Общие сведения о бассейне р. Иртыша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Река Иртыш самый большой приток р. Оби: по площади бассейна, равной 1643000 км, она занимает пятое место среди рек России, а по протяжению (4248 км) уступает лишь р. Лене.
Бассейн реки Иртыш и притоки расположены преимущественно на одной из обширнейших равнин мира – Западно-Сибирской низменности, которая представляет собой сильно заболоченную местность, слабо наклоненную к северу.
Бассейн р. Иртыша характеризуется большим разнообразием физико-географических условий

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Вьюн.  
Misgurnus fossilis (L.) 


 

Вьюн служит главным представителем небольшой группы рыбок, которые характеризуются удлиненным телом, покрытым очень мелкой гладкой чешуей, а иногда и вовсе без чешуи, небольшими глазами, небольшими жаберными отверстиями и нитевидными усиками на мягких губах. По этим, а также некоторым анатомическим признакам все вьюны отделяются в семейство Cobitidae.

 
Рис. 1. Вьюн


 

       По своему наружному  виду вьюн несколько напоминает  угря или змею; самое название  его показывает его способность  извиваться подобно последним.  По этой причине он употребляется в пищу только местами и вообще находится в большом пренебрежении, чего, однако, вовсе не заслуживает. Тело вьюна очень длинное, спереди почти цилиндрическое; несколько обращенный вниз рот окружен десятью усиками, из коих 6 самых больших находится на верхней, а четыре на нижней губе; все плавники у него более или менее закруглены, брюшные лежат далеко позади грудных и имеют незначительную величину; чешуя очень мелка и так как всегда бывает покрыта толстым слоем слизи, то и вовсе незаметна. Спина у вьюна желтовато-бурая с черными крапинками, брюхо желтое, иногда даже красноватое, а по бокам туловища тянутся три продольные черные полоски, из которых средняя гораздо шире крайних; все плавники бурые с черноватыми крапинками; глаза желтые, очень маленькие. Вьюны, перемещенные в проточную или чистую воду, получают более яркие цвета. Изредка встречаются белые выродки - вьюны-альбиносы. Обыкновенная величина вьюна около 20-23 см, но иногда он достигает более 30 см в длину и бывает толщиной в большой палец. 
       Распространение этой рыбы довольно ограничено. Вьюн встречается только в Средней и Восточной, а в Северной, Западной и Юго-Западной Европе, кажется, вовсе не водится, т. е. крайне редок в восточной Франции, вовсе не замечен в Англии и в северной России. В Сибири и Туркестанском крае его вовсе нет, но, по некоторым сведениям, вьюн встречается под Екатеринбургом и в некоторых речках восточного склона екатеринбургского Урала; вероятно, он перешел через хребет весьма недавно. Возможность этого перехода подтверждается тем, что он чаще всех других рыб встречается в почти пересыхающих болотах, а болота в Уральских горах нередко дают начало речкам, принадлежащим к двум различным бассейнам - Обскому и Волжскому. На западном склоне Урала вьюн довольно обыкновенен во всех иловатых и болотистых речках; в реках, изливающихся в Белое и Ледовитое моря, также в Финляндии его недостает; даже в Петербургской губ. он принадлежит к редким рыбам и несколько чаще встречается в Кронштадском заливе и Пейпусе. В наибольшем количестве вьюн водится в болотистых речках, болотах и канавах того огромного края, который известен под названием Пинских болот и Полесья; во множестве он ловится также на Днепровских плавнях (заливах); весьма странно, однако, что он не был еще до сих пор найден в низовьях Волги. В Кубани эта рыба еще довольно обыкновенна, но вовсе не встречается в крымских и кавказских реках. Под Москвой вьюн встречается во многих заливных озерах, в болотистых прудах, но в реках очень редок. Всего многочисленнее он в Дмитровском уезде. 
       Вьюн любит тихую воду и тинистое дно, и потому главное местопребывание его составляют болотистые, медленно текущие речки, тихие заводи больших рек, глухие протоки, иловатые пруды и озера, часто канавы и оолота, где уже немыслимо существование какой-либо другой рыбы, не исключая и карася. Вьюн живучее последнего и может очень долго прожить во влажной тине, остающейся на дне высохших озер, ям и болот. Вообще он постоянно держится на дне воды, часто совсем зарывается в тину и здесь же отыскивает себе пищу, которая обыкновенно состоит из червяков, личинок насекомых, мелких двустворчатых моллюсков, а также и самого ила. На поверхность он выходит только перед наступлением ненастья или грозы, и по этой способности предугадывать погоду иногда за сутки его нередко держат в комнате в банке с водой. Для рыболова - это самый лучший, верный и дешевый барометр. Другая замечательная способность вьюна, послужившая к названию его пискуном, заключается в том, что он, если его взять в руки, издает слабый писк. Это, очевидно, происходит от способности набирать воздух в пищеприемный канал, что подтверждают вьюны, которые держатся в банке с не совсем свежей водой: тогда они время от времени выходят на поверхность, высовывают голову из воды, глотают воздух и сейчас же с шумом выпускают его через заднее отверстие. Это пропускание воздуха через пищеприемный канал как бы заменяет собой дыхание жабрами. 
       Время нереста вьюна достоверно неизвестно. По одним наблюдениям он мечет икру зимой в декабре, по другим - весной, по третьим - два раза в год - зимой и в мае; но всего вероятнее, что он начинает нереститься очень рано весной, в марте, и что нерест его длится весьма долгое время. Яйца вьюна весьма многочисленны (около 150 000) и прикрепляются обыкновенно к водяным растениям. Такое количество яиц объясняет необычайное множество вьюнов в тех местностях, где он находится в безопасности от хищных рыб, особенно щук и налимов. 
       В средней и восточной России никто не занимается ловлей вьюнов и весьма немногие употребляют его в пищу, но в юго-западной и северозападной России, особенно в Минской губ., они ловятся в тамошних болотах и болотистых реках в громадном количестве. Как, однако, ловят их в этих местностях, неизвестно. Впрочем, вьюнов много и в болотах Дмитровского уезда, Московской губ., о чем упоминал еще Озерецковский. В приднепровских озерах и плавнях, по словам Середы, вьюны будто бы имеют обыкновение собираться в мелководные болотистые места, чтобы своим скоплением в несметную массу препятствовать замерзанию воды. Это заключает он из того, что обыкновенно в тех местах, где зимний притон их, лед бывает очень тонок, так что не выдерживает тяжести человека. Однажды, провалившись в таком месте, он имел случай наблюдать, как вьюны не только не старались уплыть, но с писком и суетой стремились в образовавшееся отверстие; масса вьюнов все увеличивалась и увеличивалась, и можно было брать их чем угодно и сколько угодно. Весьма возможно, что вьюны массами зарываются в ил в родниках. Под Москвой вьюнов ловят в поемных озерах, опуская в проруби корзины с палкой, куда они и забиваются. 
       Там, где вьюнов много, они отлично берут на удочку, на червя, со дна на небольшие крючки и легкие поплавки; иногда они даже хватают голый крючок,- и наловить их можно сколько угодно. Клюют вьюны как днем, так и ночью. Но охотников до ловли этой рыбы немного; больше, кажется, ее удят в качестве очень хорошей и крайне живучей насадки для щуки, сома и в особенности угря, который едва ли не предпочитает вьюнов другой рыбе. С этой целью их можно держать в запасе в большом количестве целую неделю. Только надо наливать в ведро не более 4-9 см воды, положить сверху свежей травы - пырея, крапивы, осоки - и менять воду раза два в день. 
       Мясо вьюна очень жирно, мягко, легковаримо и имеет сладковатый вкус, хотя почти всегда отзывается тиной, почему вьюнов лучше некоторое время продержать в сажалке в проточной воде или счистить предварительно слизь золой. У нас вьюнов, где их много, больше варят для ухи, реже жарят.

 

 

 

 

Взаимосвязь генетических и паразитологических характеристик популяций карповых рыб Обь-Иртышского бассейна О. Н. Жигилева, И. С. Броль, В. В. Пожидаев, Д. В. Зеновкина

Тюменский государственный  университет, Тюмень

Аннотация. Изучена взаимосвязь зараженности трематодами с генетическими  параметрами популяций трех видов сибирских карповых рыб. Выявлена положительная корреляция между интенсивностью заражения трематодами и уровнем индивидуальной полилокусной аллозимной гетерозиготности рыб. Данные о дифференциальной зараженности обладателей разных генотипов полиморфных локусов и коэффициенты корреляции между частотами аллелей и показателями зараженности свидетельствуют о пространственной сопряженности генетической структуры популяций рыб с устойчивостью к трематодной инвазии. Ключевые слова: карповые рыбы, Обь-Иртышский бассейн, генетическая структура популяций, аллозимы, гетерозиготность, трематоды, зараженность

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК  ПОПУЛЯЦИЙ КАРПОВЫХ РЫБ

Введение

Роль паразитов  в поддержании биологического разнообразия и устойчивости экосистем рассматривается как неоднозначная. С одной стороны, они составляют часть биологического разнообразия и играют важную роль регулирующего механизма, с другой – при срыве регуляторных механизмов и превышении паразитарной нагрузки способны причинить значительный ущерб популяциям хозяев. В связи с  этим интерес представляет изучение взаимосвязи показателей биологического разнообразия и паразитарной зараженности с целью поиска наиболее оптимального их соотношения.

Крупнейший  очаг описторхоза, существующий в Обь-Иртышском бассейне, заслуживает внимания не только как медико-социальная проблема, но и является прекрасной моделью для изучения популяционно-генетических взаимоотношений в системах «паразит – хозяин». Карповые рыбы, отловленные в разных участках бассейна, имеют разные уровни зараженности трематодами. Показатели экстенсивности инвазии и индексы обилия личинок трематод могут различаться в разных популяциях рыб на порядок. Внутри популяций практически всегда можно выявить группировки не инвазированных, слабо- и гиперинвазированных рыб. Восприимчивость к инвазии является генетически обусловленной характеристикой. В связи с этим целью исследований явилось изучение взаимосвязи зараженности трематодами с генетическими параметрами популяций карповых рыб. В число задач входили анализ пространственной сопряженности популяционно-генетической структуры хозяина с показателями инвазированности и поиск генетических маркеров паразито резистентности. Решение этих вопросов позволило бы прогнозировать изменение напряженности паразитологической ситуации по актуальным трематодозам при изменении генетической структуры популяций рыб, подвергающихся интенсивному промысловому давлению.

Материалы и методы

Материалом для исследования послужили 3 вида рыб: язь Leuciscus idus Linnaeus, 1758, плотва Rutilus rutilus lacustris Pallas, 1811 и елец Leuciscus leuciscus baikalensis Dybowskii,1874 (Cypriniformes: Cyprinidae), отловленных

в 6 реках Обь-Иртышского бассейна: Северная Сосьва, Обь, Большой Салым, Иртыш, Конда и Тобол. Забор материала производился в ходе контрольных отловов, осуществляемых на базе филиалов ГУ «Нижнеобьрыбводхоз» в ноябре– январе 2008–2009 гг. Всего изучены 11 выборок язя (272 особи), 10 выборок сибирской плотвы (278 особей) и 4 выборки ельца (70 особей). Гельминтологические исследования рыб проводили согласно рекомендациям Быховской-Павловской [5] и Звягиной [8]. Для видовой идентификации гельминтов пользовались определителями и специальными работами [12; 13]. Рассчитывали показатели зараженности: экстенсивность инвазии (ЭИ), интенсивность инвазии (ИИ), индекс обилия (ИО).

Уровень генетического  разнообразия популяций рыб оценивали  по изоферментным маркерам. Белки  скелетных мышц экстрагировали стандартным способом с использованием трис HCl буфера (pH 8,0). Для разделения белков использовали метод вертикального электрофореза в 7,5 % полиакриламидном геле [11] и горизонтального электрофореза в 13%-ном крахмальном геле. Вертикальный электрофорез проводили в камере «Helicon» при силе тока 80 mA, напряжении 200 B в течение 2,5 часов, горизонтальный – при силе тока 75 mA, напряжении 180 B в течение 4,5 часов. Гистохимическое выявление белков проводили в соответствии с рекомендациями [6; 22]. Всего изучены 18 локусов, кодирующих 6 белковых систем (LDH, MDH, AAT, SOD, неспецифические эстеразы и миогены).

По результатам  электрофоретических исследований

 

 

 

 

http://www.utmn.ru/docs/4712.pdf

 

Литература

1. Алтухов Ю.  П. Аллозимная гетерозигот-

ность, скорость полового созревания и продолжи-

тельность жизни / Ю. П. Алтухов // Генетика. –

1998. – Т. 34, №  7. – С. 908–919.

2. Алтухов Ю.  П. Адаптивная генетическая

структура и  ее связь с внутрипопуляционной  диф-

ференциацией  по полу, возрасту и скорости роста  у

тихоокеанского  лосося – нерки Oncorhynchus nerka /

Ю. П. Алтухов, Н. В. Варнавская // Генетика. –

1983. – Т. 19, №  5. – С. 796–802.

3. Богданов Л.  В. К вопросу о природе биохи-

мического полиморфизма у домашних животных /

Л. В. Богданов // Биохимическая генетика рыб. – Л.,

1973. – С. 24–36.

4. Бойко Е.  Г. Влияние селекционно-генетических

и экологических  факторов на структуру популяций

карповых рыб : дис. … канд. биол. наук. / Е. Г. Бой-

ко. – Тюмень, 1997. – 135 с.

5. Быховская-Павловская  И. Е. Паразитологи-

ческое исследование рыб / И. Е. Быховская-

Павловская. –  Л. : Наука, 1985. – 108 с.

6. Генетика изоферментов / Л. И. Корочкин и

[др.]. – М. : Наука, 1977. – 278 с.

7. Голубцов А.  С. Внутрипопуляционная из-

менчивость  животных и белковый полиморфизм /

А. С. Голубцов. – М. : Наука, 1988. – 166 с.

8. Звягина В.  В. Структурно-функциональные

особенности метацеркарий Opisthorchis felineus;

оптимизация способов обеззараживания и контроля

рыбы, инвазированной личинками возбудителя опи-

сторхоза : автореф. дис. … канд. биол. наук / В. В.

Звягина. – Тюмень, 1995. – 16 с.

9. Каштанов С.  Н. Исследование признаков

приспособленности и аллозимной гетерозиготности

в искусственной  популяции соболя Martes zibellina L. /

С. Н. Каштанов, О. Е. Лабезный, С. В. Грачева //

Генетика, 2003. –  Т. 39, № 12. – С. 1693–1697.

10. Лакин Г.  Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин.  – М. :

Высш. шк., 1990. – 352 с.

11. Маурер Г.  Диск-электрофорез. Теория и

практика электрофореза  в ПААГ / Г. Маурер. – М. :

Мир, 1971. – 243 с.

12. Метацеркарии  трематод – паразиты пресно-

водных гидробионтов Центральной России / В. Е. Су-

дариков и [др.] ; отв. ред. В. И. Фрезе. – М. : Наука,

2002. – 185 с.

13. Определитель  паразитов пресноводных рыб

фауны СССР. Т. 3 : Паразитические многоклеточ-

ные. Ч. 2. – Л. : Наука, 1987. – 583 с.

14. Смирнов О. К. Раннее определение продук-

тивности животСерия «Биология. Экология»

2010. Т. 3, № 3. С. 62–70

 

  1. Жигилева О.Н., Броль И.С., Пожидаев В.В., Зеновкина Д.В. Взаимосвязь генетических и паразитологических характеристик популяций карповых рыб Обь-Иртышского бассейна // Известия Иркутского государственного университета. 2010. № 3. С. 62 - 70.

Информация о работе Общие сведения о бассейне р. Иртыша