Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

Внешняя политика любого государства, особенно могущественной державы, признанной другими субъектами международных отношений мировым или региональным центром силы, или обоснованно претендующей на эту роль, обладает разным набором способов и средств осуществления собственных геополитических интересов, а так же интересов своих партнеров. России, что бы спокойно заниматься делами внутренними необходимо иметь достойный внешнеполитический имидж. Политика в «ближнем» и «среднем» зарубежье является частью проблемы отношения России к обширному, но быстро ветшающему советскому геополитическому наследству. Примерно с 1989-1990 г.г. когда воочию про¬явился глубокий разлад СССР с большинством дружественных ему стран, советские, а позже российские лидеры многократно заявляли о необходимо¬сти восстановить контакты с бывшими союзниками по социалистическому лагерю на «новой основе».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Геополитические интересы России.docx

— 57.01 Кб (Скачать документ)

      Рядом с геополитической идеей создания неоколониальной империи родилась и другая, с ней сопряженная: создание из России национального  государства  как отдельного политического образования, которая должно в близком будущем стать центром новой империи.

      Национально-государственные интересы одно из ключевых понятий современной политологии. На Западе в отличии от отечественной науки существуют целые научные школы базирующиеся на анализе огромного исторического материала  и оказывающие серьезное внимание как на массовое общественное внимание, так и на принятие стратегических решений.

      Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда выступала в наиболее явной и очевидной форме. Поддержка и защита отечественного предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли, иных интересов была главным звеном интересов государства. Принцип защиты и поддержки отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автократию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесение ущерба национально-государственным интересам страны. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми. Поэтому правительством России были приняты постановления «О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества с зарубежными странами», «О присоединении России к соглашению Международного валютного фонда», «О межведомственной комиссии по вопросам Всемирной торговой организации», «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля», «О присоединении к Совету Европы».

      Привлечение иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций (в отличие от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям или внукам) отвечает государственным интересам России. Разумеется оно должно отвечать и интересам инвесторов. Это  может быть предприятие, целиком принадлежащее иностранному капиталу, но действующее в России и действующее эффективно. Оно умножает экономическую мощь нашей страны и богатство, увеличивает (в случае экспорта продукции) валютные поступления, создает новые рабочие места, содействует решению экономических, социальных и экологических задач.

Относительно просто обстоит дело с представительством интересов во внешних связях, в системе международных отношений. В данной сфере именно государство выступает как единственный и полномочный представитель своих интересов их  выразитель и защитник.

Во внутренне жизни страны дело обстоит сложнее. Государство также призвано быть выразителем общих интересов и оно осуществляет эту функцию, как правило тем лучше и успешнее, чем более демократичным  и правовым является его устройство. Такой подход к роли государства предполагает отказ от его одностороннего рассмотрения. Теоретической и методологической основой подобного осмысления функций государства служит относящаяся еще к  60 -70 -м годам дискуссия о двух сторонах государства: как орудия классового господства и как выразителя общих интересов всех классов и социальных групп, их взаимодействия и целостность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Европейский Союз (ЕС) и Россия: партнерство и сотрудничество.

      После 18 месяцев трудных переговоров в июне 1994 г. состоялась, наконец, подписание «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Оно предусматривает институционализацию политического диалога между Россией и ЕС и обязывает участников уважать принципы демократизации и права человека -включая права меньшинств. Общее направление соглашения отражает стремление России постоянно врастать в европейское экономическое пространство, в то время как ЕС берет на себя обязательство всемерно поддерживать процесс российских  реформ.  Для России это наиболее далеко идущее из всех до сих пор заключавшихся с западными партнерами соглашений и, безусловно, оно занимает особое место.

      Для другой стороны - ЕС, напротив, соглашение с Россией  - всего лишь часть общей политики в отношении стран Центральной и Восточной Европы. ЕС пытается также эффективно координировать свою деятельность с подобными же шагами других международных организаций, таких, как МВФ, «большая семерка», Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др. Для ЕС это соглашение не является и наиболее далеко идущим среди соглашений с восточными странами: оно не открывает перед Россией перспективы вступления в ЕС; Россия рассматривается как часть Европы, но не как участница европейской интеграции в смысле полноправного членства в Союзе. В этом отношении соглашение качественно отличается от тех договоров которые ЕС заключил с большинством государств. Изначально идея объединенной Европы - тесная экономическое и политическое сотрудничество с целью обеспечить свободу и мир всей Европы. Объединение Европы осталось целью и задачей, которая все эти годы не могла быть осуществлена в силу идеологической разделенности континента. На протяжении десятилетий под «Европой» подразумевали лишь Западную Европу. Когда деление Европы на два лагеря рухнуло, Европейское сообщество оказалось в ситуации, когда оно должно всерьез воспринимать свои собственные цели. Начинать процесс объединения необходимо было немедленно иначе процесс мог политически устареть и оказаться тем, чем всегда называли его критики: простой ассоциации защиты национальных экономических интересов, синдикатом, упустившим шанс обеспечить мир, свободу и демократию странам Центральной и Восточной Европы.

      Страны Восточной и Центральной Европы настаивают на вступление в ЕС, в то время как страны СНГ нацелены на открытие рынков, включая создание зон свободной торговли. Первой реакцией ЕС было предоставить щедрую помощь, но сохранять сдержанность, когда речь заходила об открытии рынка. Здесь особую роль играла Германия. Она больше всех страдала от раздела Европы, линия которого проходила прямо по средине страны, соответственно, она и больше всех выиграла от ликвидации барьеров.

21 декабря 1989 г. Советским  Союзом и Европейским сообществом  было заключено соглашение о торговле и сотрудничестве вступившее в силу 1 апреля 1990 г. Во многих областях Соглашение о партнерстве продолжает линию, уже начатую договором  1989 г. С помощью этого договора ЕС намеревалось окончательно вникнуть в дух перестройки, установить нормальные отношения с Советским Союзом и стимулировать процесс реформ начатый М. Горбачевым. Договор мыслился как своего рода ответ на предложения М. Горбачева о строительстве « Общего европейского дома «, предусматривающий длительную перспективу расширения европейского экономического пространства. Все ожидали, что Советский Союз станет важным фактором производства и растущим рынком. Договором предусматривалось предоставление Советскому Союзу статуса наибольшего благоприятствования и постепенного снятия  всех количественных ограничений на импорт. Дополнительными мерами в поддержку реформ были и продовольственная помощь ЕС в 1991-1992 гг., и программа технической помощи - ТАСИС -принятая в декабре 1991 г. и рассчитанная на  400 миллионов экю.

      Однако вскоре стало ясно, что договор о торговле и сотрудничестве не соответствовал новому качеству отношений между ЕС и Советским Союзом к концу 1990 г. Европейский Совет поручил Комиссии  «попытаться найти возможности широкого соглашения между Сообществом и СССР, которое включало бы политический диалог и все аспекты тесного экономического, а также культурного сотрудничества».

      На конференции по изучению реализации Маахстрихских договоренностей в 1996 г. ЕС сосредотачивает внимание на своем внутреннем единстве и перспективах расширения Союза на восток. Однако не приходится рассчитывать на то, что ЕС создаст всеобъемлющую концепцию внешней политики и безопасности, включая всю возможную политическую, экономическую и военную деятельность. Это скажется на отношениях с Москвой следующим образом: ЕС будет развивать свои собственные политические инициативы, особенно касающиеся регионов и стран, расположенных между Россией и Западной Европой. Но в целом ЕС будет укреплять позиции, согласованные международными организациями: ООН, ОБСЕ,  «большой семеркой» и НАТО.

      В начале 1995 г., после длительных колебаний, Запад начал все более решительно реагировать на массовые нарушения Россией прав человека в ходе чеченской войны. В то время как правительства ограничивались словесными протестами, две организации: Совет Европы и Европейский Союз, - предприняли конкретные шаги. Парламентская сессия СЕ решила временно отложить рассмотрение поданного в 1992 г. заявления России о вступлении. Надежды Москвы стать к весне 1995 г. полноправным членом рухнули. Еще более серьезным было решение, принятое Комиссией ЕС приостановить ратификацию временного соглашения о партнерстве и кооперации между ЕС и Россией. Это временное соглашение должно было ввести в силу те находящиеся исключительно в ведении Брюсселя разделы Соглашения о партнерстве которые касаются торговой политики.

      В обоих случаях речь шла не о сожжении мостов, а лишь о том, чтобы на время закрыть их перед Россией. (Как известно, в январе 1996 г. Парламентская ассамблея Совета Европы проголосовала за принятие России в эту организацию) В июне 1995 г. Москва вступила в переговоры о мирном разрешении конфликта. Все это подчеркивает жизненную заинтересованность ЕС, чтобы Россия становилась открытым и надежным партнером по двусторонним отношениям в ходе преобразования «архитектуры Европы».

      К заключению Соглашения о партнерстве ЕС и Россию подталкивают разные надежды и мотивы. Россия руководствовалась главным образом экономическими соображениями: настоятельной необходимостью получить доступ на европейский рынок с тем, чтобы компенсировать крах своих традиционных рынков, а также, безусловно, желанием получить западную помощь. Политическое условие Соглашения - признание общих ценностей - было принято только после продолжительных переговоров. Для ЕС приоритеты имеют иной порядок: на первом месте стоят политические цели, ради которых он шел навстречу требованиям России, выходившим за рамки первоначального мандата переговоров. При выработке соглашения Германия во многих случаях настаивала на принятии российских требований в соответствии со своей, естественной ролью посредника между ЕС и Восточной Европой Соглашение о партнерстве в целом представляет собой компромисс, имеющий хорошие шансы на успех.

      Сегодняшнее состояние России усиливается двусмысленностью формулировки намеченной цели. Сотрудничество с Европой предполагает, с одной стороны, внутреннее уподобление государствам Западной Европы и слияние с ней во всеевропейских экономических, политических и оборонных структурах, ориентируясь на движение к общему будущему. Сохранение разных уровней развития и разнокачественность обществ в двух частях Европы, как и характер противоборствующих идейно-политических ориентаций в странах Западной и Восточной Европы создают противоречивость проблем. Разрешение этих проблем является для России делом сегодняшней исторической практики, задачей не только новой, но и не имеющей подготовленных предшествующим развитием предпосылок. Крах коммунизма как идеологии и системы застал страну врасплох. Смена общественного строя всегда событие уникальное. Реальный общественный строй, называвшийся социализмом, оказался мало похожим на свой теоретический эталон, а современное европейское общество дает практически уже реализованный образец демократического общества. Объединяющаяся Европа является мощным центром экономического, политического и идейного притяжения, причем уже безальтернативным после развала СССР.

      Любая смена общественного строя, в независимости от ее «бархатной» или грубой формы, означает революцию, разрыв преемственности, нарушение последовательности и логики последующего развития. Наступает ситуация, которая российским историческим сознанием оценивается как «смутное время». Крах тоталитарного общественного организма, где власть слилась с собственностью, государство с партией, экономика с политикой, а идеология - с бытом, где партийный организм заместил собой едва ли не все общественные институты и социальные связи, означает больше, чем смену экономического уклада, политического режима или даже общественного строя.

      Освободившись от навязанной СССР социалистической идеологии страны Восточной и центральной Европы стали претерпевать изменения. Эволюция, особенно заметно в Венгрии, Югославии, Польше, в последние годы перестройки охватила Болгарию, Чехословакию, ГДР, перед самой ее кончиной. Становится понятным, почему эти политические перевороты стали социальным катаклизмом. Оказавшаяся экономически несостоятельная государственная монополия собственности и однопартийная монополия на власть лишившаяся основ своего существования, уже не восстановима. Вместе с тем и желаемое будущее - общество европейского типа с Центральной и Восточной Европой труднодостижимо. Страна утратив привилегированное место в «социалистическом лагере» по основным показателям социально-экономического развития оказалась на уровне многих стран третьего мира. Определенной гарантией развития является следование заданному европейскому образцу осуществляемому в мощном поле экономического и политического тяготения создаваемом ЕС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Основная цель дипломной работы охарактеризовать внешнюю политику Российской Федерации с точки зрения  геополитической концепции.

      Привычно ныне обозначать Россию, да и государства на территории бывшего СССР, как постсоциалистические. Это определение через прошлое, негативная характеристика. Она точно фиксирует местоположение страны на оси исторического времени. Их дистанция от своего прошлого все еще меньше, чем отрезок пути до желанной цели, а реальность все еще не обрела достаточной качественной определенности.

      В 90-е годы интерес России к Европе значительно возрос. И это, конечно же, не случайно. За последнее десятилетие в России имели место события, которые по своей значимости намного превосходят все то, что происходило здесь на протяжении предшествовавшего пятидесятилетия после второй мировой войны. Начавшийся качественно новый этап интеграции процессов России на Запад, все более решительно вторгающийся в сферы внутренней, внешней и военной политики, втягивающий новые и новые страны  в геополитический обвал на Западе. Распад Советского Союза - радикально изменил облик Европы.

      Эти перемены непосредственно затрагивают экономические и политические интересы России. Российская Федерация глубоко интегрирована в экономику Европы:  на страны дальнего и ближнего «европейского зарубежья» приходится подавляющая часть ее внешнеэкономических связей. Разумеется российскую общественность волнуют возникновение «горячих точек» и региональных конфликтов на континенте, она не может быть безучастной к этническим чисткам, актам насилия, религиозной нетерпимости, расизма и терроризма. Расширение НАТО на восток требует переосмысления многих устоявшихся взглядов на вопросы европейской безопасности  и безопасности России. Наконец есть еще одно обстоятельство объясняющий повышенный интерес России к Европе. Ее богатый опыт преодоления кризисов и развития социально-ориентированного рыночного хозяйства, создания демократических институтов может быть применен - естественно, с учетом специфики нашей страны - в ходе реформации российской экономики и политики.38

Информация о работе Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы XX века