Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:31, реферат
Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков.
Сущность глобализации. Подходы к определению.
Положительные и отрицательные стороны глобализации.
Влияние глобализации на экономику РФ.
При этом США, безусловно, продолжат
беззастенчиво эксплуатировать
уникальное местоположение доллара
как мировой резервной валюты,
используя ее эмиссию как инструмент
покрытия гигантских торговых дефицитов
и накопившейся внешней задолженности.
"Такое поведение может
Так или иначе, налицо трудности приспособления к вызовам глобализации для стран развивающихся (PC) и с переходной экономикой (СПЭ) из-за отсутствия у них таких средств, которыми располагают промышленно развитые страны (ПРС), неподготовленности национальных правовых, экономических, административных систем и механизмов и т.д. Это нередко заставляет СПЭ, в том числе Россию, и особенно РС принимать правила игры,
устанавливаемые более сильными
участниками мирового хозяйства. Растущий
разрыв в уровне благосостояния богатых
и бедных стран ведет к вытеснению
последних на обочину мирового хозяйства,
увеличению в них безработицы, обнищанию
населения. PC вполне правомерно указывают
на то, что глобализация в том
виде, как она развертывалась в
истекшие годы, не только не решила, но
даже обострила проблемы, мешающие
подлинной интеграции этих стран
в систему мирохозяйственных
связей и более или менее
О глубине глобальной проблемы бедности и отсталости в PC в настоящее время наглядно свидетельствует, например, тот факт, что из более чем 6 млрд. жителей Земли только 0,5 млрд. живут в достатке, а более 5,5 млрд. испытывают более или менее острую нужду или даже ужасающую нищету. При этом, если в 1960 г. доходы 10% самого богатого населения мира превышали доходы самого бедного населения в 30 раз, то к концу ХХ века — уже в 82 раза.
Правда, вопрос о воздействии ГЭ на распределение доходов в мире является спорным. Эксперты Программы развития ООН (ПРООН) и Конференции ООН по торговле и развитию
— организаций, призванных отстаивать интересы развивающихся стран, — вновь и вновь утверждают, что в условиях ГЭ в мире происходит дивергенция, т.е. усиление дифференциации доходов между богатыми и бедными странами в пользу первых при общем увеличении численности и удельного веса беднейшей (т.е. живущей менее чем на 1 доллар США в день) части населения Земли.
Однако ряд видных ученых
(С.Бхалл, Х.Сала-и-Мартин, Ю.Шишков) доказывают
обратное: конвергенцию (т.е. уменьшение
расслоения) доходов между Севером
и Югом и сокращение численности
и удельного веса беднейшего населения.
Научный спор о мировом распределении
доходов в условиях ГЭ, видимо, разрешит
время: "возраст" глобализации еще
слишком мал, чтобы иметь достаточно
длинные и надежные статистические
ряды данных, позволяющие сделать
твердое заключение о наличии
той или иной тенденции. Уже через
5-10 лет такие данные могут пополнить
арсенал науки. При всех случаях
нахождению истины здесь способствовала
бы открытая дискуссия между сторонниками
приведенных выше точек зрения по
методологии расчета
В то же время исследователи, как правило, сходятся в том, что ГЭ усиливает расслоение внутри развивающихся стран, особенно беднейших. "Тенденция к глобализации международных рынков, — отмечает американский экономист Н.Бердсолл, — приводит к возникновению фундаментального противоречия: свойственное этим рынкам неравенство способствует усилению неравенства в развивающихся странах". Правда, вклад собственно глобализации, как отдельно от нее и других факторов (законы рыночной экономики как таковой и др.) в формирование и развитие этого противоречия пока не удалось выделить никому.
7. Сказанное о глобальном
распределении доходов еще в
большей мере относится и к
проблематике научно-
50). Большинство из них,
как известно, расположены в Африке.
Что же в конечном счете
глобализация несет странам —
угрозу или новые возможности?
Однозначно ответить на этот
вопрос практически невозможно,
ведь баланс позитивных и
Влияние глобализации на экономику РФ.
Экономический отрыв развитых стран, активно участвующих в процессах глобализации, от других стран мира стремительно нарастает. К настоящему времени на долю ТНК приходится 70% мировой торговли, до 50% мирового промышленного производства и 80% иностранных инвестиций. На долю 20% наиболее богатой части населения приходится 83% мирового дохода. Воспользоваться новой возможностью ускоренного развития могут лишь страны, имеющие значительный научно-образовательный потенциал, в первую очередь Россия.
Россия вступает в новый
мир предельно ослабленной. Ее доля
в мировом ВВП составляет, по разным
оценкам, от 0,6 до 1,5%, доля стран семерки
- 75%. По душевому доходу и индексу
человеческого развития она оказалась
соответственно в седьмом и восьмом
десятке стран. Участие в течение
многих лет на одном из «ковров»
мирового соперничества (гонке вооружений)
позволило получить многое: развитый
ВПК, членство в мировой восьмерке
как ядерной державы, достойный
уровень науки и образования.
Даже сейчас, после десятилетия потрясений
Россия превосходит США по числу
научно-исследовательских
Так, доля ВВП России (в границах 1992 г.) в мировом масштабе в 1913 г. составляла 5,03%, а в 1999 г. - 1,63%. ВВП на душу населения в 1913 г. составлял 96,7% от среднего мирового уровня, в 1999 г. - 66,1%. Рост ВВП в XX веке в России составлял 1,1% в год, в США - 1,9%, в Японии - 3,24% . В начале века ВВП на душу населения в России был больше, чем у Японии и Португалии (28%, 25% и 25,5% от уровня ВВП США соответственно), в конце века ситуация разительно иная: 14,4%, 76,2% и 50,1% [10], Отсюда понятна и смена лозунга развития России: вместо прежнего лозунга «Догоним и перегоним Америку!» в настоящее время действует более приземленный призыв «Догоним Португалию за десять лет!».
Объективно мы развивающаяся
страна, ментально большая часть
населения и элиты продолжает
жить в великой державе. Глобализация
бросает России новый вызов, и
ответ может быть найден не только
и не столько в поисках денег,
инвестиций для развития, но и осознании
целей развития. История XX века тому
еще одно подтверждение. Решающую роль
в нем сыграло главное
В общественном сознании направления этих изменений уже начинают определяться. Происходит:
1. Признание важности
конкуренции для развития
2. Осознание и принятие
практически отсутствующих в
историческом опыте российской
науки и техники правил и
методов процесса инноваций
3. Понимание необходимости
максимального выхода научно-
4. Понимание особой важности
нового качества власти для
дальнейшего развития России, необходимости
демократических процедур и «
Политически и экономически Россия уже в глобализации. Пришло время войти в нее уникальной культуре России, ее науке и образованию, войти всем, кто может соревноваться на новых «коврах» состязаний. Войти, чтобы устранить новые угрозы, чтобы сохранить и развить свои особенности, чтобы сделать Россию успешной и процветающей.
Слово «глобализация» для подавляющего большинства населения России пока ничего не значит. Ментально мы все еще живем в своем прошлом, реально заняты обустройством своей жизни «сейчас и здесь», и нас по сложившейся привычке мало интересует, что происходит за пределами «малой» и «большой» Родины.
Позиция об технологической отсталости России присутствует и в «Новой карте мира» известного либерального экономиста - Джеффри Сакса (2000 г.).
Практически вся территория России на ней окрашена в безысходный черный цвет полной «технологической бесперспективности», страны, не производящей новые технологии и не имеющей возможности использовать для своего развития технологии других стран.
С этим уже совсем соглашаться
не хочется, потому что именно в 2000 г.
начался процесс
В тот момент Москве определяться уже было не нужно. Она свой выбор сделала раньше, не отступая от своей судьбы: торговать, торговать и еще раз торговать. Торговать финансами, товарами, влиянием и всем тем, чем она торговала более 800 лет со дня своего основания. Объявив себя в начале 90-х годов постиндустриальным городом, она с кипучей энергией занялась, как и прежде, экономикой услуг и на сегодня решила практически все свои проблемы.
Не надо было определяться Тюменской области с двумя округами и Кемеровской области. Пока в их недрах будет нефть и уголь - все с бюджетами будет в порядке. Не стал определяться по-новому и Красноярский край - этот великий труженик двух последних мировых войн: Великой Отечественной и «холодной». В дополнение к теплому, по выражению Президента РФ, российскому «нефтяному» одеялу он запасся на какое-то количество лет своим не менее теплым «никелевым» одеяльцем, и глобалистические страсти ему пока нипочем. Вот придет беда, тогда и отворим ворота - основной стратегический смысл этого выбора.
Выбирать прежде всего
приходится тем регионам, у которых
другого выбора-то и нет. Первым начал
Санкт-Петербург, по-видимому, ошеломленный
невероятным успехом своей
Более года назад родился не менее амбициозный план будущего Екатеринбурга. Предложено за 6-8 лет с нуля построить самый большой (на 250 тыс.) университет в Евразии и обучать там десятки тысяч иностранных студентов из Европы и Азии по новым современным программам. На мой вопрос: «Неужели вы в самом деле думаете, что это возможно?» - один из участников этого проекта, проректор ЕГУ, сказал: «А почему бы и нет? 160 га земли город нам уже выделил, осталось получить одобрение свыше, и многие люди тогда будут готовы вкладывать сюда большие деньги. Известно же, что образование очень выгодное дело. Достаточно посмотреть на опыт томских университетов, бюджет которых в этом году почти сравнялся с бюджетом города Томска». Я проверил. И в самом деле оказалось, что в 2004 г. бюджет Томска - около 2 млрд. рублей, а у Томского политехнического университета - 1,5 млрд. руб.