Понятие представительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

В словаре современного русского литературного языка слово "представитель" выражает четыре смысловых значения, притом употребление его как лица, действующего по поручению кого-либо, представляющего кого-либо, чьи-либо интересы, имеет четыре смысловых оттенка. Институт представительства исторически сложился в гражданском праве. Однако в ходе дифференциации единой системы права и выделения из гражданского права в самостоятельные отрасли гражданоко-процессуального, трудового, семейного права, нормы о представительстве сохранились, а в ряде случаев получили специфические особенности в соответствующих отраслях законодательства.

Прикрепленные файлы: 1 файл

представительство.docx

— 50.61 Кб (Скачать документ)

5) действие, совершаемое по отношению к третьим лицам;

6) действие, совершаемое при осведомленности третьих лиц о представительном характере  действия.

Таким образом, выступление  от имени представляемого—это правомерное действие представителя, совершаемое в интересах представляемого по отношению к третьим лицам, осведомленным о представительном характере действия, и направленное на приобретение или осуществление прав и обязанностей представляемого с непосредственным правовым результатом для последнего. Иными словами, представительство в гражданском праве характеризуется полным замещением представляемого представителем в процессе совершения тех или иных юридических действий.

Гражданско-правовое представительство связывает воедино трех самостоятельных субъектов: представляемого, чьи права и обязанности устанавливаются или осуществляются представителем, представителя, который эти права и обязанности устанавливает или осуществляет, и третье лицо, непосредственно по отношению к которому они устанавливаются или осуществляются.

  В этом плане представительство выступает как средство «юридической трансмиссии прав и обязанностей между представляемым  и  третьим  лицом», т. е. как средство организации, упорядочения (возникновения, изменения или прекращения) определенного правоотношения между представляемым и третьим лицом.

Отношения по представительству  не являются имущественными, ибо не опосредуют отношения собственности ни в статике, ни в динамике. Через посредство представителя устанавливаются и осуществляются как имущественные, так и неимущественные правовые связи. Неимущественный характер полномочия (основного элемента содержания представительства), данного на приобретение прав и обязанностей представляемого, очевиден. Но правоотношение представительства, вопреки имеющемуся в литературе мнению, не становится имущественным и в случае, когда полномочие дано на осуществление имущественных прав или обязанностей11. Имущественное право, обязанность представляемого и полномочие на их осуществление не тождественны: последнее представляет собой возможность осуществить первое. На неимущественный характер полномочия указывает и то, что и при осуществлении имущественного права (обязанности) представляемого полномочию не соответствует какая-либо имущественная обязанность (право) ни представляемого, ни третьего лица. Сама по себе связь неимущественных прав и обязанностей, составляющих юридическое содержание правоотношения представительства, с правоотношениями имущественными, выражающаяся в том, что в силу полномочия представитель приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности представляемого, не превращает неимущественные правовые связи в имущественные.

Будучи неимущественным  гражданским правоотношением, представительство характеризуется тем, что в результате его реализации происходит «организация» (возникновение, изменение, прекращение) других правоотношений (между представляемым и третьим лицом), что позволяет отнести его к числу организационных правоотношений12

Представительство как межотраслевой институт.

 

Институт представительства  известен ряду отраслей права и праву  международному, в связи с чем  его иногда называют межотраслевым  институтом. Однако в правовой науке представительство не получило своего развития в виде общего юридического понятия. В общей теории права категория представительства не рассматривается.

К межотраслевым признакам  представительства можно  отнести  следующие:

1) институт представительства  регулирует отношения, в рамках  которых одно лицо (представитель)  оказывает юридическое содействие  другому (представляемому) в приобретении  и реализации субъективных прав  и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами;

2) такое содействие осуществляется  в интересах представляемого;

3) сама возможность, содержание  и пределы указанного содействия определяются полномочием — субъективным правом представителя;

4) в процессе осуществления  полномочия представитель действует по отношению к третьим лицам;

5) в результате осуществления  полномочия для представителя  не возникает правовых последствий  по отношению к третьим лицам.

Отсутствие общетеоретического понятия представительства и легального определения сущностных признаков представительства в отдельных отраслях права, кроме права гражданского, с одной стороны, многозначность этого слова в его обиходном словоупотреблении—с другой, обусловили то обстоятельство, что в различных отраслях права понятие представительства, обладая указанными общими признаками, в то же время имеет неадекватное содержание.

Термин, используемый для  обозначения одного и того же понятия, должен быть однозначным. В связи  с этим в литературе справедливо  отмечается, что для обозначения не совпадающих между собой правовых понятий нельзя применять один и тот же термин. Однако на практике приходится считаться с тем, что в один и тот же термин в различных отраслях права законодатель и теория иногда вкладывают не тождественное  содержание. Например, под членами семьи в семейном праве понимаются близкие родственники, в жилищном же и трудовом праве содержание термина «член семьи» намного шире. То же самое имеет место в отношении представительства.

 Если в гражданском  праве представительство связано с совершением юридических действий от имени представляемого, порождающих для него обязательные юридические последствия, то в уголовном и гражданском процессе представителями именуются также лица, которые оказывают представляемому юридическую помощь, действуя при этом от собственного имени, хотя и в интересах представляемого.      

Чтобы распространять легальную  дефиницию термина, имеющуюся в  одной отрасли права, на другую, следует  посмотреть, нет ли к этому каких-либо препятствий, установить, не придал ли законодатель в других отраслях права  этому термину иное значение13. Между тем это не всегда учитывается исследователями представительства в различных отраслях права.

Обоснование наличия представительства  в уголовном или гражданском  процессе иногда строится исходя из специфического признака гражданско-правового представительства (выступление одного лица от имени другого с непосредственным правовым результатом для последнего) с возведением этого признака в ранг общего признака представительства безотносительно к его отраслевой принадлежности. Однако с этих позиций любая аргументация тезиса «адвокат—представитель потерпевшего в уголовном процессе» сводится на нет, ибо, выступая в защиту интересов, адвокат не совершает при этом юридических действий, порождающих непосредственные юридические последствия для потерпевшего, а действует от собственного имени. Представитель в гражданском процессе выступает от имени представляемого лишь в случаях, когда совершает юридические действия, порождающие для представляемого определенные процессуальные или материальные юридические последствия (предъявление или признание иска, заключение мирового соглашения и др.). Во всех иных случаях (составление процессуальных документов, выступление с речью в суде, обращение с вопросами к участникам процесса и др.) судебные представители действуют от собственного имени в интересах представляемых, оказывая  последним  квалифицированную  юридическую помощь. Поэтому когда адвокат и истец (ответчик, третье  лицо)  действуют  в  процессе  совместно и функции первого ограничиваются действиями по доказыванию, представительство в его гражданско-правовом смысле не имеет места. Таким образом, наличие представительства в уголовном и гражданском процессе можно обосновать лишь исходя из неадекватности значения, которое придается термину «представительство» в различных отраслях права. Конкретное содержание термина «представительство» определяется его отраслевой принадлежностью, целями и задачами представительства в той или иной отрасли права14.

Значительное сходство признаков  материального и процессуального  гражданско-правовых институтов представительства нашло свое отражение в правовой науке: вопрос о том, следует ли рассматривать гражданско-процессуальное представительство как одну из разновидностей общегражданского представительства15 или, наряду с последним, как самостоятельный вид представительства16, является дискуссионным. Вопрос о соотношении общегражданского и судебного представительства должен решаться в зависимости от того, нормами какой отрасли права регулируются отношения по представительству. В связи с тем, что внутренние отношения представительства (между представителем и представляемым) в гражданском процессе регулируются нормами материального, а внешние (между представителем и судом, арбитражем) —нормами процессуального гражданского права, следует признать, что гражданско-процессуальное представительство являет собой институт, содержащий нормы и материального, и процессуального гражданского права. Судебное представительство, справедливо отмечают И. М. Ильинская и Л. Ф. Лесницкая, Включает в себя «материально-правовые и процессуально-правовые признаки, совокупность которых определяет содержание данного правового института, регулирующего как отношения между представителем и представляемым, так и отношения между представителем и судом»17.

Общими признаками общегражданского и процессуального представительства являются гражданско-правовой характер внутренних правоотношений по представительству, возникновение их в основном в силу одних и тех же юридических фактов.

В то же время общегражданское  представительство отличается от гражданско-процессуального  рядом существенных признаков, и  прежде всего целями и задачами. Если целью гражданско-правового  представительства является установление, изменение и прекращение субъективных прав и обязанностей представляемого  в его отношениях с третьими лицами, то цель судебного представительства — оказание помощи гражданам и организациям в осуществлении ими процессуальных прав и содействие осуществлению правосудия по гражданским делам. Отсюда вытекает второе существенное отличие общегражданского представительства от процессуального: первое всегда предполагает выступление представителя от имени представляемого, для второго же характерна необязательность элемента замещения. Процессуальный представитель может действовать как вместо представляемого, так и наряду с ним, выступая от собственного имени. Кроме того, процессуальное представительство отличается от общегражданского по отраслевой принадлежности внешних правоотношений представительства, по способу установления содержания полномочия, по видам представительства и др. Изложенное предопределяет самостоятельный характер гражданско-процессуального представительства, содержащего, как было отмечено, наряду с процессуальными, и нормы гражданского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания представительства.

Юридические факты, являясь реально существующими фактами, оказывают воздействие на общественные отношения. Норма права воздействует на поведение человека через посредство юридических фактов. Связывая с предусмотренными законом фактами возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей,  закон тем самым воздействует на регулируемые им общественные отношения. Права и обязанности не могут возникать непосредственно из закона. Юридическими фактами являются события, действия людей, с которыми норма права связывает возникновение прав и обязанностей, т.е. наступление определенных последствий.

В юридической литературе к основаниям представительства  относят те юридические факты,  с которыми закон связывает признание  одного лица представителем другого  лица до начала его деятельности в  качестве такового. Другими словами, все юридические факты, которые дают основание рассматривать одно лицо представителем другого лица, являются основаниями представительства. Подобное определение не дает четкого разграничения между основаниями представительства и полномочия. Основания представительства (договор поручения, трудовой договор) нельзя смешивать с основаниями полномочия (доверенность), так как они могут и не совпадать18.

Классификация фактов, с  которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, проводится по признаку отношения их к воле человека. Юридические факты в зависимости от наличия в них проявления воли  распадаются на две группы: юридические события и юридические действия. Последние в свою очередь от направленности воли подразделяются на юридические акты (воля специально направлена на порождение правовых последствий) и юридические поступки. Неволевой характер события нельзя понимать упрощенно, в том смысле, что оно вообще никогда не вызывается деятельностью человека. Волевые акты могут служить причиной не только совершения действий, но и наступления событий. Эта классификация является отправным моментом в определении сущности и юридической природы каждого отдельного юридического факта19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  представительства.

 

Классификация оснований  представительства должна  иметь  в своей основе общее деление  юридических фактов на события и  юридические действия. При этом такая  группировка оснований представительства  имеет особый смысл. В одних случаях  представительство возникает независимо от воли представляемого, в других случаях оно устанавливается по воле представляемого. Исходя из различий в основаниях представительства, вполне резонно подразделять его не два вид: обязательное (законное) и добровольное. Обязательное представительство возникает вследствие обстоятельств, не зависящих от воли представляемого, причем юридические факты - основания представительства - не регулируют отношений между представляемым и представителем. Это делает закон. При добровольном представительстве юридический факт, послужив основанием для отношений представительства, определяет поведение представителя путем дачи инструкций со стороны представляемого, которые могут и не совпадать с полномочием, вытекающим из доверенности.

Деление представительства  на обязательное (законное) и добровольное, учитывая в конечном счете, группировку юридических фактов в зависимости от проявления в них человеческой воли, исходит из предпосылок и социально-экономической обусловленности существования двух видов представительства.

 

Обязательное (законное) представительство

 

Гражданский закон признает всех граждан субъектами права независимо от их способности отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками. Правоспособность, обладая общественно-юридическим свойством, не может быть передаваема и восполнима действиями других лиц. Для гражданского права понятия правосубъектность и правоспособность равнозначны.  Субъект права - это гражданин, способный быть носителем прав и обязанностей в гражданском правоотношении. В то же время способность обладать правами и обязанностями именуется правоспособностью.

Информация о работе Понятие представительства