Теологический космоцентризм европейской культуры и Великие географические открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является эпоха средневековья и Великих географических открытий.
Предметом исследования является теологический космоцентризм.
Цель: рассмотреть эпоху теологического космоцентризма в Европе и эпоху Великих Географических открытий.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность теоцентризма и его проявления в средневековой Европе.
2) Изучить основные географические открытия эпохи ВГО и их влияние на миропонимание.

Содержание

Введение
Глава 1. Теологический космоцентризм и географическая картина мира
Глава 2. Великие Географические Открытия
Заключение
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 60.72 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Кафедра физической географии и ландшафтоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Теологический космоцентризм европейской культуры и Великие географические открытия

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012 г.

Содержание

 

 

Введение

Глава 1. Теологический космоцентризм и географическая картина мира

Глава 2. Великие Географические Открытия

          Заключение

          Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         В средние века в Европе происходит переход от рабовладельческого к феодальному обществу, который сопровождался в Европе изменениями в социально-экономической и духовной жизни. Происходит смена античной культуры на культуру средневековья, чертой которой было господство религии, элементов знаний античного мира и культурного наследия язычных народов.  Особенности эпохи способствовали появлению теологического мировоззрения и теологической картины мира, повлиявшей на географическую картину мира, сохранившую структуру общего, единичного и особенного. Общим была природа, сотворенная Богом и отраженная в космографических работах. Единичным – множество реальных пространств, открытых и описанных в эпоху Великих географических открытий (ВГО).

 

Объектом исследования является эпоха средневековья и Великих географических открытий.

Предметом исследования является теологический космоцентризм.

Цель: рассмотреть эпоху теологического космоцентризма в Европе и эпоху Великих Географических открытий.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть сущность теоцентризма и его проявления в средневековой Европе.

2) Изучить основные географические открытия эпохи ВГО и их влияние на миропонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теологический космоцентризм и географическая картина мира.

 

       Переход от рабовладельческого к феодальному обществу сопровождался в Европе коренными изменениями в социально-экономической и духовной жизни. На смену античной культуре приходит культура средневековья, характерной чертой которой было господство христианской религии, элементов знаний античного мира и культурного наследия варварских народов с их этнической культурой. На этой основе зародились национальные культуры современных европейских государств. Появляется литература на национальных языках, создаются замечательные образцы архитектуры и изобразительного искусства, и все это при активном участии религиозных структур общества. Примером может быть готика, сочинения отцов церкви, картины Рублева, художников эпохи возрождения. И самое главное – это была культура слова. Религиозные мировоззренческие положения господствовали в раннем средневековье, когда реальная действительность объяснялась с библейских позиций. Однако уже в среднем средневековье (XIII-XV вв.) начинается становление новой культуры – Гуманизма, т.е. признание ценности человека, как личности, противостояние схоластике (протестантство, Реформация), становление культуры классицизма (культуры городов) и основ научного мышления (оккультизм, антропоцентризм, гностицизм).

          Теологическое мировоззрение сохранило аристотелевское видение мира, того неразрывного единства, где есть и Бог, и Космос, и человек.

Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:

1. Тенденция  к сакрализации (сближения с религиозным  учением) и морализации (практическая  направленность философии на  обоснование правил поведения  христиан в мире);

2. Библейский  традиционализм и ретроспективность,  т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.

3. Поскольку  библия понималась как полный  свод законов бытия и повелений  бога, то особое значение имела  экзегетика - искусство правильного  толкования и разъяснения положений  Завета. Соответственно и философия  была «экзегетична». Текст стал началом и концом любой философии. В философских трудах преобладал семантический, концептуальный и спекулятивный анализ.

4. Тенденция  к назидательности. Это способствовало  общей установке на ценность  обучения и воспитания с точки  зрения продвижения к спасению, к богу. Форма обучения строилась  на диалоге, энциклопедичности  педагога и его знании Священного  писания и правил аристотелевской  логики. Впервые в средневековой  философии были проанализированы  тончайшие нюансы человеческой  души и подняты проблемы морали, онтологии, гносеологии. Например, «Исповедь» Августина, «История моих бедствий» П.Абеляра).

5. Средневековая  философия была по духу оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма. Бог не был постижим средствами  разума, но его указания могли  быть поняты через веру, путём  озарения. В результате физический  мир, история, ряд моральных  требований постигались умом  человека, а религиозные проблемы - откровением. Соответственно, выделялось  две истины: мирская и божественная, которые находились в средневековой  философии в симбиозе. Философия  пользовалась как формами интеллекта, так и интуитивного озарения, божественного откровения. Она обосновывала возможность личного спасения, торжества истин христианства во вселенском масштабе (Волкова, 1997).

            Глубокая и в известной степени полная характеристика философии средневековья была дана Гегелем, который отметил такие её черты как авторитаризм, поскольку истина в философии отцов церкви задана наперёд положениями вероучения. Отсюда несвобода как другая определяющая черта этой философии. С другой стороны, Гегель в качестве заслуги средневековой философии отметил её роль в разработке гносеологического вопроса о соотношении между индивидуальным и всеобщим. Вокруг этого вопроса велись споры между номиналистами и реалистами. Важным, на взгляд Гегеля, было также онтологическое доказательство бытия божия, которое было развито в средневековой философии. Значение этого доказательства Гегель видел в том, оно снимало противоположность бытия и мышления. Эти идеи получили дальнейшее развитие в философии самого Гегеля, хотя в целом его оценка схоластической философии была отрицательной.

           В то же время теологическая картина мира исключала какие-либо трактовки о ее происхождении кроме божественного творения. Религиозная идеология средневековья, в отличии от античной философии, проводила четкие деморкационные границы между религией, наукой и эзотерикой. Герметические учения, оккультизм запрещались официальной церковью, так как Гермес и некоторые другие боги, имея хтонический или земной характер, связан с преисподней. Из 36 тысяч томов герметизма до нас дошло только 14 трактатов. Остальные были уничтожены отцами церкви. Так же церковь относилась и к науке: в XII веке было запрещено чтение лекций по физике, в XIII веке папа Бонифаций VIII запретил препарировать трупы, а папа Иоанн XXII «упразднил химию». В 1559 году в Риме был издан сводный папский «Индекс запрещенных книг». Последнее его издание содержало до 4000 имен писателей и ученых. Это издание было прекращено лишь в 1966 г. По разным источникам называют более 30 млн. человеческих жизней, уничтоженных инквизицией (Попов, 1997).

           Методологической основой географии сохраняется пространственный подход и понятие пространства, являющееся универсальной формой упорядочения. В средние века складывалось символическое понимание пространства, когда карта мира становилась своеобразной иконой, отражающей традиционное миросозерцание и расположенные на плоскости «вертикальные» слои мироздания (Лямин, 1989). Воспринимаемые религиозным сознанием ландшафты Земли (творения) становятся напоминанием о Творце. Методической базой такого подхода был морфологический анализ, т.е. анализ распределения явлений и объектов в пространстве. Генерализация полученных знаний привела к формированию картографии и универсального географического метода – картографического. Картография стала первой прикладной наукой, «вышедшей» из нерасчлененной единой географии. Прикладными интересами географии стало создание образов двухмерных пространств (широта и долгота) через картографическую модель. В настоящее время такое двухмерное пространство предлагается называть территорией.

           Уступая античной географии в мировоззренческом понимании, география средневековья превзошла ее по объему знаний, накопленных в эпоху ВГО. Обобщение этих знаний привело к формированию описательного регионального страноведения, теоретической основой которого была суммативная концепция. Ее сущность сводилась к пониманию географии как общей науки о поверхности Земли, охватывающей всю совокупность знаний о явлениях природы начиная от минералов и кончая человеком.

            В раннем средневековье распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкие технологии кораблестроения, религиозная замкнутость стран, суеверия и мифы препятствовали далеким путешествиям. Сухопутные путешествия в основном к «священным местам» совершались паломниками или миссионерами. Образовательный процесс начинался с латинской патристики, т.е. совокупности теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). В истории географии она была временем сохранения элементов античных знаний на общем фоне их упадка и первых попыток интерпритации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций. Примером могут быть труды Козьмы Индикоплова, написанные в VI веке. Это нашло отражение на раннесредневековых «колесных картах», что ассоциировалось с плоской формой нашей планеты. Их центром, осью мироздания был признан Иерусалим, местоположение «Гроба Господня» (Голубчик, 2005).

          Завершается это время становлением раннего гуманизма, что стало апогеем средневековой географии с ее представлением о единой в мире Ойкумены и преддверием ВГО, которые коренным образом изменили средневековую парадигму. Этому предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и публикаций страноведческих описаний о странах Востока богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий. Центром географической мысли становится Венеция, которая, по словам К. Риттера, стала «высшей школой географических и исторических наук». В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. Составлялись сборники путешествий и лоций. Появляются и первые учебные заведения, называемые добровольными «академиями» (Шальнев, 2010).

           В XVI веке центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А. Ортелия и Г. Меркатора. Первый составил первый в мире географический атлас, состоящий из 53 карт большого формата с подробными пояснительными географическими текстами, который был напечатан в Антверпене 20 мая 1570 года. Атлас был назван Theatrum Orbis Terrarum (лат. Зрелище шара земного) и отражал состояние географических знаний на тот момент времени.

          Этот атлас неоднократно дополнялся и переиздавался и стал своего рода «географической библией» для мореплавателей конца XVI — начала XVII веков Наряду с атласом Меркатора он сыграл исключительную роль в развитии картографии. Ортелию также принадлежит первая детализированная карта Тихого океана.

           Второй разработал математические основы картографии впервые применив равноугольную цилиндрическую проекцию при составлении навигационной карты мира на 18 листах (1569 год). Проекция Меркатора отличается тем, что на картах не искажаются углы и формы, а расстояния сохраняются только на экваторе. В настоящее время она применяется для составления морских навигационных и аэронавигационных карт. Хотя в результате современных историко-картографических исследований установлено, что такая проекция использовалась ещё в 1511 году, широкое применение она получила лишь благодаря Меркатору (Багров, 2004).

         М. Бехайм изготовил первый дошедший до нас глобус, который он назвал «Земное яблоко». Этот глобус - уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Глобус быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. К сожалению, большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий. Географические открытия ученых и мореплавателей освещались в литературе. Были опубликованы письма и дневники Х. Колумба, А. Веспуччи, Пигаффеты и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений. В 1507 г. лотарингский географ М. Вольдзеемюллер под впечатлением писем Америго Веспуччи предложил называть Новый Свет Америкой.

          Появляются первые страноведческие описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гвиччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города.

          Развиваются идеи математической географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географии. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во Вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировали знания по астрономии, физике и географии.

          Через год после кончины Колумба, в 1507 г., немецкий географ Мартин Вальдзеемюллер опубликовал первую в истории карту полушарий. К ней приложил небольшое "Введение в космографию", в котором утверждал, что адмирал Колумб открыл всего лишь западный путь в Азию. А флорентиец Америго Веспуччи, навигатор, состоявший на португальской службе, примерно в то же время плавал с Охедой и Куэлью далеко на юг, гораздо дальше Колумба. И открыл там совсем новый, неизвестный континент, который с полным правом может назвать своим именем. В доказательство к тексту были приложены два письма-отчета самого Веспуччи. Мартин Вальдзеемюллер изготовил эту карту по заказу одного из немецких князей, интересовавшихся географией.

           Петер Апиан написал Самое известное из его сочинений — переведённая на несколько языков «Cosmographia» (Ландсгут 1524, Антверпен 1529, и другие издания). В этом сочинении Апиан предлагает для определения географических долгот измерять расстояние между Луной и неподвижными звёздами и впервые указывает, что хвосты комет обращены в сторону, противоположную Солнцу. Кроме того, его перу принадлежит роскошно изданная книга «Astronomicum Caesareum» (Ингольштадт, 1540, с гравюрами) и «Inscriptiones sacrosanctae vetustatis» (Ингольштадт, 1534, с гравюрами). Апиан изобрёл и улучшил многие математические и астрономические приборы и некоторые из них описал (Максимов, 1991).

           В конце эпохи с одной стороны, в большинстве стран мира, включая и европейские, еще сохраняется мощный пласт традиционной прагматичной крестьянской культуры с замедленными процессами эволюционных изменений природных ландшафтов, в основе которой были заложены принципы выживания человека в природной среде. С другой, формируется городская динамично развивающаяся новационная культура социобиосферного типа с тенденцией либерализации социальных условий жизни человека и потребительским отношением к природе. Таким образом, эта эпоха была временем становления элементов новой географии, основанной не на мифах, а на научных фактах.

Информация о работе Теологический космоцентризм европейской культуры и Великие географические открытия