Гражданско-правовые нормы, регулирующие условия действительности сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать сделки в современном гражданском праве и определить условия их действительности.
Для достижения цели необходимо решить основные задачи:
1) рассмотреть понятие, выделить признаки и привести основную классификацию сделок;
2) исследовать место и значение воли и волеизъявления в сделках;
3) определить условия действительности сделок,
4) изучить последствия нарушения условий действительности сделок.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Понятие, признаки и виды сделок…………………………………………..4
2. Воля и волеизъявление в сделке……………………………………………..11
3. Условия действительности сделок………………………………………….15
4. Последствия нарушения условий действительности сделки……………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по гарж-ому воля и воляизъявление в сделке.docx

— 49.07 Кб (Скачать документ)

Только в случаях, указанных в законе, воля одной из сторон в сделке может не приниматься во внимание: право на одностороннее изменение либо расторжение договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ), право на понуждение к заключению публичного договора (ст. 426 ГК РФ), к заключению договора лицом, занимающим доминирующее положение на рынке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Условия действительности сделок

 

О действительности совершенной сделки можно говорить после признание за ней качеств юридического факта, порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Для этого необходимо выполнение и соблюдение основных условий11:

1) Для действительной сделки  необходимо, чтобы ее участники  обладали дееспособностью (полной, конкретной или ограниченной).

2) Содержание сделки должно соответствовать  требованиям закона.

3) Воля субъектов сделки должна  формироваться в нормальных условиях, а волеизъявление соответствовало  их внутренней воле. Оба элемента  сделки совершенно необходимы  и равнозначны, и только в их  единстве заложена сущность сделки.

4) Необходимо, чтобы сделка была  совершена в установленной законом  форме.

Таким образом, требования (условия) действительности установленные гражданским законодательством, другими нормативными актами, подразделяются на четыре группы.

К первой группе относятся условия, предъявляемые к участникам сделки. Как правило, сделки могут совершаться и совершаются лицами, обладающими право- и дееспособностью. Правоспособность выходит на первый план при совершении сделок юридическими лицами, государством, государственными и муниципальными образованиями в силу того, что она может быть ограничена как законом, так и учредителями юридических лиц. Кроме того, отдельными видами деятельности юридические лица могут заниматься только на основании лицензий (специальных разрешений).

Что касается граждан, то здесь надо исходить из правила, что совершать сделки могут только полностью дееспособные лица. Из этого правила есть исключения для отдельных категорий граждан в зависимости от имеющегося у них объема дееспособности (ст. 26, 28-30 ГК РФ). Это позволяет им совершать ряд сделок самостоятельно, тогда как другие сделки должны быть совершены или санкционированы их законными представителями.

Поскольку сделка – волевое действие, совершать ее могут только дееспособные граждане. Лица, обладающие частичной или ограниченной дееспособностью, вправе самостоятельно совершать только те сделки, которые разрешены законом. Юридические лица, обладающие общей правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом, за исключением противоречащих установленным законом целям их деятельности. Отдельные виды сделок могут совершаться юридическими лицами при наличии специального разрешения (лицензии).

Волю юридического лица при совершении сделки выражает его орган. При этом по общему правилу правовые последствия возникают у юридического лица, если орган действовал в пределах правомочий, предоставленных ему в соответствии с законом, иными правовыми актами.

Самым сложным моментом, с которым приходится сталкиваться при применении ст. 177 ГК РФ, является доказательство того, что гражданин в момент совершения сделки был фактически недееспособен12. Наличие у него психического расстройства, иного заболевания или алкогольного опьянения само по себе не может служить доказательствами того, что в момент совершения сделки он не мог отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Как правило, недостаточными доказательствами признаются одни лишь свидетельские показания. По подобным делам, в частности по делам, связанным с оспариваем завещаний как составленных лицами, не способными понимать значения своих действий или руководить ими, обычно назначается судебно-психиатрическая экспертиза, выводы которой далеко не всегда однозначны.

Поэтому решение должен принимать суд с учетом всех фактических обстоятельств, к числу которых относятся все, что помогает понять, мог ли гражданин, отдающий отчет в своих действиях или руководить ими, совершить подобную сделку (учитывая ее характер, условия, в частности цену, личность контрагента и т.д.).

Нередко сделка совершается лицом, которое на момент ее совершения еще не было признано недееспособным, но уже страдало психическим расстройством или слабоумием, что и послужило основанием для последующего лишения его дееспособности. В принципе на сделки таких лиц распространяются общие правила ст. 177 ГК РФ с той лишь разницей, что иск об оспаривании сделки может быть заявлен не самим гражданином, а назначенным ему опекуном. В практическом плане в данном случае несколько облегчается процесс доказывания, поскольку опекун освобождается от необходимости доказывать наличие у своего подопечного психического заболевания или слабоумия. Тем не менее должно быть доказано, что фактическая недееспособность присутствовала при совершении сделки.

Лицами, уполномоченными на оспаривание сделки, являются сам гражданин и иные лица, чьи интересы оказались нарушенными в результате совершения сделки. Такими лицами могут быть члены семьи невменяемого лица, представляемый (если невменяемый выступал в качестве представителя), наследники по закону и любые другие лица, имеющие юридически значимый интерес в деле. Наличие данного интереса должно быть доказано лицами, предъявляющими иск о признании сделки недействительной.

Вторая группа - требования, предъявляемые к содержанию сделки. Это означает, что для действительности сделки необходимо, чтобы она, во-первых, не была запрещена законом, иным правовым актом, уставом, положением, какой-либо правовой нормой. И, во-вторых, данное лицо (лица) должно быть управомочено совершать сделку. В этом аспекте действует правило: "никто не может распоряжаться правами, ему не принадлежащими". Например, признается недействительной сделка, совершенная одним из сособственников по распоряжению всем объектом права общей собственности без согласия других. Необходимо также иметь в виду, что условия сделки должны быть такими, чтобы их на момент совершения сделки возможно было реально (фактически) выполнить.

Законность содержания сделки означает ее соответствие требованиям законодательства. Содержание сделки должно соответствовать требованиям ГК РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов, указам Президента РФ и других правовых актов, принятых в установленном порядке. В случаях коллизии между нормами, содержащимися в вышеперечисленных правовых актах, законность содержания сделок должна определяться с учетом иерархической подчиненности правовых актов, установленной ст. 3 ГК РФ. Законность содержания сделки предполагает ее соответствие не только нормам гражданского права, но и его принципам13.

При решении вопроса о законности содержания сделки следует иметь в виду, что новейшее гражданское законодательство РФ допускает аналогию закона и аналогию права (ст. 6 ГК РФ). Юридические действия, признаваемые сделками по аналогии закона, порождают гражданско-правовые последствия потому, что их содержание не противоречит существу гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Юридические действия, признаваемые сделками по аналогии права, подлежат правовой защите потому, что их содержание соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости. Иначе говоря, содержание сделок, признаваемых таковыми по аналогии закона или аналогии права, является тоже законным, так как санкционировано общими нормами гражданского законодательства.

Третью группу составляют требования единства воли и волеизъявления в сделке. Действительность сделки предполагает совпадение воли и волеизъявления. Несоответствие между действительными желаниями, намерениями лица и их выражением вовне служит основанием признания сделки недействительной. При этом следует учитывать, что до обнаружения судом указанного несовпадения действует презумпция совпадения воли и волеизъявления. Несоответствие между волей и волеизъявлением субъекта может быть результатом ошибок или существенного заблуждения относительно предмета и условий сделки.

В случаях, когда этого единства нет, когда обнаруживается волевая "порочность" сделки, она может быть признана недействительной по решению суда, если это оспоримая сделка, или независимо от такого решения, если это ничтожная сделка14. Волевая "порочность" сделки может проявиться в том, что налицо только одно волеизъявление при отсутствии внутренней воли (при насилии, угрозе или совершении сделки гражданином, не способным понимать значения своих действий или руководить ими); что волеизъявление правильно отражает внутреннюю волю, но сформировалась она (воля) под воздействием факторов, нарушающих нормальный процесс волеобразования (при заблуждении, обмане или совершении сделки вследствие стечения тяжелых обстоятельств); что волеизъявление неправильно отражает внутреннюю волю (при совершении сделки посредством злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной) и др.

От несоответствия воли и волеизъявления следует отличать случаи упречности (дефектности) воли. В отмеченных случаях воля субъекта может совпадать с волеизъявлением, но содержание воли не отражает действительных желаний и устремлений субъекта, так как она сформировалась у него под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств или искажена в результате злонамеренного соглашения представителя субъекта с другой стороной. Упречность (дефектность) воли также является основанием для признания недействительности сделок.

Четвертая группа условий касается соблюдения формы сделки. Что касается последствий ее несоблюдения, то они согласно ст. 162 и 165 ГК РФ следующие. По общему правилу (п. 1 ст. 162 ГК РФ), несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить любые другие доказательства, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством (письменные, вещественные и др.). Запрет использования свидетельских показаний относится только к случаям оспаривания фактов совершения сделок и их содержания, но не касается фактов их исполнения (неисполнения). Утверждение стороны типа "деньги брал, но отдал" можно оспорить в суде, используя любые доказательства, в том числе и свидетельские показания.

Свидетельские показания допускаются и тогда, когда одновременно со сделкой, для которой установлена простая письменная форма, совершается уголовно наказуемое деяние.

В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (п. 2 ст. 162 ГК РФ). Так, согласно той же ст. 162 ГК РФ (п. 3) это относится к внешнеэкономическим сделкам.

Если закон не содержит прямых указаний на недействительность сделки за несоблюдение простой письменной формы, то применяются последствия, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК РФ (недопущение свидетельских показаний).

Несоблюдение нотариальной формы сделки, а в случаях, установленных законом, - требований о государственной регистрации влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Пункты 2 и 3 ст. 165 ГК РФ содержат исключения из приведенного правила. Так, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая уклоняется от такого удостоверения, суд вправе, по требованию исполнившей сделку стороны, признать ее действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется

Если сделка совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда15.

В обоих случаях сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне вызванные этим убытки.

Только совокупность всех четырех условий обеспечивает действительность сделки и приводит к тем правовым результатам, на достижение которых направлена воля сторон сделки.

 

 

 

 

4. Последствия нарушения условий действительности сделки

 

При нарушении какого – либо из указанных выше условий можно ставить вопрос о недействительности сделки

Недействительность сделки означает не наступление того результата, который имели в виду лица, совершавшие сделку, а наступление результата, предусмотренного законом. Недействительность сделки зависит от характера нарушений, допущенных при ее совершении. Закон различает сделки оспоримые и ничтожные.

Оспоримая сделка влечет возникновение для сторон юридического результата. Если ни одна из сторон или заинтересованных лиц не предъявила иск о признании сделки недействительной, она может быть исполнена сторонами, что не противоречит закону. В данном случае участник отношений может прибегнуть к судебной форме защиты своего права. Например, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку без согласия родителей. От их воли будет зависеть, обратятся ли они в суд и потребуют признания сделки недействительной со всеми вытекающими последствиями или примирятся с этой сделкой. Такой характер сделки дает основание считать ее относительно недействительной.

Оспоримыми являются сделки, в которых закон предоставляет возможность лицу самому решать, прибегать ли к судебной форме защиты своего права либо найти другие пути урегулирования отношений с лицами, связанными с ним. К оспоримым сделкам относятся сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 175 ГК РФ), лицами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ), не способными понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ), сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ), сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК РФ), совершенные лицом вне пределов его полномочий (ст. 174 ГК РФ).

Ничтожность сделки означает ее абсолютную недействительность. Она является результатом серьезных нарушений действующего законодательства. Ничтожными считаются сделки, совершение и исполнение которых грубо нарушает интересы общества, противоречит его принципам и системе ценностей, когда решение вопроса о ее действительности нельзя предоставить выбору лица. Ничтожными являются сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ), сделки, противные основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), сделки с лицами до 14 лет (ст. 172 ГК РФ), сделки с недееспособными (ст. 171 ГК РФ), сделки, совершенные с нарушением формы, предписываемой законом под страхом недействительности (ст.ст. 162, 165 ГК РФ), мнимые сделки (ст. 170 ГК РФ), притворные сделки (ст. 170 ГК РФ)16.

Информация о работе Гражданско-правовые нормы, регулирующие условия действительности сделок