Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:37, реферат
Наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов. Возникновение института собственности поставило перед обществом множество вопросов, в том числе и о том, что делать с имуществом после смерти человека, кому оно принадлежит и т.д. Кроме того, и развитие брачно-семейных отношений вызвало острую необходимость урегулирования этих вопросов.
Наследование по завещанию. Собственник имущества имел право сам определить, к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти входящие в это имущество права и обязанности. Волевой акт собственника, посвященный вопросам такого рода, называется завещанием. Чтобы этот акт приобрел юридическую силу, он нуждался в определенном оформлении. Цивильное право допускало три различных способа составления завещаний: - провозглашение завещателем своей предсмертной воли в куриатных комициях (собраниях); -завещание воина, объявлявшееся в строю перед военным сражением; -завещание в виде манципации (посредством меди и весов); последнее имело наиболее широкое распространение. В праве послеклассического периода было принято различать частные и публичные завещания. Частные завещания составлялись в присутствии семи свидетелей. Публичные завещания совершались перед магистратом, судом или императором.
В завещании, прежде всего, определялись наследники, назначенные его составителем. Для назначения наследников необходимо было обладать активной завещательной способностью; её не было у умалишенных, несовершеннолетних и расточителей, а также у всех подвластных, кроме воинов, за которыми признавалось право завещательного распоряжения военным пекулием. С другой стороны, назначить наследниками можно было лишь кого-нибудь из числа тех, кто обладал пассивной завещательной способностью; она не признавалась ни за перегринами, ни за объединениями; понятно, что её не было и у рабов. Если завещание освобождало из рабства, то разрешалось здесь же назначить отпускаемого на свободу наследником по завещанию.
Обязательная доля. Свобода завещательных распоряжений может столкнуться с интересами семьи наследодателя. Отсюда - мысль об ограничении свободы завещаний, практическим выражением которой служит институт необходимого наследования. Ввиду сложности правил о необходимом наследовании, Юстиниан сделал попытку их упростить. Согласно новелле 118 необходимыми наследниками стали признаваться восходящие и нисходящие родственники. Наследственная доля могла предоставляться этим необходимым наследникам в любой форме, хотя бы, например, и в форме дарения при жизни наследодателя. Наряду с назначением наследников завещатель определял размер наследственной доли, выделяемой каждому из них. Этот размер зависел от усмотрения завещателя. Однако некоторые из числа законных наследников не могли быть лишены наследства полностью. Круг таких наследников с переходом от одной эпохи к другой меняется. В самые поздние времена к их числу относились восходящие и нисходящие родственники, а также родные братья и сестры наследодателя. Меняется и размер той части наследственного имущества, которая переходила к ним в обязательном порядке. На позднем этапе послеклассического периода он составлял 1/4 законной доли. Для того чтобы совершенный акт имел юридическую силу завещания, он должен был определить наследников с указанием либо на передачу всего наследственного имущества одному наследнику, либо о выделении определенных долей каждому из них.
Наследование по закону. Если собственник не оставил завещания, которым определена судьба принадлежащего ему имущества на случай его смерти, то это имущество переходило к лицам, указанным в законе XII таблиц. Термин “наследование по закону” следует воспринимать не в буквальном, а в понятийном смысле. Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права. Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. Римляне различали агнатское родство, основанное на общей подвластности, и когнатское родство, основанное на общности по кровному происхождению; по мере разрушения патриархальных связей агнатское родство всё более вытесняется когнатским, а впоследствии и вовсе выходит из употребления. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди (эта очередность была закреплена законом XII таблиц): -“Свои наследники” (sui heredes), именовавшиеся так потому, что они до того входили в семью умершего, а получив наследство, продолжали обладать имуществом, которое и раньше пребывало в сфере данной семьи. Своими считались наследники, становившиеся в результате смерти наследодателя юридически самостоятельными лицами. - Агнаты, т.е. лица, которые были в прошлом связаны с наследодателем отношениями подвластности и состояли бы в подобной связи, если бы не происшедшая ранее смерть их общего paterfamilias или если бы, по крайней мере один из них не превратился в результате эманципации в юридически самостоятельное лицо. Если имелось несколько агнатов, то к наследованию призывался ближайший, т.е. стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты. - Когнаты, т.е. кровные родственники умершего, а также бывший собственник вольноотпущенника в качестве его патрона. Как и во второй очереди, ближайший агнат вытеснял более отдаленного. Аналогичных начал придерживалось и преторское право, хотя соотношение между агнатским и когнатским родством благодаря ему меняется в пользу родства когнатского. Претор различал уже не три, а четыре очереди законных наследников: -Unde liberi – те, кого цивильное право называло своими наследниками, а также дети наследодателя, даже вышедшие из-под его власти как эманципированные или в установленном порядке кем-либо усыновленные, если ко времени смерти наследодателя они стали юридически самостоятельными. -Unde legitimi – патрон умершего вольноотпущенника, а также все агнаты с вытеснением из них более отдаленных. -Unde cognati – все кровные родственники наследодателя (не далее шестой степени родства). -Unde vir et uxor – переживший наследодателя супруг (в случае брака sine manu).
В Новеллах Юстиниана вообще не упоминается об агнатских родственниках, зато выделяются пять очередей законных наследников из числа когнатских родственников:
- Все нисходящие родственники умершего с тем, что каждое поколение после первого наследует по праву представления. - Все восходящие родственники, а также родные братья и сестры с тем, что близкие родственники устраняют от наследования родственников отдаленных.
- Неполнородные братья и сестры умершего, т.е. имевшие с ним общего отца при разных матерях или общую мать при разных отцах, с тем, что могло наследовать и потомство указанных лиц, но лишь по праву представления.
- Все прочие кровные родственники без каких-либо ограничений с тем, что более отдаленная степень родства устраняется более близкой.
-Переживший супруг
Открытие наследства: Принятие наследства; Последствия принятия. Под открытием наследства понимается наступление фактов, ввиду которых принадлежавшее собственнику имущество становится наследственным и может быть принято лицами, для которых оно в этом качестве предназначено. Нормы римского права связывали открытие наследства со смертью наследодателя. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.
С точки зрения принятия наследства все наследники подразделялись на две категории:
-Свои наследники (heredes sui),
т.е. проживавшие с наследодателем
до момента его смерти; переход
к ним имущества означал
-Все прочие наследники. Они именовались внешними или посторонними наследниками (heredes extranei), так как они находились вне подвластности наследодателя и не образовывали совместно с ним единой семьи. Поскольку переход к наследникам этой категории выводил имущество за пределы данной семьи, закон не обязывал их к принятию наследства. Поэтому они именовались добровольными наследниками.
Претор признавал наследников
принявшими наследство, если они
обращались с просьбой о вводе
их во владение наследственным
имуществом. Уложение Юстиниана
для принятия наследства
Иски о наследстве. Надобность в судебной защите у наследника могла возникнуть или вследствие того, что кто-то не признавал тех прав, которые входили в состав наследства, или же вследствие того, что кто-то своим поведением нарушал или не признавал права данного лица как наследника. В первом случае в распоряжении наследника имелись те же самые иски, какие были в распоряжении наследодателя. Во втором случае наследнику предоставлялся цивильный иск об истребовании наследства, по своим условиям и последствиям аналогичный виндикационному иску. Добросовестный владелец наследства должен был по такому иску выдать истцу свое обогащение за счет наследства (на момент предъявления иска) за удержанием понесенных им издержек на наследственное имущество. Недобросовестный владелец должен был выдать истцу всё полученное из наследства со всеми плодами и приращениями, нес ответственность за виновную (а с момента предъявления иска и за случайную) гибель или порчу полученных ценностей и мог удержать лишь сумму понесенных им издержек, необходимых и полезных. Выморочное наследство. Если наследство не принято ни одним наследником, как по завещанию, так и по закону (потому ли, что наследников не осталось или они не пожелали принять наследство), наследство становилось выморочным. В древнейшем праве такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено каждым желающим. Начиная со времени принципата, выморочное имущество передавалось государству; в период абсолютной монархии из этого порядка было установлено то исключение, что за муниципальным сенатом, церковью, монастырем и т.д. было признано преимущественное право на получение выморочного наследства после лиц, принадлежавших к этим организациям
Легаты и фидеикомиссы. Виды легатов; Универсальный фидеикомисс. Легатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества. Преемство легатария (лица, в пользу которого назначен легат) носило сингулярный характер, т.е. он являлся преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства, и на нем не лежала ответственность за долги наследодателя. Легат можно было оставить только в завещании, но нельзя было возложить легаты на наследника по закону. Различались четыре формы легатов: легаты per vindicationem, легаты per damnationem, легаты sinendi modo и легаты per praeceptionem. С помощью легата per vindicationem устанавливалось непосредственно право собственности легатария на известную вещь завещателя (легатарий, таким образом, получал виндикационный иск). Легат per damnationem обязывал наследника передать кому-то что-то; легатарию предоставлялось только обязательственное право требовать от наследника исполнения воли завещателя. Легат sinendi modo, по-видимому, разновидность легата per damnationem: наследник обязан был не мешать легатарию взять то, в чем последнему было отказано. Четвертый вид легата - per praeceptionem. Природа этой формы легата не ясна, но его чаще всего считают разновидностью легата per vindicationem. В императорское время формализм установления легатов был ослаблен, а в последствии были отменены все перечисленные формы установления легатов. В практике встречались случаи, когда легаты оставлялись без соблюдения форм цивильного завещания; иногда распоряжение о предоставлении известной вещи из состава наследства было обращено к наследнику по закону. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической защитой, исполнять их было делом совести наследника (фидеикомисс – порученное совести). В период принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и стали подобны легатам. Путем фидеикомисса можно было возложить на наследника обязанность выдать другому лицу всё наследство или определенную его долю. Первоначально такой фидеикомисс также приводил только к сингулярному преемству, так что ответственность по обязательствам, входившим в состав наследства, лежала на наследнике (даже если он передавал всё имущество лицу, которому был оставлен фидеикомисс). Поэтому нередко распоряжение наследодателя оставалось без исполнения. Впоследствии в регламентацию fideicomissum hereditatis был внесен ряд поправок, приведших к признанию, что наследник всё же мог оставить одну четверть наследства за собой, и что лицо, получившее в качестве фидеикомисса не отдельное право, а определенную долю наследства, в соответствующей доле несло и ответственность за долги наследодателя. Такой фидеикомисс получил значение универсального преемства.
В заключение хочу повторить, что система римского права оказала громадное влияние на последующее развитие законодательства и правовых учений. Точность формулировок, ясность построения и аргументации и глубокая жизненность, конкретность и практичность права и вместе с тем полное соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса - все это является отличительными признаками частного римского права. Недаром многие римские юридические выражения и формулы перешли в века. Труд римских юристов - это многовековой и лишь в незначительной степени дошедший до нас труд, приведший в первые века н.э. к детальной разработке всех юридических вопросов, связанных с относительно сложной хозяйственной жизнью того времени. Римские юристы придали римскому частному праву его место в истории. Недаром еще в древности говорили, что юристы «создали» римское право. В силу исторической судьбы римского права, сделавшей его одним из факторов развития гражданского права и особенно его современного значения для изменяющейся системы права России, знакомство с ним необходимо каждому образованному юристу.
Список литературы
1. Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра. - М., 1995.
2. Всеобщая история государства и права.
З.М.Черниловский. - М.,1995.
3. История римского права. В.М.Хвостов., 1919.
4. Лекции по римскому частному праву. Черниловский З. М. - М., 1991.
5. Основы римского права. Омельченко О. А. - М.,1994.
6. Римское право. Косарев А. И. - М., 1986.
7. Римское право. Новицкий И. Б. - М., 1993.
8. Римское частное право: Учебник/Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юрист,1994.
9. Хрестоматия
по всеобщей истории
[1] Гражданский кодекс РСФСР.,11.06.1964. - Ст.532.
[2] Омельченко О.А. Основы римского права. - М.,1994.
[3] Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. - М.,1991.
[4] Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. - М.1991.
[5] Римское частное право: Учебник/Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.,1994. - с. 4.
[6] Римское частное право: Учебник/Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.,1994. - с.222.
[7] Косарев А.И. Римское право. - М.,1986. - С.45.
[8] Римское частное право: Учебник/Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.,1994. - с.223.