Гражданско-правовая ответственность медицинских учреждений и работников за нарушение прав пациентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:25, сочинение

Краткое описание

Здоровье человека – высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие конституционные блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязуется тем самым осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее Конституция РФ) закреплено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь1.

Прикрепленные файлы: 1 файл

эссе 2.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

 

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РАБОТНИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ

 

Здоровье человека – высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие конституционные блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязуется тем самым осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее Конституция РФ) закреплено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь1.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений. В свою очередь Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (далее ГК РФ) закрепляет, что жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и не передаваемы иным способом2. Такие нематериальные блага, как здоровье, окружающая среда, индивидуальный облик и другие, неотделимы от личности конкретного человека и непостоянны во времени, поэтому любое нарушение данных благ может привести к наступлению вреда. С момента появления и развития рынка медицинских услуг в России граждане все чаще предъявляют свои претензии в отношении некачественного оказания медицинских услуг, причинения вреда здоровью или жизни в результате оказания таких услуг.

Вопросы гражданско-правовой ответственности медицинских работников приобрели особую актуальность, так как расширились механизмы судебной защиты прав граждан, развились договорные отношения в медицине, широко применяется практика платных медицинских услуг, развивается частная медицина.

Актуальность  данной темы сейчас не вызывает, на мой взгляд, сомнений. Ведь очень часто в наше время нарушаются права пациентов по различным причинам. А люди порой не знают, как защитить свои права, потому что недостаточно осведомлены в правовом плане. Поэтому, хотелось бы поговорить о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав пациентов.

Анализ Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) показал, что он содержит в себе ряд существенных недостатков, не позволяющих надлежащим образом обеспечить надлежащую защиту прав пациентов и решить множество имеющихся в настоящее время в сфере здравоохранения в Российской Федерации значительных проблем.

Рассматриваемый Закон в  значительной мере лишен той позитивной деонтологической основы, которая заложена в аналогичных актах Франции, Испании, Италии, Бельгии, Швейцарии, Аргентины, Великобритании и многих других стран, и которая позволила бы эффективно решать задачи повышения рождаемости, снижения масштабов смертности, повышения средней ожидаемой продолжительности жизни населения России, общего улучшения здоровья населения.

В этом смысле рассматриваемый  Закон вступает в явное противоречие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года3, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года4, Планом мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года5, и рядом других документов, в которых сформулированы публичные интересы и приоритетные задачи в области демографического развития страны и охраны здоровья граждан.

Указанная оценка рассматриваемого Закона дает исчерпывающие основания  для решения вопроса о его  отклонении Президентом Российской Федерации в порядке части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации.

Обозначу некоторые из выявленных наиболее существенных правовых пробелов рассматриваемого Закона:

– игнорирование  рассматриваемым законом фундаментального права пациента на охрану и защиту достоинства его личности;

– отсутствие гарантии права  пациента на отзыв ранее данного  согласия на медицинское вмешательство, а также на отзыв ранее сделанного выбора врача и медицинской организации;

– отсутствие гарантий права пациента на защиту от психологического манипулирования и иных форм психологического воздействия; о

– отсутствие гарантий права человека, находящегося в состоянии  запущенной стадии серьезной и неизлечимой  болезни, на достойную жизнь до самой смерти и т.д.

Понятно, что  количество статей Закона, направленных на регулирование комплекса определенных отношений, не может являться основным критерием качества правового регулирования. Однако, права пациента в рассматриваемом  Законе закреплены лишь в одной части единственной статьи. А, к примеру, во Франции права пациентов и соответствующие им обязанности медицинских работников, а также деонтологические основы взаимоотношений между ними закреплены более чем в ста статьях (статьи R4127-1 - R4127-112 Французского Кодекса здравоохранения). Полагаю, что это свидетельствует о явном недостатке рассматриваемого Закона.

В Бельгии правам пациентов посвящен отдельный закон - Закон Бельгии о правах пациента от 20.08.2002.

В Аргентине  действует аналогичный закон - Закон Аргентины о правах пациентов в их отношениях с медицинскими специалистами и медицинскими учреждениями от 19.11.2009.

А в этом Законе, например, просматриваются явно недостаточные гарантии конституционного права на бесплатную медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Норма о том, что «каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», не всегда реализуется на практике.

Нет нигде расшифровки, каков этот «гарантированный объем» медицинской помощи, на которую может  претендовать каждый и которая оказывается  «без взимания платы».

А также в  данном Законе нет такой статьи, в которой бы говорилось о том, что больному любого возраста врачи обязаны оказать медицинскую помощь. Это тоже является недостатком данного Закона, так как очень часто происходят такие случаи, когда престарелым больным отказывают в госпитализации, обосновывая это тем, что в таком возрасте медицинский персонал не может их обслуживать. На самом деле, скорее всего, врачи опасаются таким образом увеличить показатели смертности в своем учреждении.

Но ведь в  Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится о принципе недопустимости отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека. Подразумевается невозможность отказа без уважительных причин в оказании медицинской помощи бесплатно человеку для устранения угрожающего его жизни состояния здоровья или угрозе обществу в случае распространения особо опасных инфекционных болезней медицинской организацией независимо от организационно-правовой формы, либо медицинским работником, находящимся при исполнении трудовых обязанностей6.Следовательно, в больницу должны принимать всех обратившихся пациентов, независимо от возраста.

Таким образом, на мой взгляд, целесообразно в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внести данную  конкретную норму. Например, в статье 7 данного Закона говорится о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека. Мы бы хотели ввести пункт 1, в котором бы говорилось о недопустимости отказа в медицинской помощи больным всех возрастов.

Итак, очевидно, что Федеральный закон «Об  основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации» содержит в  себе ряд существенных недостатков  концептуального и юридического характера, что требует мобильного устранения в целях создания условий для защиты прав и законных интересов пациентов при оказании медицинской помощи.

1Российская газета. 1993. 25 декабря

2Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 54.Ст.410

3Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. (в ред. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 №1121-р).

4Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351.

5Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2011 № 367-р.

6Российская газета.2011.25 апреля.


Информация о работе Гражданско-правовая ответственность медицинских учреждений и работников за нарушение прав пациентов