Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:01, реферат
Цель настоящей работы – характеристика религиозного фактора в геополитике.
Достижение этой цели предполагает постановку и решение нижеследующих задач:
охарактеризовать культурно-религиозную геополитическую традицию в рамках древневосточной цивилизации;
осветить сущностные моменты средневековой религиозной геополитической традиции;
рассмотреть особенности панправославной геополитической концепции (на примере теории «Москва – Третий Рим»);
дать характеристику современного состояния религиозного фактора (на примере исламской геополитической традиции).
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра геополитики и внешнеполитической деятельности
Реферат по дисциплине «Геополитика»
Тема: «Религиозный фактор в геополитике»
Выполнил:
студент 3ЮЗВ, группы
№1
Рябец Е.А.
Орёл-2012
Содержание
Введение
Актуальность проблемы. В современном мультиконфессиональном мире религия, как и на ранних этапах истории человечества, вновь играет весомую политическую роль. Религиозный фактор, способный сплачивать людей более тесно, чем общие экономические, культурные и чисто политические интересы, занимает важное место в общей геополитической картине мира, особенно если учитывать его главную составляющую – исламский фундаментализм.
Центр тяжести мирового сообщества перемещается на Восток. Внерациональные формы бытия политики и геополитики в этой связи нуждаются в тщательном изучении, ибо от того, насколько полно и верно мы сумеем уловить конфессиональные аспекты современных политических процессов, зависит наше будущее.
Чтобы быть в состоянии
сделать это, необходимо не только пристально
рассмотреть современное
Объектом настоящего исследования выступают факторы геополитики.
Предмет исследования – религиозная составляющая геополитических концепций.
Цель настоящей работы – характеристика религиозного фактора в геополитике.
Достижение этой цели предполагает постановку и решение нижеследующих задач:
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, четырех пунктов основной части, заключения и библиографического списка.
1. Культурно-религиозная геополитическая традиция в рамках древневосточной цивилизации.
Геополитические идеи в
Древнем Китае развивались в ру
Первое протогосударственное образование на территории Китая, а именно в среднем течении Хуанхэ, возникло на рубеже III—II тыс. до н. э. Это был союз племен Ся. Через несколько веков, уже в начале II тыс., племя Инь добивается гегемонии. Иньская династия правила первым китайским государством до конца II тысячелетия, пока иньский ван (правитель) не был свергнут предводителем племени Чжоу У-ваном.
Чжоуский Китай пережил период централизации (до VIII в. до н. э.), когда местные правители (чжухоу) беспрекословно подчинялись правящей династии, и период децентрализации (VIII-VII вв. до н. э.), когда власть вана стала номинальной, а чжухоу постоянно вели междоусобные войны. Это время вошло в историю Китая как «Борьба царств» («Чжаньго»).
В VII в. до н. э. империя Чжоу испытывала сильное давление кочевых племен ди, имевших, по-видимому, скифское происхождение. Борьба с кочевниками способствовала не только самоидентификации этнической общности древних китайцев — хуася, но и упадку, а затем и падению империи Чжоу. В то же время именно тогда в науке и массовом сознании постепенно консолидирующегося древнекитайского общества оформляется «китаецентристская», точнее чжоуцентристская, геополитическая картина мира (тогда еще не было представления о Китае в его современных границах), в соответствии с которой в центре обитаемой Вселенной (Поднебесной, или, по-китайски, «Тянься») находится облагодетельствованная богом чжоуская Срединная империя. Отсюда, кстати, и происходит само название Китая — Чжунго (чжун — «середина», го — «государство»). Эта империя, используя свое выгодное географическое положение и покровительство богов - чжоуский ван носил титул «Сын неба», — по развитию техники, культуры и военной мощи далеко обошла все страны Поднебесной — отсюда геополитические представления о богоизбранности китайских императоров, мессианской роли империи в обитаемом мире, ее самодостаточности и оправдание автаркии.
Царство Чжоу занимало лишь среднее течение Хуанхэ, но постепенно, по мере расширения пределов Срединного царства, представление о Поднебесной как обо всем обитаемом мире перенеслись на него. Таким образом, понятия «Срединная империя» и «Поднебесная» стали синонимами. Тогда же, в середине I тыс. до н. э., возникают первые представления о военной мощи государства. Так как основу боевого порядка составляли колесницы, то и военная мощь государства измерялась их количеством. Идеальным, непревзойденным государством в Поднебесной признавалась держава, имеющая 10 000 боевых колесниц («ван чэн го»).
Эпоха Борьбы царств, начавшаяся в V в. до н. э., завершилась в III в. до н. э., когда к власти пришла династия Цинь (221 г. до н. э.), а затем — Хань (206 г. до н. э.). Она тоже пережила период централизации царств и консолидации общества (III в. до н. э. — III в. н. э.) и период децентрализации (III—VII вв.). Ханьская империя расширила свои владения далеко за пределы чжоуского мира, при этом свою экспансию она также вела с позиции ханьского этноцентризма и «срединности» Поднебесной империи. Именно циньцами, или ханьцами, по названию самой мощной империи в истории Древнего Китая называют себя современные китайцы.
В эпоху Великих географических
открытий у европейцев в отношении китайцев
закрепился этноним «цинь». Отсюда итальянское
название Китая Cina и английское China. Русское
название берет свое начало с XI в., со времени
правления династии Сун, ведшей непрерывные
войны с монголоязычными киданями, захватившими
север Срединной империи. Этноним «кидань»,
в тюркоязычной передаче «китай», лег
в его основу.
Борьба с кочевниками занимает важную
часть истории Китая, являясь неотъемлемой
частью геополитики китайских императоров.
После отражения киданей наступает длившийся весь XII в. период войн с чжурдженями, предками маньчжуров; XIII-XIV в. были временем монгольских завоеваний, когда китайская территория вплоть до Хуанхэ входила в состав монгольской державы. Постоянная борьба с кочевниками ставила перед китайским обществом те же геополитические задачи, которые решали в своем противостоянии с вардарства) — единый организм (эту идею в свое время будут обосновывать К. Риттер и Ф. Ратцель). В центре мироздания помещаются собственные народ (этноцентризм) и государство, общество и культура (индоцентризм), это характерно практически для всех школ классической геополитики.
На индийском субконтиненте,
так же как и в Китае, на протяжении
всей истории возникали и
В отличие от философской, геополитическая традиция в Древней Индии не была сформирована2. Она существовала в рамках религиозно-практически ориентированного мировоззрения и устойчивой культурной традиции. В соответствии с ними гармонию и порядок на земле можно установить путем праведного исполнения людьми своих священных обязанностей — дхармы. Однако люди несовершенны, эгоистичны, они не склонны следовать дхарме просто потому, что она предписана свыше. Чтобы побудить их подчиняться высшему закону, необходимо принуждение, наказание — данда. Смысл управления обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму.
Собственно геополитические
представления изложены в
= деятельность и функции
= управление и право;
= проблемы войны и дипломатии3.
Геополитические идеи не носят самостоятельного характера, а высказываются в контексте науки управления. Следуя традиционному для Древней Индии определению главных назначений человека: праведное исполнение своего долга, действия, направленные на приобретение богатства и власти, желания и освобождения, Каутильи видит свою задачу в изучении ближайших целей общественного существования. Они сводятся к обеспечению блага всех живых существ. Таким благом является сохранение божественным провидением общественного порядка, который достигается путем исполнения каждым человеком своего долга. Возвеличивая царскую власть и ее действия, Каутилья оправдывает ту политику, которая защищает людей, но в то же время он рекомендует правителям применять все средства против народного недовольства внутри страны.
Пространственные
взаимоотношения между
2. Средневековая религиозная геополитическая традиция.
В Средние века (V—XV вв.) иерархи католической церкви развивали провиденциальный взгляд на проблему пространственных отношений между государствами. Согласно этому учению, геополитический миропорядок, как все сущее, основан на догмате о божественном происхождении. Один из создателей христианской политической теории Аврелий Августин (Блаженный; 354—430) в трактате «О граде Божием» всю историю человечества представлял как развитие двух противоположных государств: земного — греховного и града Божиего, состоящего из избранников Бога. Поскольку государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог, то все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку4. Ведь государство — это множество людей, объединенных общественной связью. Государство, ставящее своей целью удовлетворение лишь земных благ, лишено правды, есть господство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.
Религиозные представления о геополитических проблемах господствовали не только на Западе, но и на Востоке, где были тесно увязаны с мусульманством.
Колыбелью арабского этноса был Аравийский полуостров,
находящийся в юго-западной части евразийского
материка и занимающий промежуточное
положение между Европой, Центральной
и Южной Азией и Северо-Восточной Африкой.
Площадь поверхности полуострова Аравия
— 3 млн кв. км (более четверти площади
Европы). Область мирного договора — страны,
подчинившиеся мусульманам путем договора.
Немусульманское население этих стран
находится под покровительством ислама
и платит за это специальную подушную
подать (джизйа). Говоря языком современной
геополитики, это своеобразная мусульманская
полупериферия мира.
Область войны — немусульманские страны,
не имеющие мирного договора с Халифатом
и, следовательно, находящиеся с ним в
состоянии войны. Это мировая периферия,
которая должна быть превращена в мусульманскую
полупериферию. Для того чтобы привести
весь мир к исламу, мусульманам необходимо
вести постоянную борьбу за веру — джихад,
который может быть трех видов, джихад
сердца — борьба со своими собственными
недостатками; джихад языка — запрет порицаемого
и разрешение одобряемого исламом; газават
(набег) или фатх (завоевание, победа)5. В священной войне запрещено убивать
женщин, детей, стариков и священников
даже немусульманского вероисповедания,
но население и его собственность завоеванной
страны становятся военной добычей. Таким
образом, геополитика ислама реализовывалась
через определенную государственную форму
— Халифат, видела в центре мира арабскую нацию, сплоченную
мусульманской религией, святилища которой
находятся в Мекке — религиозном центре
мусульман и всего будущего мира.
Обитаемый мир пока еще не стал полностью мусульманским, но целью ислама является сделать его таковым посредством постоянной экспансии Халифата, усилиям всех мусульман, которые обязаны вести священную войну-джихад за реализацию этой цели.
Геополитические идеи и концепции высказывали в своих сочинениях многие арабские ученые, среди которых следует выделить великих мыслителей Аль-Фараби и Ибн-Хальдуна.
3. Панправославная геополитическая концепция Филофея «Москва – Третий Рим»
Идея исключительности России, ее особого предназначения в мировой истории была сформулирована в концепции русского мессианизма, являвшейся всякий раз ответом на вызовы времени. Она лежала в основе геополитического кода Русского централизованного государства, возникшего после брака Ивана III (1440-1505) с дочерью брата последнего византийского императора — Софией Палеолог.