Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:07, реферат
Сопоставление природных, социальных и политических сторон жизнедеятельности государства дает характеристику геополитическому положению любого государства.
Исходя из этого, при анализе геополитического положения какого-либо государства следует учитывать следующие аспекты:
1. Географические и климатические условия, в которых развивается государство.
2. Характер деятельности политических элит.
3. Политическая и социальная активность населения в отношении внутренней и внешней политики, а также представление населения о других народах и государствах.
1. Введение.
2. Геополитическое видение с позиции правящей элиты Беларуси.
3. Образ Европы в сознании белорусского общества.
4. Литература.
Давая общую характеристику этим двум этапам, можно сказать, что ни правящая элита, ни большинство народа не тяготели к обладанию национальным и государственным суверенитетом, суверенное белорусское государство не воспринималось населением как очевидная ценность. В целом, население Беларуси не обладало государственной волей, которая является первоосновой для формирования любого государства. Власть, как и сам народ, была поставлена перед фактом независимости и вынуждена была отвечать новым политическим реалиям. Не обладая самостоятельным и ясным геополитическим мышлением, она пошла по самому простому пути, а именно возрождения разорванных связей с Россией без учета новых геополитических реалий. Этот процесс был наиболее интенсивным, когда сулил определенные выгоды политической элите Беларуси. Как только перспектива этих выгод исчезла, наступило охлаждение отношений, но это произошло тогда, когда отношения с западными государствами уже окончательно испортились. В результате страна оказалась в тупиковом положении, что вынудило политическую элиту в ускоренном режиме формировать новую геополитическую концепцию.
3. 2000-2005 гг. — этап, на котором начала разрабатываться стратегия государственного возрождения. Беларусь начинает все более позиционироваться как отдельный геополитический элемент, соответственно, обладающий собственной внешнеполитической позицией и самостоятельно определяющий внутреннюю политику. Были предприняты шаги с целью формирования государственной идеологии, в рамках которой проводится интенсивное внедрение в сознание населения образа президента как единственного гаранта независимости страны и ее стабильного социально-экономического и политического развития.
Радикальное изменение геополитических ориентации правящей элиты произошло в результате оттеснения Лукашенко А. Г. с политического и информационного поля России. Беларусь оказалась в политической (и в определенной степени геополитической) изоляции, как в отношении РФ, так и в отношении ЕС и США. По этой причине, ввиду сложившейся геополитической ситуации, можно выделить два направления и охарактеризовать их как:
Нужно сказать, что ввиду такого неустойчивого геополитического положения политическая элита страны пытается искать поддержку и новых партнеров на международной арене, прежде всего, среди стран, которые критически настроены по отношению к проводимой США и ЕС внешней политике. Такими партнерами стали Китай, Индия, Куба, Вьетнам, Ливан, Сирия, до 2000 г. им была Югославия, до 2003 г. — Ирак. Некоторые из этих стран являлись «изгоями», в результате чего внешнеполитические сношения с ними окончательно испортили имидж Беларуси на международной арене. Все эти государства объединяет общий признак — они в общем не имеют какой-либо заинтересованности в Беларуси, не стремятся влиять на Беларусь, нарушить ее суверенитет.
Беларусь стремится дружить с теми, кто не вмешивается в ее внутренние дела. Что же касается попыток руководства Беларуси оправдать явное охлаждение отношений с Россией и практически полное торможение интеграционных процессов, то для этого была предпринята полномасштабная идеологическая кампания по формированию национального сознания и внутреннего политического определения Беларуси как независимого и самостоятельного государства. Эта идеологема стала важной составляющей государственной идеологии и настойчиво интегрируется в состав национальной политической мифологии. Кроме того, стараясь сохранить лицо, официальный Минск возлагает всю вину за торможение этих процессов на Кремль. Давая оценку новому видению руководством страны геополитического положения Беларуси, следует отметить, что в основе геополитических ориентации любого государства положены как объективные аспекты исторического, политического и духовно-культурного развития государства, так и перманентно создаваемые, искусственные политические мифы. Для того чтобы подчеркнуть значимость государства, политические элиты при помощи идеологических доктрин выстраивают идеальные, зачастую псевдоисторические конструкции политического и географического развития государства.
В политической истории многих государств политическими элитами широко использовались и используются две концепции возникновения государственности:
С одной стороны, эти концепции оправдывали претензии тех или иных групп на политическое господство, а с другой, идеологически поддерживали и популяризировали проводимую внутреннюю и внешнюю политику, которая зачастую носила агрессивный характер.
В соответствии с первой концепцией, которая была широко распространена в Древнем мире, тот или иной народ являлся богоизбранным, а строительство государства представлялось как дело Бога, порученное одному человеку или группе лиц. Элита, цари причисляли себя к богам и тем самым получали божественную легитимность в правлении своим государством. Другие народы и государства считались неполноценными, следовательно, подлежали уничтожению или ассимиляции. Концепция богоизбранности эффективно использовалась в политике таких государств, как Древний Израиль, Египет, Китай, Рим и др.
Что касается второй концепции, то ее содержание можно раскрыть на примере России, которая, опираясь на созданные в XV веке мифологические конструкции: Москва — Третий Рим, и Москва — собирательница Земель Русских, — стала духовной и геополитической правопреемницей, с одной стороны, Византии, с другой — Киевской Руси. Эти идеологические и политические посылки на долгое время оправдали религиозное и политическое лидерство России среди всех православных народов и государств, они позиционировали проводимую ею завоевательную политику и геополитическую экспансию по отношению к другим государствам как политику освободительную, политику защиты этих народов. Кроме того, было обосновано цивилизационное противостояние между Востоком в ипостаси православной России и католическим Западом, что и на сегодняшний день остается одним из ключевых моментов в формировании некоторых геополитических доктрин Российской Федерации.
«Формирование культурно-религиозного пространства России русской православной церковью... противостояние западной антихристианской цивилизации. Централизованное, «обязательное» государство правды... Соборный характер Верховной власти Руси и России... Русская держава и Российская империя».
Другим примером «концепции преемственности» может послужить Священная Римская империя германской нации, которая, по мнению правящей элиты этого политического образования, являлась преемницей политических традиций Древнеримской империи. В дальнейшем этот миф послужил идеологической основой для формирования идеи «Третьего Рейха» в фашистской Германии.
Многие государства на постсоветском пространстве, которые получили свою независимость в результате глобальных геополитических процессов, также делают все возможное, чтобы создать национальные мифы. Так, представители украинской национальной элиты выработали теорию существования племен древних украинцев, литовцы культивировали миф о кровной связи с древними римлянами, переселившимися на территорию Прибалтики во времена Нерона. Киргизы празднуют 2000 лет своей государственности. В Туркменистане под руководством президента Сапармурата Ниязова в короткое время создан впечатляющий комплекс национальных мифов, опирающихся на сомнительные с точки зрения науки исторические гипотезы.
Формируя национальное самосознание населения на базе концепции исторической, этнической и политической духовной связи и преемственности собственной государственности с более древними народами, политическая элита преследует следующие цели:
Формирование концепций геополитического и исторического развития Беларуси со стороны правящей элиты вызывает особый интерес.
Ключевой концепцией геополитической традиции Белорусского государства является принцип преемственности национальной государственности от Советского Союза, с одной стороны, и преемственности исторических и политических традиций и целей от России, с другой. Разумеется, существует и альтернативное контрвидение происхождения белорусской национальной государственности, однако оно не является частью официальной идеологической доктрины.
Официально признается, что началом политического существования белорусской государственности является оформление БССР в составе СССР. Руководству Беларуси не удалось сохранить геополитические основы СССР (Союз Беларуси и России являлся одной из попыток), тем не менее оно смогло перенести фундаментальные идеи социалистической идеологии как во внутреннюю социально-экономическую политику, так и во внешнюю геополитическую доктрину. Так, глава государства отмечает: «Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей... С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы — над нищетой, безграмотностью и нацизмом. Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы из нашей прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Думаю, все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества».
Кроме того, на сегодняшний
день Беларусь претендует на выполнение
тех общецивилизационных задач,
которые некогда выполняли
Таким образом, на современном этапе развития Беларуси политическая элита страны выработала следующие геополитические и политические принципы:
Информация о работе Развитие геополитических идей в Беларуси