Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:03, доклад
Сегодняшнее состояние российского общества позволяет констатировать наличие культуры, которая является переходной, то есть находится между культурами правового и неправового типа. В такой культуре ввиду относительной малочисленности меньшинств сохранение гражданского мира в принципе возможно и без распространения ценностей права, однако едва ли возможен общественный прогресс. Принятие же ценности права сделает заданным ответы на два поставленных в начале раздела вопроса.
Во-первых, равными следует считать всех людей без исключения.
Сегодняшнее состояние российского общества позволяет констатировать наличие культуры, которая является переходной, то есть находится между культурами правового и неправового типа. В такой культуре ввиду относительной малочисленности меньшинств сохранение гражданского мира в принципе возможно и без распространения ценностей права, однако едва ли возможен общественный прогресс. Принятие же ценности права сделает заданным ответы на два поставленных в начале раздела вопроса.
Во-первых, равными следует считать всех людей без исключения.
Во-вторых, определяемая правом мера свободы должна быть максимальна (при соблюдении выдвинутых ранее требований равенства).
Верно мнение юристов о том, что принцип социальной справедливости в общей форме выражен в основных началах гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ), следствием признания и соблюдения которых является реализация принципа социальной справедливости в гражданском праве. Соответственно нарушение (неприменение или неправильное применение к конкретным гражданско-правовым отношениям) хотя бы одного из основных начал гражданского законодательства ведет к несоблюдению принципа социальной справедливости в гражданском праве.
Это право за последние годы приобрело важное значение, поскольку управление имуществом (прежде всего - предприятиями, принадлежащими собственникам), как правило, переходит в руки профессиональных управляющих. Существует необходимость официального закрепления юридической конструкции права управления в нормах ГК РФ.
В связи с необходимостью ограничить
правомочия большинства крупных
собственников земли и иных природных
ресурсов страны, ущемляющих национальные
интересы России, целесообразно изменить
пределы осуществления
Твердое ядро понятия «правового государства»,
как и понятия «справедливости»
является строго определенным. Это
понятие подразумевает, что государство
не стоит над правом, действует
в пределах права, то есть действует
не произвольно. Однако, пользуясь лишь
твердым ядром этого понятия,
мы может прийти к выводу, что
«правовым государством» в
Однако если ориентироваться на сформулированную ранее концепцию справедливости, то понятие «правового государства» становится содержательным, что подтверждает и содержательность концепции справедливости.
Это государство устанавливает только «правовые законы» (законы, верно отражающие концепцию правовой справедливости); которые устанавливают равную правоспособность для всех граждан, вне зависимости от принадлежности их к каким-либо категориям и классам; и ограничивают правоспособность только в тех случаях, когда наделение людей каким-либо аспектом правоспособности будет приводить к наличию конфликтующих прав.
Однако, несмотря на то, что понятие «правового государства» получилось уже достаточно содержательным, содержательность достигнута за счет скорее термина «правовое», чем термина «государство». Специфика государства в том, что оно облекает мысленную форму, идею права, в реальную материю, делает право реально существующим, позитивным.
Понятие «социальная справедливость» в России имеет «драматическую судьбу» из-за активного его использования в политических идеологиях. В социалистических теориях оно занимало центральное место, наполнялось революционным уравнительным смыслом, поэтому сложилась прочная увязка следующих понятий: социализм = равенство = социальная справедливость. В противовес выдвигалась либеральная формула: капитализм = свобода = социальная справедливость. В первом случае произошла подмена социальной справедливости равенством. Идеологическое по своей сущности противопоставление одинаково важных для общества и человека ценностей - равенства, свободы, справедливости - не приносит пользы, поскольку они не исключают и не взаимозаменяют друг друга.
Внимание к социальной справедливости
обостряется в то время, когда
общество сопровождают социальные потрясения,
когда рушится сложившийся
Содержание социальной справедливости не является безусловным и абсолютным для всех времен и народов, оно всегда исторически и культурно конкретно. Можно лишь говорить о том, что в обществах того или иного социокультурного типа или в какую-либо эпоху в представлениях о справедливости имеются сходные тенденции, но каждая социокультурная общность в данный период истории оперирует своими идеями. Они, как лакмусовая бумажка, отражают все происходящие в обществе изменения, в соответствии с которыми и обновляются идеи социальной справедливости. Нельзя искусственно привнести в общественное сознание чуждые обществу представления о том, что справедливо. На какой-то исторический миг, возможно, массы увлекутся этими идеями, но затем либо их отторгнут, либо (что еще более опасно) трансформируют до неузнаваемости.
Разумеется, достичь полного общественного
консенсуса по вопросу о социальной
справедливости невозможно. Если такое
случается, то лишь в результате физического
или идеологического насилия. Подобным
образом «формирующийся»
Государство по своей изначальной
природе предназначено решать общие
проблемы и обеспечивать общий порядок
в интересах всех социальных общностей,
а не только в интересах правящих
общественных групп и слоев населения.
Выбранная государством политика должна
играть интегрирующую роль в достижении
гражданского согласия в обществе.
Однако она может быть эффективной
только тогда, когда при её проведении
учитываются объективные