Палеогеография девонского периода в истории земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:06, курсовая работа

Краткое описание

Палеогеография является:
Частью исторической геологии, которая дает материал для изучения истории развития земной коры и Земли в целом;
Частью общей физической географии, изучающей физико-географические условия прошлого для понимания современной природы Земли.
Восстановление геологической истории является важнейшей задачей, которая может быть решена при наличии палеогеографического метода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Стратиграфическое расчленение девонского периода ………………...4
2. Палеотектонические и палеогеографические условия………………....6
3. Климатическая зональность……………………………………………….17
4. Органический мир…………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ ДЕВОНСКОГО ПЕРИОДА В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ.docx

— 821.16 Кб (Скачать документ)

Показателями высокой засушливости в среднем и позднем девоне в Восточной Европе, Сибири и на Китайско-Корейской платформе были не только типичные аридные красноцветы, слои каменной соли и гипса, разнообразные сульфатно-карбонатные осадки, пролювиальные и эоловые фации, но и наличие на поверхностях микрослоистых песчаников и доломитов следов усыхания и выделения кристаллов гипса и соли.

 

Рисунок 3 – Климат нижнего девона (400 млн  лет назад) по [4].

 

Рисунок 4 – Климат среднего девона (380 млн  лет назад) по [4].

 

Толщи каменной соли известны в Припятской, Днепровско-Донецкой и Московской впадинах. В связи с нарастанием трансгрессии аридность ослабевает и засушливость становится сезонной. Именно в результате господства такого климата образовались весьма пестрые по составу толщи, когда сульфатно-эвапоритовые слои многократно сменяются пачками органогенных известняков, а на приморских низменностях аридные красноцветы переслаиваются с толщами каолинитовых глин, сидеритами и шамозитовыми рудами.

Рисунок 5 – Климат верхнего девона (360 млн  лет назад) по [4].

Толщи каменной соли известны в Припятской, Днепровско-Донецкой и Московской впадинах. В связи с нарастанием трансгрессии аридность ослабевает и засушливость становится сезонной. Именно в результате господства такого климата образовались весьма пестрые по составу толщи, когда сульфатно-эвапоритовые слои многократно сменяются пачками органогенных известняков, а на приморских низменностях аридные красноцветы переслаиваются с толщами каолинитовых глин, сидеритами и шамозитовыми рудами.

На ослабление аридности в Казахстане указывает появление красноцветов аллювиального и озерного происхождения, в которых присутствуют прослои тонких и хорошо отсортированных кварцевых и кварц-полевошпатовых песков.

Аридные красноцветы, сульфатно-карбонатные и эвапоритовые осадки были широко распространены в Сибири. В Тунгусской впадине и в Хатангском прогибе в лагунно-континентальных условиях формировались красноцветы со слоями доломитов, гипсов, ангидритов каменной и калийных солей. Крупные солеродные лагуны находились на западе и северо-западе Анабарского массива. Широко развиты эвапориты в Вилюйской впадине.

В связи с нарастанием увлажнения в конце девона в Восточной  Сибири проявляются прибрежные слои, обогащенные гидрооксидами железа и оксидами марганца. Среди континентальных пестроцветных терригенных толщ появляются пласты кварцевых песчаников и алевролитов и горизонты, обогащенные конкрециями сидерита и фосфоритов.

На значительных пространствах  Южно-Американского, Африканского и  Австралийского континентов господствовали аридные тропические условия. Именно в таких условиях были сформированы континентальные гипсоносные и  карбонатные красноцветы, сульфатно-карбонатные и эвапоритовые толщи. Лишь в некоторых районах Гондваны, в частности в центральных районах Уругвая, в Аргентине и на юге Австралии, в раннем девоне господствовали гумидные условия. Здесь широким распространением пользовались мономиктовые и олигомиктовые толщи, нередко содержащие остатки влаголюбивых растений. Глины в основном каолинитового состава.

На протяжении девона гумидный климат господствовал на крайнем северо-западе Северо-Американского континента, на Урале, на юге и северо-востоке Азии, на северо-востоке Африки. Во всех перечисленных регионах в морях накапливались рифогенные известняки, располагались рифовые массивы, а мелководные участки все время сохраняли нормальную соленость морских вод. Континентальные осадки представлены сероцветными толщами, обогащенными каолинитом. Много остатков папоротниковых, имеются прослои угля, в частности на Аляске, о. Батхерст в Канадском Арктическом архипелаге. Углистые сланцы и тонкие терригенные породы, обогащенные углистыми частицами, известны на Тимане, в Юго-Восточной Азии.

По режиму увлажнения в Евразии  удается выделить и область с  переменным увлажнением. Такой климат господствовал в Лавруссии, Казахстане и Сибири.

Экваториальные условия были свойственны  Тиману, Уралу, Алтае-Саянской области и Южному Китаю. На Северо-Американской платформе экваториальные условия предположительно существовали на юге США и на севере Мексики, а в Австралии - в ее северо-восточной части.

Регрессия в раннем девоне, когда  возникло множество изолированных  и полуизолированных бассейнов, способствовала обособлению фаунистических комплексов. В среднем и позднем девоне общение между морями стало более свободным и разница между комплексами организмов стала менее заметной.

На территории Евразии выделяется Урало-Тяньшаньская провинция, соответствующая экваториальному поясу. Она характеризовалась развитием кораллово-строматопоровых рифов, многочисленными скоплениями Брахиопод. В тропических условиях развивалась фауна Арденно-Рейнской, Салаиро-Алтайской провинций, а в несколько более умеренных условиях - комплексы Арктической провинции. Последняя, охватывая Таймыр и Верхояно-Чукотский регион, протягивалась на территорию Аляски. Во всех перечисленных провинциях отсутствуют крупные рифовые постройки, меньше кораллов, однообразнее видовой и родовой состав другой фауны. В конце среднего девона обособившаяся Алтае-Саянская провинция имела тесную связь с Монголо-Охотской и Китайской провинциями. На протяжении всего девона существовала Джунгаро-Балхашская провинция и только в позднем девоне обособилась Восточно-Европейская. Кроме перечисленных выделяются Кордильерская, Аппалачская, Австралийско-Новозеландская и Мальвино-Кафская провинции. Последняя охватывала территорию Южной Америки и юг Африки.

Перечисленные провинции характеризуются  развитием эндемичных родов и  видов, а временами и семейств Брахиопод, Кораллов и Строматопор [1].

 

4. Органический мир

 

В конце раннего палеозоя произошло  вымирание, а в ряде случаев простое  угасание многих групп организмов, некогда широко распространенных на Земле. После них возникли новые  группы животных и растений, которые  и определили облик органического  мира позднего палеозоя. Главное отличие  состояло в том, что жизнь стала  развиваться не только в морях  и пресноводных бассейнах, но и на суше. В позднем палеозое широко расселились наземная растительность и сухопутные позвоночные. Вместе с  тем жизнь в морях продолжала эволюционировать. Появились первые Аммоноидеи с простой лопастной линией, достигли расцвета Четырехлучевые Кораллы, Мшанки, Фузулиниды, некоторые отряды замковых Брахиопод.

В изменении состава органического  мира на рубеже раннего и позднего палеозоя повинны не только поступательное эволюционное развитие, но главным образом изменения условий среды обитания. Эти изменения были вызваны интенсивными проявлениями тектонических движений, изменениями палеогеографических обстановок, состава атмосферы и космическим воздействием.

Органический мир морей в  целом был более разнообразен, чем в силуре. Характерной особенностью девона является преобладающее, развитие разнообразных рыб. Нередко его  даже называют периодом рыб (рис. 6). В это же время началось угасание Граптолитов, Цистоидей, Трилобитов и Наутилоидей. Широко распространены были переживавшие период своего расцвета замковые Брахиоподы, Четырехлучевые Кораллы, Табуляты, Морские Лилии.

Рисунок 6 - Представители морской фауны девона: слева - Dinichthys (из артродир); справа - Cladoselache (из акуловых рыб); на переднем плане - коралловые полипы по [5].

 

Количество родов замковых Брахиопод в девоне достигло максимального значения за все время их существования. Особенно разнообразны беспозвоночные отряда Спирифериды, Ринхонеллиды и Теребратулиды. Широко распространились представители надсемейства продуктид. Брахиоподы, отличающиеся богатством видов и быстрой изменчивостью во времени, являются самой важной группой, используемой при детальном расчленении девонских отложений (рис. 7).

В девонском периоде широкое  развитие получили также Аммоноидеи. Они длительное время, вплоть до конца мезозоя, были одной из самых распространенных и важных в стратиграфическом отношении групп морских животных. В начале девона появились Агониатиты и Гониатиты. В начале позднего девона возникли Климении, которые по типу лопастной линии и форме раковины были сходны с Гониатитами, но отличались тем, что сифон у них был приближен к спинной стороне. Их жизнь была короткой, и уже в конце девона Климении исчезли.

Одновременно с развитием Аммоноидей происходило угасание другой группы Головоногих Моллюсков - Наутилоидей. Особенно быстро вымирали представители Наутилоидей, обладавшие прямой раковиной.

Дальнейшее развитие получили Кораллы. Хотя по сравнению с силуром количество Табулят уменьшилось, но большое  значение стали приобретать Четырехлучевые Кораллы. Последние вместе с Мшанками и Строматопороидеями принимали участие в построении рифов.

Среди беспозвоночных были широко развиты  также ракоскорпионы, Остракоды, Тентакулиты, Морские Лилии, Бластоидеи, Рецептакулиты, Губки, Фораминиферы (рисунок 7), древние Морские Ежи, Двустворчатые и Брюхоногие Моллюски и особенно Конодонты. Последние имеют важное стратиграфическое значение.

Все возрастающее значение стали приобретать  позвоночные. Среди них главенствующее положение занимали рыбы: панцирные, хрящевые и костные, а также бесчелюстные рыбообразные организмы.

У панцирных или пластинокожих рыб голова и передняя часть туловища были покрыты мощным панцирем из твердых крупных пластин. Они вели малоподвижный образ жизни.

Рисунок 7 - Руководящие ископаемые девонских отложений:

1 - Monograptus uniformis; 2 - Calceola sandalina; 3 - Cyrtospifer disjunctis; 4 - Sieberella sieberi; 5 - Uncites gryphus; 6 - Stringocephalus burtini; 7 - Buchiola retrostriata; 8 - Tentaculites tenuicinctlis; 9 - Pachtoceras sulcatulum; 10 - Manticoceras intumescens; 11 - Oxyclymenia undulata; 12 - Proetus bohemicus; 13 - Pteraspis rostrata; 14 - Pterichtys milleri; 15 - Psilophyton princeps; 16 - Archaeopteris Roemeriana по [5].

 

Хрящевые или акуловые появились в середине девона, но новый расцвет испытали в мезозое. Большим разнообразием обладали костистые рыбы, среди них многочисленные представители Кистеперых, Лучеперых и Двоякодышащих. Кистеперые рыбы обладали веретенообразным телом и массивными плавниками, которые не только служили средством плавания, но и помогали перемещаться по дну. Сходство скелетов плавников кистеперых рыб со скелетами конечностей земноводных дало основание считать их предками земноводных животных.

Девонские моря были населены разнообразными водорослями, причем известковые водоросли  вместе с кишечнополостными принимали  участие в строительстве рифовых  тел.

Считается, что крупная регрессия  на рубеже силура и девона активизировала выход растений на сушу и способствовала их быстрому расселению и приспособлению наземному образу жизни. В раннем и среднем девоне на суше господствовали Риниофиты, которые росли в основном в заболоченных ландшафтах. В конце девона Риниофиты повсеместно вымерли. В среднем девоне вместе с Риниофитами существовали уже все основные группы споровых растений. Это Плауновые, Членистостебельные и Папоротники, а в конце девона появились и первые представители Голосеменных; многие из кустарниковых превратились в древовидные. Большим распространением в позднем девоне пользовались представители разноспорового Папоротника, поэтому нередко позднедевонскую флору называют Археоптерисовой.

Наземная растительность в основном развивалась в приморских областях, чему весьма благоприятствовал мягкий теплый и влажный климат. Более  удаленные от моря части континентов  в это время были лишены растительности (рис. 8).

 

Рисунок 8 - Ландшафт среднего девона с представителями Псилофитовой флоры, Плауновидных, Членистостебельных и Папоротниковидных типов растений по [5].

 

Общие особенности  девонского периода отражены кратко на рисунке (рис. 9)

Рисунок 9 - Основные геологические события в девонский период (составлено по) [1]

 

Заключение

 

Девонский период был одним из самых переломных в истории Земли. Он завершил ранний и начал поздний палеозой. Рубеж  силура и девона совпадает с кульминацией каледонского орогенеза, создавшего Североамериканский пояс каледонид, создавший Лаврентию и Балтию и создавший новый мегаконтинент Лавруссию

Климат  на протяжение девонского периода был  теплым и даже жарким, аридным и  влажным.

В девоне начали появляться многочисленные ракообразные, рыбы, а на суше появилась обильная растительность, включая папоротники.

 

 

 

 

Список литературы и источников:

 

  1. Короновский Н.В. Историческая геология: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Короновский, В.Е. Хаин, Н.А. Ясаманов. – 2-е издание, переработано и дополнено – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464с.
  2. Удивительная планета Земля/ Иллюстративный атлас эволюции/ Консультант Ж.М. Мазен - Париж-СПб.: Изд-во национального центра научных исследований Франции «Ридерс Дайджест», 2003.
  3. Короновский Н.В. Основы геологии: Учеб. Для географ. Спец. Вузов. – М.: Высш. шк., 1991.
  4. http://www.geologieinfo.de (дата обращения 11.11.2012)
  5. http://dic.academic.ru (дата обращения 11.11.2012)
  6. http://rudocs.exdat.com (дата обращения 11.11.2012)

Информация о работе Палеогеография девонского периода в истории земли