Теория и методология географических исследований проблем народонаселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:04, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: показать суть теорий географических исследований проблем народонаселения.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические и методологические аспекты географических исследований проблем народонаселения;
2. изучить работы основных исследователей в области народонаселения;

Содержание

Введение
Глава 1. 1.1.Предыстория географии населения от античности до XVIII в.
Теория Мальтуса.
Глава 2. 2.1 XIX в. – от Гумбольта до Ратцеля. Позднейшие зарубежные школы в географии населения.
2.2. Теория демографического перехода.
2.3 Концепция второго демографического перехода
Глава 3. География населения в России и СССР.
Рафаил Михайлович Кабо.
Николай Иванович Ляликов.
Даниил Ильич Богорад.
Владимир Георгиевич Давидович.
Вадим Вячеславович Покшишевский.
Заключение.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат (Автосохраненный).docx

— 52.01 Кб (Скачать документ)

Арсеньеву принадлежат первая попытка систематического исследования географии городов России (1832-1834); здесь особенно акцентировано географическое положение городов в системе  водных путей, прослежена динамика их исторического роста. Характерно, что  в одной из своих поздних работ  Арсеньев высоко оцениваемую им будущность Сибири связывает с перспективами  развития ее населения.

Позитивистские социологические  теории первой половины XIX в., безраздельно господствовавшие в образованном европейском обществе вплоть до появления первых работ  К. Маркса и Ф. Энгельса, получили свое увенчание в известном труде Т. Бокля «История цивилизации в Англии». Взгляды Бокля имели впоследствии очень сильное влияние на трактовку проблем населения географами.

Круг идей, развитых Боклем, стал использоваться географами при истолковании социально- экономических и демографических процессов уже тогда, когда идеи эти уже устарели, когда география могла бы уже опираться при исследовании проблем населения на учение исторического материализма,  созданное Марксом и Энгельсом. Боклевы представления в сущности легли в основу немецкой школы антропогеографии, ставшей господствовать в географии населения к началу XX в. создателем этой школы принято считать Ф. Ратцеля.

Становление антропогеографии пришлось на тот период, когда наука  уже была обогащена трудами Маркса и Энгельса. Но хотя учение исторического  материализма, показав решающую роль способа производства, давало единственно  правильный ключ к пониманию места  в историческом процессе населения, профессиональная географическая наука  прошла фактически мимо этого учения. Широкое использование географами общих методологических указаний и  разработок отдельных проблем народонаселения , содержащих в трудах Маркса, Энгельса, а затем  Ленина и других марксистов, связано с более поздним временем, и очагом марксистского решения проблем географии населения оказалась наша страна.

Антропогеография свое дальнейшее развитие получила в образе сложившейся  в США школы инвайроментализма. Одна из основоположниц этой школы - Э. Симпл декларировала преемственность с немецкой антропогеографией.  Наряду с инвайроменталистами, накопившими немало интересных фактических публикаций по географии населения, выделялось и крайне реакционное крыло этой школы, характерным представителем которого был Э.Хантингтон. Всю историю цивилизации и ход распространения ее по Земле он пытался непосредственно вывести из климатических изменений.

Своеобразной «тенью», но одновременно и отрицательной реакцией на детерминизм антропогеографов и их приемников- инвайроменталистов стала так называемая школа «географии человека», возникшая во Франции на рубеже XIX и XX вв. Школа эта, с точки зрения развития географического изучения населения уже потому, что она делает население в его взаимоотношениях с географической средой центральным предметом исследования.

2.2. Теория демографического перехода.

 

Демографический переход — исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к современному.

Этот термин был впервые введен в научное  обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах. В результате значительного снижения смертности (на первых порах главным образом из-за успешных противоэпидемических мероприятий) и сохранения высокого уровня рождаемости в этих странах резко ускорился рост населения, что получило название демографического взрыва. Было выяснено, что аналогичные изменения произошли в основном уже в XIX веке и в ныне экономически развитых странах, но в них резкое ускорение роста населения сопровождалось снижением уровня рождаемости и в конечном счете стабилизацией роста населения. С другой стороны, достаточно быстрое снижение рождаемости наблюдается в настоящее время и в странах Третьего мира, многие из которых (например, Иран) уже достаточно близки к завершению демографического перехода.

В концепции  демографического перехода выделяются четыре последовательных этапа в  демографической истории человечества. Обозначим коэффициент рождаемости  через R(x), коэффициент смертности через S(x), тогда прирост коэффициента рождаемости будет R'(x), а коэффициента смертности будет S'(x).

  • На первом этапе обнаруживается меньшее снижение коэффициента рождаемости чем снижение коэффициента смертности (R'(x)>S'(x)), следовательно коэффициент естественного прироста максимален (прирост максимальный). К 1925 г. этап пройден промышленно развитыми странами.
  • На втором коэффициент смертности снижается и достигает минимума (S'(x)=0,(min)), в то время как коэффициент рождаемости снижается быстрее коэффициента смертности (R'(x)<S'(x)), что приводит к замедлению прироста населения, а также к демографическому старению населения.
  • На третьем коэффициент смертности увеличивается (S(x) растёт) (вследствие демографического старения), а также замедляется снижение коэффициента рождаемости (R'(x) падает). К концу третьего этапа коэффициент рождаемости примерно равен уровню простого воспроизводства, а коэффициент смертности ниже уровня простого воспроизводства. (R(x) ≈ 2.1, S(x) < 2.1, где 2.1 — это уровень простого воспроизводства).
  • Наконец, на четвертом этапе коэффициент смертности увеличивается (S(x) растёт), и становится равным коэффициенту рождаемости. (S(x)=R(x)) Процесс демографической стабилизации заканчивается.

В настоящее  время развивающиеся страны находятся  на 2-3 этапах, развитые — вышли на 4 этап, при этом во многих из них  смертность превысила рождаемость  и наблюдаются отрицательные  показатели естественного прироста населения.

Переход от высоких  уровней рождаемости и смертности к низким и получил название демографического перехода. Согласно такой периодизации, экономически развитые страны уже завершили демографический переход, а развивающиеся заканчивают второй и вступают

в третий этап, то есть выходят из состояния демографического взрыва и приближаются к завершению демографического перехода.

В настоящее  время процесс демографического перехода завершили Россия, Китай и все развитые страны. В процессе резкого падения рождаемости находятся Египет, Алжир, Мексика, Бразилия, Аргентина, ряд других стран Латинской Америки. В последние годы в Иране, Турции и Тунисе рождаемость снизилась до уровня простого замещения поколений. (см. статданные)

Число стран  с уровнем рождаемости, недостаточным  для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества.

2.3 Концепция второго демографического перехода

 

Как попытка  дать адекватное теоретическое объяснение современной и будущей ситуации, возникла гипотеза «Второго демографического перехода», происходящего в Европе (сходные идеи выдвигаются также в рамках гипотезы о пятой фазе демографического перехода). Авторы концепции второго демографического перехода Р. Лестэр и Д. Ван де Каа доказывают, что современная демографическая ситуация и главная ее особенность — снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения — обусловлены принципиально иными причинами по сравнению со снижением рождаемости во время первого демографического перехода (Lesthaeghe, van de Kaa 1986; van de Kaa 1987).

Основная идея, лежащая в основе концепции второго  демографического перехода, была заложена в 1986 году. Ван де Каа (van de Kaa 1987) утверждает, что с середины 1970-х годов Европа вступила на новую стадию в ее демографической истории. Он предполагает, что демографический переход XIX столетия необходимо рассматривать как первый переход. «Неожиданные», «запутанные» изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов отметили начало второго демографического перехода. К этому времени уже закончился послевоенный «бэби-бум» и утвердилась долговременная тенденция к дальнейшему снижению рождаемости.

 

 

 

 

Глава 3. География  населения в России и СССР.

В царской России конца  XIX начала XX в. в официальной географической науке при изучении проблем населения широкое распространение имели взгляды антропогеографической школы. Стремление к «познанию России» предполагало тщательное, притом непременно с выявлением порайонных различий. И многие до революционные работы этого рода (например, погубернские описания, выполненные офицерами генерального штаба, многотомная «Россия», созданная усилиями Семенова-Тян-Шанского)  выделялось обстоятельностью географических характеристик населения.

Среди факторов, игравших в  России существенную роль в развитии географического изучения населения, надо назвать еще один, практически  не имевший на Западе полноценного аналога: многонациональность страны, интерес- гуманистический, просветительский- к населявшим ее народам. Изучение этногеографии и хозяйственного быта народов России, особенно ее окраин, стало органической частью деятельности русского географического общества.  Многие из таких работ велись согласованными за свои убеждения революционерами.

Среди дореволюционных русских  географов, уделявших значительное внимание населению, можно выделить Д.Н. Анучина (правда, населением он занимался  главным образом в антропологическом  и этнографическом плане), А.И. Воейков и В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Труды Воейкова по географии населения - как глобально – теоретического характера, так и касавшиеся многих проблем расселения в России - стояли на голову выше зарубежных антропогеографических образцов, за которыми в то время по большей части тянулась русская казенная университетская наука.

Что касается В.П. Семенова-Тян-Шанского, то, создав конкретное исследование форм расселения России, он в теоретических своих высказываниях откровенно присоединяется к антропогеографической школе. Эти его взгляды сказывались и в его позднейших работах - уже советского времени.

В возрождении в СССР –  уже на новых марксистских основах - географии населения в целом очень велики были заслуги Р.М. Кабо, Н.И. Ляликова, Ю.Г. Суашкина. Они подняли интерес к этой тематике в Московском университете и МГПИ имени Ленина, где под их руководством выросло немало талантливых учеников.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рафаил Михайлович Кабо (1886-1957).

Р.М.Кабо,  с именем, которого в первую очередь связано становление советской географии населения, был талантливым представителем той группы специалистов в области общественных наук, которые пришли в экономическую географию после Октябрьской революции. Он много сделал для формирования марксистской экономической географии.

Круг научных интересов  Кабо как географа был весьма широк, но особенное внимание его привлекали наряду с проблемами географии населения основные методологические вопросы экономической географии, историко- экономическая география и вопросы подготовки научной смены.

Вступив после Октябрьской  революции в Красную Армию, Кабо преподавал политическую экономию и экономическую географию в военно- учебных заведениях. С 1934 г. в течении 20 лет он был профессором географического факультета МВГПИ им. Ленина, где долгое время руководил кафедрой экономической географии; одновременно читал в Московском университете созданный им курс географии населения.

Первое научное исследование Кабо относится к 1916 г. – это «Потребление городского населения России» (1918). В нем анализируются данные бюджетных и выборочных обследований состава питания различных социальных грум населения ряда городов России.

В 1930-1931 гг. Кабо принимает участие в двух экспедициях в Тувинскую Народную Республики. Он изучает народное хозяйство и население этой республики, участвует в составлении первого народнохозяйственного плана Тувы, в разработке материалов сельскохозяйственной и демографической препеписи.

Очерк Кабо «Высокогорные степи Чуйской долины Алтая (природы и население)» представляет один из первых опытов географической характеристики населения с его хозяйственной деятельностью и бытом для небольшой территории. 

В первые послевоенные годы Кабо много работает также над историко- экономическом изучением городов Западной Сибири, результатом чего явилась монография « Города Западной Сибири». В ней рассмотрены процесс возникновения и развития системы городов всей этой крупной части страны.

Николай Иванович Ляликов (1900-1961)

Он был одним из зачинателей  географии населения, внес большой  вклад в экономическую географию  районов СССР и в методику преподавания экономической географии.

Окончил Московский государственный  университет (1925). Ученик Н.Н. Баранского.

Профессор кафедры экономической  географии Московского государственного педагогического института имени  Ленина.

Опубликовал книгу «Советская Украина: Очерк экономической географии» (1954), был одним из соавторов трёхтомника  «Экономическая география СССР» (1954—1958). Написал учебник для средней  школы «Экономическая география  СССР» (1957). Цикл статей Ляликова «Очерки по географии населения СССР» (1948—1949) сыграл важную роль в формировании советского подхода к географии населения.

Даниил Ильич Богорад (1902- 1967)

Экономико-географ, градостроитель. Доктор географических наук (1961). Окончил юридический и экономический факультеты Харьковского института народного хозяйства. В 1923–30 работал в Госплане Украины. В 1934–62 вел научно-организационную работу в Украинском институте по проектированию городов (после войны 1941—45 – в Киеве). Один из создателей теории районных планировок, специалист в области территориального планирования и градостроительства. Участвовал в разработках генеральной схемы районных планировок в Донбассе и в др. регионах Украины, схемы перспективного развития УССР и районной планировки Молдавии. Автор работ по конструктивно-прогнозным проблемам территориального развития и градостроительства. Автор работ: Планировка промышленного района, 1940 (соав.); Будунгий Донбасс, 1946; Районная планировка. Вопросы планировки промышленных районов, 1960; Конструктивная география района. Основы районной планировки, 1965; Городские агломерации Украинской ССР, 1966.

Информация о работе Теория и методология географических исследований проблем народонаселения