Климатообразущие факторы Северной Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 06:47, контрольная работа

Краткое описание

1) Особенности положение материка и своеобразие радиационного и циркуляционного климатообразущих факторов.
2) Сезонные изменения радиационных условий и атмосферных циркуляций и связанных с ними особенностей температурного режима.
3) Региональные различия в распределении температур и увлажнения на материке, анализ причин этих различий:

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная задание 1.docx

— 46.27 Кб (Скачать документ)
    1. Почвено-растительный покров

Исключительное  разнообразие климата и рельефа  Восточной Азии особенно ярко отразилось на ее почвах. Во влажных южных районах  Китая и Японии преобладают тропические  и субтропические красноземы, латериты и красно-бурые почвы. Широко распространенные в Центральной Азии сероземы, серо-бурые  почвы и буроземы обязаны своим  происхождением сухому климату и  скудному растительному покрову  этого района и обычно засолены.

Для Тибета характерны очень слабо развитые почвы высокогорных пустынь и  горно-луговые почвы на склонах  хребтов, а для Монголии и Синьцзяна  — бурые и светло-каштановые почвы. Для Северного и Северо-Восточного Китая типичны каштановые и черноземные  почвы (каштановые также для севера Монголии), для Кореи и Японии — лесные щебнистые буроземы, реже горные подзолы.

Лёссовые  невьпцелоченные почвы распространены лишь в северной половине Китая. Мощность лёсса (хуанту — желтая земля) местами (Ганьсу и Шэньси) достигает 250 м. Пористость лёсса доходит до 45%, и лёсс впитывает осадки, как губка. Наряду с этим влага из глубин поднимается вместе с практически неограниченным количеством солей, нужных растениям. Такая аккумуляция и круговорот воды смягчают неравномерность годового хода осадков и являются причиной необычайного плодородия лёсса, на котором урожай собирается без удобрений столетиями, и количество его зависит только от осадков. В Восточной Азии большое значение имеют аллювиальные почвы речных долин, дельт и низменностей, часто заболоченные, выщелоченные и лишенные извести. Плодородие их зависит от количества удобрении и тщательности возделывания.

Территория  Восточной Азии входит в Голарктическую группу фитогеографических областей. Центрально-Азиатская область наиболее бедна лесами. Для нее характерна скудная и крайне рассеянная травяная и кустарниковая растительность с преобладанием полыни и солянок. В Монголии типичны саксаул, бобовые  кустарники — астрагал, карагана и др. В степях преобладают сложноцветные (главным образом полыни) и различные злаки. Север занят горной лесостепью. Леса, занимая северные и северо-западные склоны, состоят из лиственницы, частично сосны и небольшого количества кедра. Березняки и осинники иногда смешаны с хвойными. Сибирская тайга заходит сюда только краем. В Синьцзяне выходы горных рек и грунтовых вод способствовали образованию богатейших оазисов дикой флоры.

Центральная Азия — пустыни и степи Монголии — еще в значительной мере сохраняет  свое первоначальное состояние, но большая  часть степей уже распахана и  видовой состав флоры обеднен.

В сухом  западном Тибете господствуют высокогорные каменистые п холодные пустыни с очень бедной по числу видов флорой, а во влажных понижениях расположены кобрезиевые луга и болота. Восточный Тибет поражает богатством растительности. Здесь наблюдается смена лесов: у подножия гор преобладает сосна с кленом и дубом; далее, до высоты 3000 м, произрастают ель, тис и пихта; между 3600—4200 м образуется кустарниковый пояс рододендрона, а выше — альпийские луга и вечные снега.

Восточноазиатская фитогеографическая область наиболее древняя. Занимая Восточный и  Северо-Восточный Китай, Корею и  Японские острова, она связана с  Индийской палеотропической областью, откуда многие тропические растения проникли на юг Китая и Японии. Во флоре Китая насчитывается более 20 тыс. видов растений. Благодаря  отсутствию в течение долгого  периода крупных геологических  событий и резких колебаний климата  здесь сохранились живые ископаемые — мезозойское дерево гинкго, метасеквойя, древние папоротники и др.

Для области  характерны три типа лесов: 1) субтропические леса из вечнозеленых дубов, камелий, камфарного лавра и др.; 2) широколиственные леса с исключительным богатством видов  листопадных деревьев; 3) хвойные  леса из большого количества видов  китайских и японских хвойных, в  том числе многих реликтовых. Эти  типы лесной растительиости в горных районах Южного Китая и Японии имеют вертикальную зональность. Густые и разнообразные по составу леса, сохранившиеся в горах, были характерны для ландшафтов большей части восточной половины Китая и Японии. Вместе с тем в областях древних земледельческих культур, особенно в Восточном Китае, культурный ландшафт целиком заменил леса. Здесь возделаны не только долины, но и все склоны^ доступные террасированию. О былом богатстве лесов говорят лишь их остатки, сохранившиеся в ущельях, на крутых склонах и в заповедных рощах у храмов и монастырей.

Отсутствие  крупных широтных водных и горных рубежей к югу и востоку  от Циньлина привело к смешению флор, удаленных друг от друга. Поэтому в Восточном Китае листопадные леса умеренного пояса постепенно переходят в субтропические. Очевидно, между ними и до распашки не было пояса степей, так же как между субтропиками и тропиками, здесь нет пояса пустынь и саванн. Растения проникали в соседние зоны и, приспосабливаясь к ним, создали исключительно богатые и сложные по видовому составу ассоциации с изобилием контрастных сочетаний. Так, в Красном бассейне ближайшие родичи малины растут под тенью бамбуков, чередующихся с соснами, а тропические орхидеи свисают с берез и ясеней. В Центральном Китае встречаются растения, родина которых — Европа и Сибирь, Северная Америка и Япония, Вьетнам и Индонезия, Гималаи и Бирма. Многие виды, родиной которых считали Японию, оказались уроженцами Китая. Часть их попала в Японию лишь с помощью человека.

В лесах  Северного Китая, уцелевших на склонах  Иныпаня и прилегающих хребтах, береза и орешник смешаны с сосной и другими северными хвойными. Сухие южные склоны занимают луга с разреженным травостоем. Бедная видами растительность северных предгорий Циньлина и Лёссового плато похожа на низкотравные сухие степи Центральной Азии, в которые она постепенно и переходит. Естественная растительность Северо-Китайской низменности сохранилась лишь в периодически затопляемой дельте Хуанхэ.

Границей  Северо-Китайской и Центрально-Китайской  растительных провинций являются хребет Циньлин и горы Шаньдуна. На их северных склонах еще преобладают деревья с опадающей листвой — клены, липа, вяз, ясень, грецкий орех, но уже появляются субтропические растения — кустарниковые колючие дубы, лавровые, камелии, магнолии, гледичия, бамбуки, в верхних поясах — рододендроны. На южном склоне Циньлина растут каштан, лаковое и сальное деревья, кипарисы, туя, вечнозеленые пальмы и др. В Центральном Китае, где дуб наиболее характерен, находится центр распространения восточноазиатских дубов (30 видов), грабов (9), берез (8) и буков (5).

Южно-Китайские  горы — область субтропиков, где  смешаны северные и южные виды. На склонах и в долинах развиты  роскошные леса с преобладанием  вечнозеленых деревьев (мирты и особенно лавры), с густым подлеском, обилием  лиан и эпифитов, с необычайным  разнообразием пород при отсутствии какой-либо господствующей. К дубам  и кленам примешаны веерные пальмы, саговники, камелии, южные хвойные, подо- карпус, каннингхэмия, торрея и др. Травянистый покров развит слабо, древесно-кустарниковые доминируют везде, где их не истребляет человек. Леса по виду и почти непрерывной в течение года вегетации похожи на тропические, но проходимы без топора. Полог их не так густ, и в нижние ярусы проникает больше света. Большое хозяйственное значение имеют различные виды бамбука. Некоторые быстрорастущие виды деревьев выращиваются искусственно.

На  юге Гуандуна, Гуанси и Фуцзяни нет зимнего перерыва в развитии растений. Тропический лес истреблен и сохранился лишь в храмовых рощах. Встречаются панданусы с воздушными корнями, непентесы с кувшинообразными листьями, приспособленными для ловли насекомых, ореховая пальма и др. В мангровых лесах приливо-отливной полосы побережья преобладают деревья, держащиеся в толще ила изогнутыми корнями-якорями. Типичны бамбуки и камфарный лавр.

Растительность  Маньчжурской флористической области  пышная и разнообразная, на первый взгляд мало отвечает сравнительно суровому климату. Из более 2000 видов растений почти половина эндемична для  Восточной Азии. Ее важная особенность  — богатство видов (250) деревьев и  кустарников. Сухолюбы встречаются  здесь рядом с влаголкь бами, южные виды причудливо сочетаются с северными. Так, мощные, тропического вида лианы — актинидии, амурский виноград, лимонник обвивают стволы кедров, елей и пихт.

Господствуют  смешанные хвойно-широколиственные леса, но большие пространства тайги  уже сильно разрежены или начисто  вырублены и распаханы. Долины заняты вейниковыми и злаково-разнотравными  лугами с множеством ирисов, лилий  и красодневов.

В Южно-Маньчжурской ботанико-географической области появляется длинноиглая сосна, наблюдается изобилие дубов, цельтиса, дзелквы и других южных форм. Леса здесь истреблены, а южный характер ландшафту придает масса искусственно разведенных видов, завезенных из Центрального Кйтая, Кореи и Японии.

Растительность  Кореи имеет характер, переходный между Северо- Восточным Китаем и Японией. Смешанные и широколиственные леса вырублены и большая часть полуострова, включая горы, безлесна. Лесоразведение еще мало возместило уничтоженные леса. Дубняк, зонтикообразные сосны и можжевельник сохранились только у храмов, на кладбищах и труднодоступных кручах. В южной части Кореи среди вечнозеленых видов преобладают японские. Особенно много дубов, камелий и каштана. Выше 1000 м широколиственные леса уступают место хвойным, в частности корейскому кедру.

Япония  славится роскошной растительностью (до 1000 родов и свыше 5500 видов). Обилие эндемичных видов обусловлено островной  изоляцией. Наибольшее количество общих видов имеется с флорой Восточного Китая, в связи с чем все острова входят в Китайско-Японскую флористическую область Голарктики.

Япония  — страна лесов, которые занимают до двух третей ее площади (главным  образом горные склоны), а на Хоккайдо даже до трех четвертей. Из 160 видов  деревьев многие отличаются превосходной древесиной. Большое внимание уделяется  охране лесов и их искусственному разведению для хозяйственных нужд, сохранению режима рек, защите от эрозии и т. п. Специально охраняются леса, украшающие храмы и другие достопримечательные  места или произрастающие вдоль  популярных туристских дорог, а также  национальные парки, сохраняющие ценную для науки девственную природу. Характерная черта ландшафта  — многочисленные участки геометрически  правильных лесонасаждений.

Гористость  и связанная с ней вертикальная зональность обусловили глубокое проникновение  растительности различных широтных зон друг в друга.

Зона  тропических лесов с круглогодовой  вегетацией представлена на Рюкю и на юге Кюсю ниже 300 м. Это влажнотропические дебри с обилием видов, многоярусностью, густотой подлеска, множеством лиан и эпифитов.

Субтропическая  зона вечнозеленых дубов и сосен  занимает нижние склоны гор (до 800 м) на Кюсю, Сикоку и юге Хонсю. У большинства растений этой зоны яркая и крупная вечнозеленая глянцевитая .кожистая листва. Густые и пышные леса напоминают тропические, и в них ^встречаются представители тропической флоры: к вечнозеленым видам дубов в изобилии примешаны дубы с опадающей листвой, японский клен, несъедобная, но красивоцветущая японская вишня — сакура и др.

Камфарный лавр иногда образует чистые леса и разводится искусственно для добычи камфоры. Встречаются рощи бамбука, доходящего до 30 м высоты при диаметре 30 см. Обильно представлены японские сосны — акамацу и куромацу с причудливыми кронами и корявыми стволами. Особенно замечательны эндемичные хвойные — японские кипарисы, криптомерии, туи, туйопсисы, сциадопитисы, торреи, тисы и др. Величественны высокоствольные леса из криптомерий. Эти деревья обладают изящной остроигольчатой хвоей, великолепным качеством древесины и отличаются быстрым ростом, они достигают 40 м высоты и 2 м в диаметре. У храмов и кладбищ сохраняются рощи реликта гинкго. Яркая черта лесов — густой вечнозеленый подлесок из множества лавро- листных кустарников с красивыми цветами (азалии, аралии, магнолии, гардении, павлонии, вистария).

Пояс  широколиственных лесов занимает нижнюю зону гор севера Хонсю и юга  Хоккайдо. На юге Хонсю, на Кюсю и Сикоку она расположена на высоте 1000—1800 м. Чрезвычайно распространен бук, образующий местами чистые леса. Характерны ценнейшая по качеству древесины дзелква, клены, каштаны, березы, липы. Обычны смешанные леса. Осенью, благодаря обилию видов, каждый из которых имеет свой оттенок осенней окраски листьев, леса исключительно пестро расцвечиваются яркими тонами — красными, желтыми, фиолетовыми и т. д. Особенно эффектен их контраст с темной зеленью хвойных и глянцевой листвой вечнозеленых кустарников подлеска. Примесь вечнозеленых видов, в том числе магнолий, многочисленные заросли бамбука и масса лиан придают лесам южный оттенок даже в сравнительно северных широтах.

Зона  хвойных лесов занимает верхние  части склонов гор (выше 2000 м) на южных  островах, средние части склонов  на севере Хонсю и на юге Хоккайдо (выше 500 м) и опускается к подножиям  гор на севере Хоккайдо, где вегетация  местами длится менее полугода. Это — еловая горная тайга с суровым северным обликом. От сибирской тайги ее отличает обилие бамбука, кустарников и исключительно высокий травостой на полянах и пойменных лугах.

Высокогорная  кустарниковая зона занимает гребни хребтов на Хоккайдо выше 500—1000 м, на Хонсю выше 2000 м. Здесь хвойные  леса сменяются лиственным мелколесьем (березой, рябиной), кустарниковыми зарослями  рододендронов и непролазными стелющимися  переплетениями кедрового стланика.

Горные  луга (хара) не приурочены к высотным зонам и чаще вклиниваются в верхние части гор (1500—2500 м). Их несомкнутый травостой составляют многочисленные злаки, разнотравье, мелкие кустарники и бамбуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Информация о работе Климатообразущие факторы Северной Америки