и других политических организаций, вводит жестко регламентированный порядок осуществления пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов, устанавливает строгий порядок финансовой отчетности. Нарушение положений закона влечет применение санкций.
В Японии, как и во многих странах, одним из главнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Японским государственным служащим гарантирована достойная оплата труда. Большое внимание японский законодатель уделяет этическому поведению политиков и служащих.
США. Накоплен практически
наибольший опыт борьбы с коррупцией.
Организованная преступность здесь
впервые стала предметом
Важным организационным мероприятием, осуществленным правительством США, было создание в июне 1970г. «Национального совета по борьбе с организованной преступностью», главной задачей которой является разработка общенациональной программы действий. Руководящую роль в деятельности по борьбе с организованной преступностью играет Министерство юстиции США, которое разрабатывает национальную стратегию борьбы с преступностью в стране и осуществляет методическое руководство этой работой. Главным подразделением Министерства юстиции, на которое непосредственно возложена борьба с организованной преступностью, является Федеральное бюро расследований (ФБР). [23, с.54]
Наверное, наиболее эффективной является система политических и правовых механизмов борьбы с коррупцией Итальянской Республики, где над решением этой проблемы тесно взаимодействуют общественные организации и государственные учреждения.
Парламент этой страны учредил специальную Генеральную Совет по борьбе с организованной преступностью. Наряду с Генеральным Советом основаны окружные управления по борьбе с организованной преступностью и мафией и отдельно ‒ Государственное управление по борьбе с мафией.
В задачи данного коллегиального органа входят:
Причем вся эта деятельность
открыта для политических партий,
объединений граждан, средств массовой
информации. Указанное управление предоставляет
возможность для участия в рабо
Существует довольно распространенное мнение, что коррупцию можно победить с помощью сильного государства, диктатуры, репрессий. Однако опыт Китая, где показательные расстрелы чиновников, проворовавшихся, давно стали «делом обычным», подтверждает обратное.
Демократический режим хотя и не гарантирует свободу от коррупции вообще и взяточничества, в частности, но, по крайней мере, обеспечивает больше возможностей для борьбы с ней. Во-первых, конкуренция партий разоблачает коррупцию правящей верхушки. Во-вторых, свобода слова позволяет прессе контролировать государственных служащих. Гражданское общество, как институт присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Успешно подобные органы функционируют в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване.
Информация о работе Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления