Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - провести исследование миграционных процессов в Российской Федерации, их возможные перспективы, в том числе для Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С учетом характера работы, главным методом исследования является анализ, который позволяет выделить, с одной стороны, общее, закономерное и, с другой стороны, частное, национально специфическое. Другим важным методом послужил системный подход, позволяющий всесторонне рассмотреть изучаемое явление.

Содержание

Введение
3
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
7
1.1.Понятие и типы миграции населения
7
1.2. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов

12
1.3.Трудовая миграция
20
1.4.Вынужденные мигранты
26
1.5.Нелегальная миграция
32
ГЛАВА 2. Миграционные процессы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

39
2.1. Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области


39
2.2. Миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

43
2.3. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом



50
2.4. Вопросы нового миграционного законодательства в сфере трудовой миграции

55
2.5. Оценка влияния пребывания иностранных граждан на криминогенную ситуацию в регионе

61
Заключение
65
Список использованной литературы
68

Прикрепленные файлы: 1 файл

Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации.doc

— 726.00 Кб (Скачать документ)

Беженцы – люди, которые не являются гражданами РФ и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут воспользоваться защитой своей страны, или те, которые не имеют определенного гражданства и находятся вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не могут вернуться домой вследствие опасения за свою жизнь и безопасность своей семьи.

Массовый приток вынужденных  мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное  убежище) приходился на первую половину 90-х годов ХХ века (рис.1).

 

Рис.1. Изменение  численности ежегодно регистрируемых вынужденных мигрантов в России

 

Первые беженцы в  СССР, в том числе в России, появились после погромов армян  в 1988 г. в Сумгаите и в 1990 г. в Баку (Азербайджан), турок-месхетинцев в 1989 г. в Фергане (Узбекистан). Регистрация беженцев в России началась с 1 июля 1992 г., со времени создания Федеральной миграционной службы (ФМС).

С 1992 года в Российской Федерации было зарегистрировано свыше 1,4 млн. вынужденных переселенцев и  беженцев, из них более 200 тыс. - из регионов России с нестабильной общественно-политической обстановкой По мере адаптации и обустройства вынужденных переселенцев и беженцев на новом месте жительства они утрачивают указанный статус. Статистика свидетельствует о значительном спаде этого потока. На 1 июля 2007 года в ФМС России зарегистрировано 85,4 тыс. вынужденных мигрантов25 (вынужденные переселенцы – 85,0 тыс. чел., 400 – беженцы).

В России есть беженцы  из всех стран СНГ и Балтии. Наибольшее количество беженцев до 1995 г. давал Таджикистан. Основной поток беженцев из Таджикистана пришелся на 1992-1993 гг. Кроме Таджикистана, в 1992-1993 гг. массовые потоки беженцев шли из Азербайджана и Грузии (из Южной Осетии). Названные три страны дали более 80% беженцев, прибывших в Россию из бывших республик СССР в эти годы. В последующем география вынужденных миграций, во-первых, сильно расширилась, во-вторых, непрерывно менялась, отмечая перемещение болевых точек в постсоветском пространстве. В 1994-1996 гг. половина новых беженцев прибыли из Казахстана и Узбекистана, нарастали потоки из Киргизии, Латвии, Эстонии, Туркмении, Армении при том, что и прежние потоки не потеряли своего значения.

Подавляющее большинство  вынужденных мигрантов в Россию - русские (70%). Среди других выделяются татары (7%), которых много жило в Средней Азии и Казахстане, армяне (4,8%), осетины (3,8%), украинцы (3,9%, в основном из Чернобыльской зоны), грузины (1%).

Несомненно, острейшие  формы и масштабы приняла вынужденная  миграция в регионах межэтнических  и региональных конфликтов на территории Российской Федерации. Практически все ингушское население Северной Осетии - Алании и менее многочисленное осетинское население Ингушетии на многие годы покинули свои дома, процесс их возвращения еще далек от завершения. Чечню за годы правления Д.Дудаева и обе военные кампании покинули не менее 250 тысяч русских и представителей иных некоренных национальностей, в последние годы из республики активно выезжают и чеченцы.

Кроме того, именно в соседствующих  с Чеченской республикой регионах наиболее остро стоит проблема внутриперемещенных лиц. Это - третья масштабная категория вынужденных мигрантов. В первую Чеченскую кампанию только за декабрь 1994 - январь 1995 года республику покинули более 260 тысяч человек. Часть из них впоследствии вернулась.

Несмотря на значительное количество внутриперемещенных лиц, массовый характер их прибытия, пока в России проблемы, связанные с их приемом  и размещением, локализованы на территориях  Чечни, Ингушетии, Северной Осетии - Алании, Дагестана и, частично - Ставропольского края.

В составе беженцев много  больше детей, заметно больше пожилых. В вынужденную миграцию вовлекается вся семья, а не только наиболее дееспособные ее члены, как это бывает обычно. Причем, если в нормальных условиях семьи с детьми наименее мобильны, то в стрессовых обстоятельствах именно такие семьи стремятся выехать в первую очередь, чтобы избавить детей от опасности или ущемления в правах. То же, видимо, относится и к неполным семьям. На этот вывод наталкивает пониженная доля мужчин среди беженцев (46,5%) по сравнению с их долей среди остальных мигрантов (53,5%)26.

Сегодня проблема беженцев и вынужденных переселенцев, на первый взгляд, теряет свою актуальность. Статистика свидетельствует о значительном, более чем в три раза, спаде этого потока. Число беженцев и вынужденных переселенцев достигло максимума (1 191 900 человек) к 1998 году, а к началу 2004 года опустилось до 360,8 тысячи.

В территориальных органах  ФМС России в сводных списках  вынужденных переселенцев, имеющих  право на получение государственной поддержки в обеспечении жильём, состоят 34,2 тыс. семей (89,4 тыс. чел.) вынужденных переселенцев.

По состоянию на 25 июня 2007 года на учёте в Межрегиональном  управлении ФМС России состоит 2836 семей (10370 человек) вынужденных переселенцев, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года. Совместно с органами местного самоуправления и Правительством РСО-Алания ведётся работа по возвращению и обустройству вынужденных переселенцев в местах прежнего проживания и по новому месту жительства.

Завершена работа по расселению стихийно образовавшегося в середине 90-х годов поселения вынужденных переселенцев вблизи села Майское Пригородного района РСО-Алания.

Продолжается работа по паспортизации граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта. За отчетный период 680 граждан ингушской национальности (в том числе 265 вынужденных переселенца) получили либо обменяли паспорта с проставлением штампа о регистрации по месту прежнего жительства, в том числе граждане, проживающие в п. Новый.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 17 мая 2004 года № Пр-810 проводилась работа по созданию условий для возвращения на родину российских граждан, вынужденно покинувших места постоянного проживания в Чеченской Республике и находящихся в Республике Грузия. Результатом предпринимаемых совместных усилий по выполнению поставленных задач стал добровольный выезд на родину 48 человек, из них 18 несовершеннолетних до 18 лет и 26 женщин. За весь период возвращено 324 человека27.

В то же время медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане  социальной защиты. Не уделяется  должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.

Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

Сокращается количество беженцев и  лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся  угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим иммигрантам. Ряд государств прибег в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и наша страна.

 

 

      1. Нелегальная миграция

 

Нелегальную миграцию в  Россию можно определить как въезд, пребывание и/или осуществление  иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением установленного порядка, т.е. без оформления или с ненадлежащим оформлением  соответствующих документов и разрешений, определенных российским законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных, фиктивных или утративших юридическую силу в связи с истечением сроков их действия документов28.

Незаконная миграция - одно из глобальных явлений современной жизни. Практически все регионы и государства мира вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран транзитного проезда, либо стран с ярко выраженными смешанными потоками.

В последнее время проблема незаконной миграции стала предметом повышенного внимания и вызывает растущую обеспокоенность в Российской Федерации. Однако, несмотря на усилия правоохранительных органов, направленные на пересечение и предупреждение незаконной миграции как на национальном, так и на региональном уровнях, она стоит все также чрезвычайно остро.

Россия впервые столкнулась  с потоками незаконных мигрантов  в начале 90-х годов прошлого столетия. Демократические изменения, произошедшие в Российской Федерации в период проведения реформ, оказали существенное влияние на все стороны социальной и экономической жизни общества. Претерпели качественные изменения и процессы миграции населения. С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Поэтому резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения из бывших союзных республик и ряда государств Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, пытающихся использовать Россию как перевалочную базу для проезда в Западную Европу, Канаду, США, а также для незаконного пребывания в стране, стало для нашей страны новым социально-экономическим явлением29.

Количественная оценка масштабов  незаконной миграции весьма затруднительна. Точными данными о нелегальной  миграции в России не располагает  ни Госкомстат России, ни МВД, ни МИД, ни другие государственные структуры. При этом более или менее реальные цифры и официальные статданные расходятся в несколько раз.

В числе незаконно  находящихся в России нелегальных  мигрантов представители более 60 стран мира, граждане всех стран  СНГ. Наиболее многочисленные потоки прибывают  в страну из государств ближнего зарубежья: Украины, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии и Молдовы. Основные страны дальнего зарубежья, поставляющие нелегалов в Россию, - это, прежде всего Китай и Афганистан.

Последствия нелегальной  миграции проявляются в различных сферах: в несовпадении культурных норм и образцов социального поведения; в создаваемой мигрантами дополнительной нагрузке на рынок труда и жилья, систему социальной защиты, социальную инфраструктуру по месту их пребывания, усугубляющем воздействии на и без того сложную ситуацию с преступностью. Все это способствует взаимному непониманию интересов местного населения и мигрантов30.

По мнению российских экспертов, большие массы миграции, а особенно незаконной, способны вызвать, с одной стороны, «демографическую агрессию», а с другой - так называемый «оборонительный расизм». Во всяком случае, миграция, а особенно незаконная, рано или поздно порождает конфликты.

Кризис моральных ценностей  в среде незаконных мигрантов, доминирование  стереотипов аморального поведения в их массовом сознании, определенную роль в котором играют этнокультурные различия, манера вести себя в общественных местах, неуважение к обычаям и традициям коренного населения являются для немалой части последнего раздражающим фактором. Социально-экономические трудности, переживаемые страной, и политические просчеты власти провоцируют рост социального недовольства, разрушающая энергия которого может быть направлена на поиск «врага» - инородца. А в кризисной ситуации такое социальное недовольство легко переводится в национальное противостояние.

Поэтому, в условиях крайне высокой социальной напряженности  даже отдельное правонарушение, не говоря уже об организованной преступной деятельности мигрантов, может повлечь  за собой массовые беспорядки и межнациональные конфликты.

При высоком уровне безработицы (а  в стране, по данным Госкомстата  России, как минимум 6 млн. безработных) незаконные мигранты осложняют и  без того весьма напряженную ситуацию на национальном рынке труда, проводя  своего рода «демпинговую политику» в отношении размеров оплаты труда, т.е. они готовы получать зарплату гораздо меньше той, которая должна выплачиваться легальному работнику, являющемуся гражданином Российской Федерации. В большинстве своем, не производя никакой продукции и выступая лишь посредниками между производителями и потребителями, мигранты фактически обложили все население России своеобразным налогом.

Постепенно в нашем  обществе растут чужеродные общины, которые  в целом отличает то, что они  не ассимилируются, а сохраняют высокий уровень самобытности, что влечет за собой их сознательную отчужденность и противопоставление себя другим этносам. Часто эти люди совершенно не знают русского языка, не могут и не хотят адаптироваться к местной культуре, живут компактно и замкнуто. В итоге, складывается ситуация, когда этнические общины начинают предъявлять определенные требования и даже диктовать их доминантной культуре.

Все это начинает встречать стихийный  отпор со стороны коренного населения  и может быть причиной социальной напряженности, всплесков шовинизма, расизма и других проявлений экстремизма, которое выливается пока лишь в отдельные эксцессы: погромы и массовые драки.

Информация о работе Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)