Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:39, контрольная работа
Трехтысячелетний опыт позволил Китаю много раньше Запада понять, что «влияние важнее власти». Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к организованному, естественному, точно дозированному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем. В средние века это вполне современная стратегия называлась цзинцзи – сокращенная форма от «цзинши цзиминь» (управление миром, помощь народам).
Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев – память о преступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.
Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в. Островное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а Китайская экономика, несмотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10 - 8% в год.
Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же время выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.
Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.
Для отношении КНР со странами АСЕАН и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных специалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того, он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуникационной и транспортной активности в АТР, то есть превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции.
В Китае тоже имеется аналогичный план – «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР11. На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в. вероятнее всего произойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в самую мощную финансово-экономическую империю.
5. Сущность геополитики Китая.
Многие
проблемы существования и развития
Китая заставляют его искать выход
из создавшейся сложной
АТР в XXI в. приобретет еще более важное геополитическое значение. Он превратится в одно из главных геополитических, экономических звеньев в мировой системе отношений. Экономика Китая, Тайваня, Малайзии, Филиппин, Таиланда в 90-х годах росла самыми высокими темпами в мире. Во многом это было достигнуто благодаря созданию Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Есть все признаки по формированию «Большого Китая», или Китайского общего рынка, куда войдут Китай, Тайвань, Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао), Сингапур.
На общей национальной и культурной базе между этими странами и территориями складываются и упрочиваются тесные производственно-экономические связи, образуя костяк «Большого Китая». Конкурируя между собой, субъекты – элементы потенциального “Большого Китая” – идут по пути тесной интеграции. В перспективе в первой половине XXI в. на мировую арену может выйти мощнейшая мировая супердержава с четвертью населения земного шара на стратегически важном геополитическом пространстве. Она сможет регулировать жизнь не только этносов, проживающих на территории «Большого Китая», но и многочисленных китайских общин, разбросанных по всему миру.
Сейчас
в АТР переплетаются интересы
многих государств, в первую очередь
промышленно и финансово
Таким образом, «Большой Китай» может в XXI в. стать объективной реальностью. По своим макроэкономическим показателям это геополитическое объединение (КНР, Тайвань, Сянган, Аомэн, Сингапур) уже сейчас значительно превосходит Германию, Францию, Италию и Великобританию, вместе взятые. (В число важнейших макроэкономических показателей журнал «Аsiaweek» включает экспорт, валютные резервы без золотого запаса, баланс текущих операций, объем операций на фондовых биржах). Для сравнения можно сказать, что экспорт России составляет примерно 1:14 экспорта стран – потенциальных членов “Большого Китая”, а валютные резервы – 1:55 в пользу альянса.
Можно утверждать, что в результате бурных экономических, политических процессов в АТР сложилась принципиально новая геополитическая обстановка, в которой «вызревает» «Большой Китай».
На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, «Срединное царство» принадлежало к Rimland, береговой зоне Тихого океана, а с другой – Китай никогда не был таласоократическим государством, так как всегда ориентировался на континентальные архетипы. Само историческое название Китая - «Срединная империя» - говорит о его теллурократическйх устремлениях.
С начала XIX в. Поднебесная постепенно превращается в полуколонию Запада (в большей части Великобритании). Поэтому с начала XIX в. вплоть до 3 октября 1949 г. (победа народа под руководством коммунистов над Гоминданом) геополитика Китая была в своей основе атлантистская. Китай выступал в качестве евразийской береговой базы Запада. После победы над Гоминданом и провозглашения Китайской народной Республики (3 октября 1949 г.) в течение 10 лет Китай шел в русле просоветской, по сути евразийской политики. Затем КНР исповедовала идеологию «автаркии» - опоры на собственные силы. После смерти Мао Цзедуна, в середине 70-х годов КНР вновь стала входить в русло атлантистской геополитики. Это было обусловлено прагматической философией Дэн Сяопина (отца китайских реформ) и его сторонников. Больше дивидендов получал Китай от контактов с Западом, нежели с СССР, а теперь – с Россией. Во-первых, на Западе – деньги, кредиты, технологии, необходимые для индустриального развития КНР. Во-вторых, пекинское руководство смотрело в XXI в.: население Китая к середине тысячелетия перевалит за 1,5 млрд. человек. Значит, для Поднебесной нужны новые территории. А они есть только на Севере и Дальнем Востоке. Следовательно, дружба с СССР, а сейчас с Россией связывает свободу геополитических действий Китая в Монголии, Забайкалье, в Казахстане и на Дальнем Востоке. Отсюда можно сделать вполне обоснованный вывод, что южный сосед опасен для России: во-первых, как геополитическая база атлантизма, во-вторых, как «глобальный человечник», огромный инкубатор по производству людских ресурсов, страна самой высокой в мире демографической плотности.
Эти и
другие факты позволяют с определенной
долей осторожности сделать вывод,
что Китай является потенциальным
геополитическим противником
Применительно
к Китаю, по его мнению, речь идет
о силовом позиционном
Заключение.
На ближайшую
перспективу в КНР намечены несколько
направлений основных преобразований,
реализация которых определит
Однако у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения, согласно прогнозам, вырастет к 2030 году до 884 млн. человек.
Рост численности населения будет сопровождаться изменением его половозрасной структуры. Прежде всего, это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны. Так же стоит острый вопрос с резким превышением численности молодых мужчин над женщинами (в возрасте 18-40 лет) – в этой категории на 130 мальчиков приходится 100 девочек. В целом по стране этот соотношение составляет 107:100 (что также является нонсенсом для мировой демографии). Дело в том, что 80% пожилых китайцев не имеют пенсий, и традиционно кормильцем стариков считается сын. А потому в бедных семьях при рождении девочки от неё просто избавляются (властям, разумеется, про рождение ничего не говорят), и семья дожидается рождения мальчика. В богатых семьях принято выезжать на УЗИ в Гонконг, Южную Корею или Вьетнам - в самом Китае определение пола ребёнка запрещено.
Несмотря на то, что рост ВВП Китая в прошлом году составил 8,7%, в стране по-прежнему 150 млн. человек живут менее чем на один доллар в день, а разница между бедными и богатыми продолжает расти. На фоне такого социального дисбаланса административные расходы китайских чиновников на протяжении нескольких лет являются самыми высокими в мире.
На пресс-конференции начальник статистического бюро КНР Ма Цзяньтан сказал, что по уровню душевого ВВП Китай стоит на сотом месте в мире.
Китайские СМИ сообщили, что годовой доход крестьян, проживающих в районах реки Янцзы и Чжуцзян, практически не изменялся уже на протяжении десяти лет, а многие крестьяне, которые вышли из бедности, начинают вновь «возвращаться в бедность». И без того очень малочисленный, средний класс китайского общества постепенно исчезает из-за высоких цен на квартиры, образование, лечение и т. д.
Нормой для многих китайских трудящихся является 12-ти часовой рабочий день и зарплата, не превышающая 100 долларов в месяц.
Официальные прогнозы развития страны на 2010-2050 г. весьма оптимистичны. Даже если намеченные преобразования будут успешными, КНР предстоит решить огромный комплекс проблем.
Среди наиболее острых – проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам.
Список литературы.
1.Азиатско-тихоокеанский
регион. – Режим доступа: http://www.geopolitics.ru/
2.Ахметшин, Н.Х. Путешествия по Китаю / Н. Х. Ахметшин - М.:АСТ, 2007.- 419 с.
3.Бабаян, Д.
Геополитика Китая на современном этапе.
- Режим доступа: http://www.ru.journal-neo.com/
4.Бажанов, Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века Е. П. Бажанов; Москва : Известия, 2007- 399 с.
5.Василенко, И.А. Геополитика современного мира: учебное пособие И.А. Василенко - М.: Гардарики, 2006. - 317 с.
6.Васильев, Л. С. История Востока / Л.С. Васильев - М.: Высш. шк., 2002. 495 с.
7.Васильев, Л. С. Проблема генезиса китайской мысли / Л.С. Васильев - М.: Наука, 1989.-313 с.
8.Волкова, Л. А. Реформа китайской деревни / Л.А. Волкова - М.: Агропромиздат, 1990 . - 62 с.
9.Девятов, А. Китайский прорыв и уроки для России / А. Девятов, М . Мартиросян - М.: Вече, 2002. - 400 с.
10.Дейч, Т. Д. Интеграция Китая в мировую экономику: уроки для России / Т.Д. Дейч - М.: Едиториал УРСС, 1990. - 72 с.
11.Делюсин, Л. П. Китай. Век новой экономики / Л.П. Делюсин // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 4 - С. 12
12.Илларинов, А. Секреты китайского экономического «чуда» / А. Илларинов // Вопросы экономики. – 1998. - №4 - С. 14 – 26.
13.Исаев, Б.А. Геополитика: учебное пособие /Б.А. Исаев - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
14.Исаев, Б.А. Геополитика: хрестоматия /Б.А. Исаев - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.
15.Казаринова, О. В. Экономические реформы в Китае. Учебное пособие / О.В. Казаринова - М.: Дело, 2006. - 144 с.
16.Колосов, В.А. Геополитика и политическая география: учебник для вузов / В.А. Колосов,
17.Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин - М.: АСТ, 2000 - 632 с.
18.Развитие
экономики Китая: к 2030 году китайская экономика
может обогнать американскую. - Режим доступа:
http://www.fifact.ru/2010-08-