Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:18, курсовая работа
Целью данной работы следует рассматривать анализ регулирования имущественных отношений между мужем и женой с помощью брачного договора.
Для достижения данной цели автором работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты брачного договора;
определить особенности заключения и содержание брачного договора;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………3
1. Брачный договор, теоретические аспекты…………………….…………….5
2. Особенности заключения и содержание брачного договора……..……….8
3. Срок действия брачного договора. Изменение условий, прекращение
и признание брачного договора недействительным………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….……..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………..28
Брачным договором могут регулироваться имущественные отношения между супругами, определяться их имущественные права и обязанности. В брачном договоре могут быть определены имущественные права и обязанности супругов как родителей. Данное положение означает, что в брачном договоре может быть предусмотрено регулирование имущественных отношений между родителями и детьми и обязанности родителей по содержанию детей.
Брачный договор не может уменьшать объем прав ребенка, установленных Семейным кодексом, а также ставить одного из супругов в чрезвычайно невыгодное положение. Этому положению соответствуют ч. 8 ст. 7 СК, предусматривающая общие принципы регулирования семейных отношений. Согласно ч. 8 ст. 7 СК регулирование семейных отношений должно осуществляться с максимально возможным учетом интересов ребенка, нетрудоспособных членов семьи. Положение ч. 4 ст. 93 СК соответствует ч. 3 ст. 51 Конституции, а также обусловлено императивным характером ст. 75 СК, ст. 180 СК и правил ч. 5 ст. 97 СК.
Вопрос о том, как понимать положение ч. 4 ст. 93 СК, согласно которой брачный договор не может ставить одного из супругов в чрезвычайно невыгодное положение может быть объяснен путем сопоставления этой части ст. 93 СК с частью 5-й ст. 97 СК, которая предусматривает, что стороны могут включить в брачный договор какие-либо иные условия о правовом режиме имущества, если это не противоречит моральным устоям общества17.
Согласно ч. 5 ст. 93 СК по брачному договору не может передаваться в собственность одному из супругов недвижимое имущество и другое имущество, которое подлежит государственной регистрации. Это положение вызывает возражение. Передача одним из супругов другому, по брачному договору, в собственность недвижимого имущества и другого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, не ставит одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение и не противоречит моральным устоям общества. Любой субъект права (физическое лицо, юридическое лицо, государство) может передать по договору другому субъекту права право собственности на недвижимое имущество и другое имущество, право на которое подлежит государственной регистрации. Собственник имеет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом (ст. 41 Конституции, ч. 1 ст. 317 ГК). Поэтому условие брачного договора, которое ограничивает право собственника распоряжаться принадлежащим ему недвижимым и другим имуществом, право на которое подлежит государственной регистрации, является недействительным, т. к. оно ограничивает его конституционные права (ч. 2 ст. 22 Конституции) и правоспособность (ст. 27 ГК). Как правильно отмечает Е. М. Ворожейкин: «Если право гражданина, его интерес нарушается, то они должны защищаться обществом независимо от степени близости, связывающей субъектов»18.
Основным содержанием брачного договора является установление правового режима имущества супругов. Супруги в брачном договоре могут изменить правовой режим как своего раздельного имущества, так и общего имущества.
Статья 97 СК предусматривает, что в брачном договоре можно определить имущество, которое каждый из супругов или один из них передает для пользования на общие нужды семьи, а также правовой режим имущества, подаренного супругам в связи с регистрацией брака. Супруги могут предусмотреть в брачном договоре, что на имущество, приобретенное ими во время брака, не распространяется правовой режим общей совместной собственности супругов и считать это имущество общей долевой собственностью или личной частной собственностью. Приведенное положение ч. 2 ст. 97 СК вызывает некоторые замечания. Употребление термина «личная частная собственность», как было сказано, не соответствует действующему законодательству. Статья 41 Конституции предусматривает право частной собственности, а не право личной собственности. Аналогичное положение предусмотрено ст. 325 ГК. Кроме того, вряд ли можно все имущество, приобретенное во время брака, считать раздельной частной собственностью каждого из супругов. Данное положение можно предусмотреть в брачном договоре. Однако осуществить его на практике вряд ли возможно. Как указано, в ст. 3 СК для понятия семьи характерно совместное проживание лиц, связанных общим бытом, имеющих взаимные права и обязанности. Поэтому очень трудно, а порой даже невозможно установить какое имущество, приобретенное во время брака, будет принадлежать каждому из супругов.
Д. И. Курский в объяснительной записке к проекту КЗоБСО РСФСР 1925 г. писал: «Поэтому в ст. 9 проект устанавливает общую собственность супругов на все то имущество, какое у них явилось в результате их совместной брачной жизни, не ставя себе явно безнадежной и принципиальной неправильной задачи, учесть и расчленить, что и в какой мере кто из супругов внес в это общее дело»19.
Супруги могут в брачном договоре ограничить действия режима общности имущества на отдельные предметы, входящие в общее имущество супругов, предусмотрев, например, что вклады, внесенные в кредитные учреждения на имя одного из супругов, принадлежат каждому из них, либо, что вещи профессиональных занятий супругов (например, музыкальные инструменты) будут частной (раздельной) собственностью супруга, предметом профессионального труда которого они являются.
В брачном договоре может быть изменено правило ст. 62 СК, предусматривающее, что если имущество, принадлежащее одному из супругов на праве собственности, существенно увеличится в своей стоимости, вследствие общих трудовых или денежных затрат или затрат другого из супругов, оно может быть признано объектом права общей совместной собственности супругов.
В брачном договоре можно предусмотреть, что это имущество не будет менять своего правового режима, т. е. будет принадлежать тому из супругов, который был его первоначальным собственником, либо будет принадлежать супругам на праве общей долевой собственности в неравных долях. В брачном договоре можно предусмотреть способы участия супругов в доходах друг друга, порядок расходов каждым из них, размер долей в общем имуществе в случае развода, порядок погашения долгов.
В ст. 97 СК также предусмотрено, что супруги могут договориться о возможном порядке раздела имущества, в том числе и в случае расторжения брака. В соответствии с ч. 4 ст. 97 СК в брачном договоре можно предусмотреть использование принадлежащего обоим супругам или одному из них, имущества для обеспечения нужд их детей, а также других лиц. Согласно ч. 5 ст. 97 СК супруги могут включить в брачный договор любые другие условия по правовому режиму имущества, если они не противоречат моральным устоям общества20.
Таким образом, ч. 5 ст. 97 СК предоставляет супругам широкие возможности для регулирования их имущественных прав и обязанностей в брачном договоре. Супруги в брачном договоре могут изменить не только правовой режим общего имущества, но и правовой режим раздельного имущества супругов. Так, супруги могут распространять режим общности на добрачное имущество либо на отдельные предметы добрачного имущества, на вещи, приобретенные в период брака, но не в результате совместного труда супругов (полученные одним из супругов в дар, в порядке наследования либо приобретенные в период брака, но за счет средств, принадлежащих одному из супругов).
Статья 271 КоБС 1969 г. предусматривала, что условия брачного контракта не могут ухудшать положение любого из супругов по сравнению с законодательством Украины. Часть 4 ст. 93 СК предусматривает, что брачный договор не может ставить одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение. Правило этой части ст. 93 СК, как было отмечено, должно толковаться путём сопоставления её с ч. 5 ст. 97 СК. Часть 5 ст. 97 СК устанавливает, что стороны могут включать в брачный договор любые другие условия по правовому режиму имущества, если они не противоречат моральным устоям общества. В связи с этим довольно сложным является вопрос, как толковать приведенное положение ст. 27 КоБС 1969 г., ч. 4 ст. 93 СК и ч. 5 ст. 97 СК. Как отмечено в литературе, в ряде случаев условия брачного договора ухудшают материальное положение одного из супругов21.
Например, положение о том, что добрачное имущество супругов или одного из них будет считаться их общим имуществом. Если добрачное имущество одного из супругов будет гораздо больше добрачного имущества другого супруга, то материальное положение одного из супругов будет ухудшено, либо предусмотреть, что доли супругов в их общем имуществе не будут равными, либо, что имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству, будет принадлежать супругам на праве общей совместной собственности. Однако они являются действительными. Вместе с тем при применении ч. 4 ст. 93 СК и ч. 5 ст. 97 СК возникает вопрос, какие условия брачного договора, предусмотренные по воле супругов, ставят одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение, должны быть признаны недействительными.
Представляется, что в брачном договоре нельзя предусмотреть положения, ограничивающие конституционные права супругов, например, право на передвижение, право выбора профессии, рода трудовой деятельности, мировоззрения, религии, языка общения, принципа равенства мужчины и женщины. Такие условия брачного договора должны быть признаны недействительными.
В ч. 3 ст. 42 СК Российской Федерации предусмотрено, что брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов. В Семейном кодексе Украины это положение не предусмотрено. Однако недопустимость такого ограничения предусмотрена ст. 27 ГК. Недопустимость же ограничения конституционных прав, предусмотрена ст. 21 и 22 Конституции Украины.
В литературе дискуссионным является вопрос о возможности установления неравных долей в праве собственности супругов на их общее имущество, если они предусмотрят, что имущество, приобретенное ими в период брака, принадлежит им на праве общей долевой собственности, а также вопрос, могут ли супруги предусмотреть в брачном договоре, что в случае раздела их общего имущества, их доли при разделе будут неравными.
3. В. Ромовская отмечает, что отступление от равенства долей является основным элементом брачного договора, и что проект СК. прямо предусматривает возможность отступления от принципа равенства в имуществе, нажитом в период брака22. Однако прямо это положение не предусмотрено в ч. 3 ст. 97 СК., хотя и не запрещено.
Л. М. Пчелинцева отмечает, что супруги в брачном договоре могут установить, что при праве общей долевой собственности на нажитое в период брака имущество, размер их долей в праве собственности на это имущество, будет неравным23. А. В. Дзера также считает, что доли супругов в их общем имуществе могут быть неравными24.
Вместе с тем А. В. Дзера и Т. А. Ариванюк утверждают, что согласие одного из супругов на получение в период брака меньшей доли имущества или полный отказ от нее с юридической точки зрения означает отказ лица от приобретения им субъективных гражданских прав, что противоречит основополагающим принципам конституционного и семейного права. А. В. Дзера утверждает, что право на собственность является элементом конституционного статуса человека, оно не может быть отчуждено, ограничено, отобрано и т. д.
С приведенным положением нельзя полностью согласиться. Право на приобретение имущества в частную собственность действительно является конституционным правом человека (ст. 41 Конституции Украины). Согласие одного из супругов на получение меньшей доли имущества, приобретенного в период брака, либо полный отказ от нее не является отказом от приобретения субъективных гражданских прав.
В указанном случае супруг отказывается от имеющегося у него субъективного права собственности на долю в общем имуществе или дает согласие на уменьшение своей доли в праве собственности на общее имущество, т. е. распоряжается имеющимся у него субъективным правом собственности на определенное имущество, а не отказывается от приобретения субъективных гражданских прав.
Большинство субъективных гражданских прав, как отмечено в литературе, отчуждаемы и передаваемы. Если в брачном договоре предусмотрено, что у супругов возникает право общей долевой собственности на приобретенное ими в период брака имущество, то любой из супругов имеет право самостоятельно распорядиться своей долей в праве общей долевой собственности (ст. 361 ГК).
Следовательно, любой из супругов имеет право распоряжаться принадлежащей ему долей в праве общей долевой собственности, а также может дать согласие на получение меньшей доли имущества, приобретенного в период брака, либо отказаться от нее. Такое согласие или отказ действительны, если они выражают действительную волю супруга, давшего такое согласие или отказ. Такое согласие или отказ не противоречат моральным устоям общества, и не ставит супруга, давшего их, в чрезвычайно невыгодное материальное положение, если он обладает достаточными материальными средствами. Статья 347 ГК прямо предусматривает возможность лица отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество.
Если в связи с заключением брака один из супругов вселяется в жилое помещение, принадлежащее другому из супругов, супруги в брачном договоре могут договориться о порядке пользования им. Жилье может принадлежать одному из супругов на основании права собственности или на условиях договора жилищного найма.
Супруги в брачном договоре могут предусмотреть условия освобождения жилого помещения тем из супругов, который вселился в него, в случае расторжения брака с выплатой денежной компенсации либо без нее. Если жилое помещение принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, то супруги могут договориться о разделе его в равных долях или о его разделе с отступлением от равенства долей, а также решить вопрос о проживании или не проживании каждого из супругов в жилом помещении. При этом в соответствии с ч. 7 и ч. 8 ст. 7 СК должны быть учтены права малолетних и несовершеннолетних детей на пользование жильем.
В брачном договоре могут быть также предусмотрены условия пользования жилым помещением, которое принадлежит одному из супругов либо им обоим, родственникам каждого из супругов. Очевидно, что супруги при этом должны предусмотреть условия проживания этих родственников. В брачном договоре можно также предусмотреть права и обязанности супругов по взаимному содержанию (ст. 99 СК, п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 16.06.1993 г. Об утверждении порядка заключения брачного контракта).