Палеогеография Горного Алтая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на прекрасную геологическую обнаженность Горного Алтая и множество естественных разрезов кайнозойских отложений изучение их весьма затруднительно из-за разобщенности обнажений и фрагментарности содержащегося в них материала. Наиболее известные разрезы располагаются в межгорных впадинах, изолированных друг от друга, либо на отдельных участках крупных речных долин – рек Катуни, Чуи и других и содержат информацию лишь об определенных локальных (водно-ледосборных) районах Горного Алтая. Основной целью отчета является характеристика периодов геологических эпох, исследование описание опорных разрезов.

Содержание

Введение 3
1.Геоморфологическое строение долины реки Чаган и участка долины
нижнего течения реки Чаганузун 5
2.Разрез Чаган 12
3.Разрез Чаганузун 15
4.Ледниковые отложения и оледенения Горного Алтая 20
Заключение 32
Список использованных источников 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

В максимальную стадию развития долинный ледник достигал около 50 км длины  и широким языком выходил в Чуйскую котловину, где на абсолютных отметках 1750 м оставил гряду конечноморенных образований. Судя по максимальной высоте боковых морен и следам ледниковой шлифовки, мощность Чаганского ледника в эту фазу развития достигала 250 м и более, а объем льда примерно составлял 17,74 км3. Мощность и, надо полагать, масса соседнего Чаганузунского ледника были еще большими.

В то время, когда на плато  существовали ледниковые поля, снеговая линия, очевидно, находилась ниже поверхности  водоразделов, но не достигала уровня Чуйской степи, в центре которой отсутствуют следы ледникового покрова. Депрессию снеговой линии по отношению к ее современному уровню можно оценить в 800-900 м. Близкие значения – 700-750 м – указывает Л.Н. Ивановский.

В дальнейшем с поднятием  снеговой линии выше уровня водораздельного плато происходила ликвидация ледниковых полей, и начался регрессивный этап развития долинного ледника. Первый конечноморенный вал регрессивного этапа долинных ледников Чагана и Чаганузуна отмечается в районе пос. Бельтыр на абсолютных отметках около 1820 м, где фиксируется конечная насыпная морена высотой 40-50 м, подпрудившая талые воды ледников. По отложениям морены и подпрудного водоема за моренным валом получены датировки 58±6,7 тыс. лет, 32±4 тыс. лет и 25,3±0,6 тыс. лет, которые можно условно принимать за начало деградации позднеплейстоценового ледника.

Последующие три стадии задержки отступающего ледника фиксируются  в лодине реки Чаган. В устье реки на абсолютных отметках около 1850 м располагается  конечная морена высотой 20-30 м с системой боковых морен на высотах 50-70 м. Чаганский ледник в это время имел длину около 35-40 км, достигал мощности 50-70 м, объем льда его примерно равнялся 2,07 км3. Таким образом, уже на первых этапах деградации оледенения Чаганский ледник весьма резко (если не катастрофически) сократился в мощности (в 4-5 раз) и объеме ледниковой массы (в 8-9 раз). По-видимому, этот процесс протекал прерывисто и не синхронно на Чаганском и Чаганузунском ледниках, о чем можно судить по разному количеству береговых морен на склонах их долин. Снеговая линия в это время, вероятно, находилась выше максимальных отметок плато, располагаясь где-то на абсолютных высотах 2400-2500 м.

Следующая конечная морена, подпрудившая Ак-Кульской озеро, высотой  около 10 м находится у подножия гор, на абсолютных отметках около 2350 м в 20 км от морены максимального стояния ледника у пос. Бельтыр. Принимая возраст ак-кульской морены около 5 тыс. лет, а морены ниже пос. Бельтыр около 60 тыс. лет, получаем, что, отступая, ледник преодолел это расстояние за время около 50 тыс. лет со скоростью около 0,4 м/год. Последняя стадия отступавшего ледника в виде конечноморенного вала высотой 30-40 м расположена в 12 км выше по долине, на абсолютных отметках 2450 м. Характер ледника, отложившего вал, по-видимому, был весьма близок к нынешнему Софийскому леднику. Средняя скорость его деградации составляла около 2,4 м/год. Зная расстояние от моренного вала до современного ледника (около 1,7 км), имеем среднюю скорость отступания Софийского ледника за последние 100 лет – около 17 м/год. Наблюдаемые непосредственно перед ледником семь небольших фронтальных конечномореных валов представляют ледниковые образования другого, более мелкого порядка, фиксирующие осцилляции современного ледника.

Как видно, полученные количественные оценки неоднозначны с тенденцией увеличения скорости отступания ледника в соременную эпоху. Строго говоря, такого вывода сделать нельзя, поскольку отмеченные различия могут быть вызваны несколькими причинами. 1)Увеличением скорости деградации ледников по мере приближения к современной эпохе. 2)Определенным осреднением данных по скоростям отступания голоценовых и тем более позднеплейстоценовых ледников вледствие разномасштабности сравниваемых событий. Для современной эпохи имеем значения относительно «чистых» скоростей отступания. Для более древних в их оценку в их оценку также входит и время задержки отступающих ледников. 3)Не исключено, что время собственного отступания ледников существенно меньше времени, приходившегося на их задержку, когда формируются конечные морены. Какая из перечисленных причин различия скоростей отступания современного, голоценового и позднеплейстоценового ледников Алтая основная, в настоящее время решить трудно.

Ледниковые эпохи Горного  Алтая по длительности существенно превосходят межледниковья, суммарно их отношение выглядит как 3:1. Оформившись в виде «физико-географического феномена», в дальнейшем оледенение развивалось в значительной степени автономно. Причем характер автономности в основном определялся и лимитировался степенью индивидуальностинеотектонического развития Горного Алтая, его геоморфологическими чертами и особенностями положенияна пути атмосферной циркуляции. Возникновение ледников было обязано сильному охлаждению климата гор, в первую очередь как следствие активных тектонических поднятий в конце плиоцена – начале плейстоцена, а также общего похолодания Земли в плейстоцене. По-видимому, в наиболее высоких хребтах ледники никогда не исчезали. По расчетам, для этого нужно увеличение среднегодовой температуры на 16°, чего в новейшее время Алтая не фиксируется. В плейстоцене в высокогорной области Алтая отмечается одно оледенение – с середины раннего плейстоцена по настоящее время, с периодическим выходом ледников в среднегорье и межгорные котловины.

Ледники за редким исключением, по-видимому, не достигали алтайского низкогорья, по крайней мере там  до настоящего времени достоверно не доказаны ледниковые отложения. Влияние  ледников на климат, осадконакопление и формирование рельефа низкогорья несомненно. Установленное стадиальное развитие позднеплейстоценового ледника можно предполагать и для более ранних его предшественников. На крупные колебания ледников, видимо, накладывалась более мелкая гармоника изменений, близкая по масштабу колебаниям ледников в историческое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, проанализировав  материалы о разрезах Чаган и  Чаганузун и о геологических  эпохах, можно констатировать, что  среди гляциальных образований  Горного Алтая запечатлены следы  трех эпох наступания ледников, захватывавших высокогорную и среднегорную зоны. Следы первого оледенения гор, установленные по разрезу Чаган, относятся к раннему плейстоцену. Оледенение возникло, когда во время активного поднятия гор и опускания хионосферы за счет плейстоценового охлаждения климата в ее зону попали значительные участки поверхности гор.

Также можно сказать, что среднеплейстоценовое оледенение было наиболее продолжительным и  занимало обширные площади в высокогорной и среднегорной зонах Алтая, а последующее позднеплейстоценовое оледенение было горно-долинным. Ледники из центров оледенения Горного Алтая спускались далеко вниз, захватывая области среднегорья и имели максимальную протяженность, достигая длины 60-70 км, а в отдельных случаях существенно превышая эти значения.

Как видно из материалов, полученные количественные оценки неоднозначны с тенденцией увеличения скорости отступания ледника в соременную эпоху. Строго говоря, такого вывода сделать нельзя, поскольку отмеченные различия могут  быть вызваны несколькими причинами. 1)Увеличением скорости деградации ледников по мере приближения к современной эпохе. 2)Определенным осреднением данных по скоростям отступания голоценовых и тем более позднеплейстоценовых ледников вледствие разномасштабности сравниваемых событий. Для современной эпохи имеем значения относительно «чистых» скоростей отступания. Для более древних в их оценку в их оценку также входит и время задержки отступающих ледников. 3)Не исключено, что время собственного отступания ледников существенно меньше времени, приходившегося на их задержку, когда формируются конечные морены. Какая из перечисленных причин различия скоростей отступания современного, голоценового и позднеплейстоценового ледников Алтая основная, в настоящее время решить трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Агатова А. Р. Эволюция бассейна реки Чаган-Узун в кайнозое: Автореф. дис. ... канд. геол.-мин. наук. - Новосибирск, 1999. - 20 с.

2.Аксарин А. В. О  четвертичных отложениях Чуйской  степи в Юго-Восточном Алтае // Вестн. ЗСГТ. - 1937. - № 5. - С. 71-81.

3.Барышников Г. Я.  Развитие рельефа переходных  зон горных стран в кайнозое (на примере Горного Алтая). - Томск:  Изд-во Том. гос. ун-та, 1992. - 182 с.

4.Беляев С. Ю., Берзин  Н. А., Буслов М. М. и др. Геология и тектоника Горного Алтая: Путеводитель экскурсии. - Новосибирск: ОИГГМ СО РАН, 1991. - 71 с.

5.Варданянц Л. А.  О древнем оледенении Алтая  и Кавказа (сравнительный очерк) // Изв. Всесоюз. геогр. о-ва. - 1938. - Т. 70, вып. 3. - С. 386-405.

6.Гране И. Г. О ледниковом периоде в Русском Алтае // Изв. Зап.-Сиб. отд-ния Рус. геогр. о-ва. - 1915. - Т. 3, вып. 1-2. - С. 1-59.

7.Дергунов А. Б. Структуры  сжатия и растяжения на востоке  Алтая в четвертичное время  // Геотектоника. - 1972. - № 3. - С. 99-110.

8.Ерофеев В. С. Геологическая  история южной периферии Алтая  в палеогене и неогене. - Алма-Ата:  Наука, 1969. - 167 с.

9.Ивановский Л. Н.  Последнее оледенение Алтая // Материалы Всесоюз. совещания  по изучению четвертич. периода. - М., 1961. - Т. 3. - С. 238-242.

10.Котта Б. Ф. О  геологическом строении Алтая  // Горн. журн. - 1869. - Т. 3, №7. - С. 141-148.

11.Нехорошев В. П.  Современное и древнее оледенение  Алтая // Труды Ташкент. геол. съезда. - Ташкент, 1929. - Вып. 2. - С. 371-390.

 

 

 

 

 


Информация о работе Палеогеография Горного Алтая