Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:25, реферат
Река Хопер – одна из красивейших рек не только средней полосы России, но и Европы, самый протяжённый и полноводный приток Дона. На своем пути к Дону Хопер протекает по четырем областям: Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской. В Саратовской области, – 285 км. Его протяженность от истоков до устья – 1008 км., а площадь бассейна более 61 тысячи кв. километров. Глубины нередко достигают 7 метров. Все русло реки изобилует старицами.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической географии
РЕФЕРАТ
Физико-географический анализ реки Хопер
исполнитель студентка 3 курса
Естественно-географического фак-та
отд.География Экономика
заочного отделения
Во второй половине 16 – начале 17 веков на Хопре появляются предприимчивые крестьяне, охотники, рыболовы и особенно бортники, получившие за оброк право пользоваться богатыми нетронутыми рыбными, земельными угодьями по рекам Хопру и Медведице.
В конце 17-начале 18 веков на Хопер усиливается поток беглых крестьян из Воронежа, где осуществлялась постройка морских судов, начатая по инициативе Петра I. Тамбовский воевода жаловался, что на “Хопер и Медведицу бегут из Тамбова стрельцы, казаки и другие служилые люди”. Первых поселенцев Балашоского уезда привлекала не только флора и фауна, но и богатая земля. Степной, нетронутый чернозем манил людей своим естественным плодородием. Перед их взорами открывалась бескрайняя, дикая, невозделанная степь.
В 16–17 столетиях на большей части Балашовского уезда, особенно по реке Хопер, простирались густые, громадные лиственные леса. В лесном царстве первенство держал дуб, который шел на строительство амбаров, домов и церквей. Также можно было встретить и вяз, и ольху, и черный клен.
Долгое время силу хоперской воды использовали лишь на водяных мельницах. В 30-е годы 19 века местные купцы получили прекрасную возможность осуществлять сплав товаров по Хопру в казачьи станицы Дона и некоторые города Приазовья. Бывший крепостной крестьянин из села Копены Аткарского уезда Герасим Превратухин совершил смелое, предприимчивое путешествие на лесных плотах вниз по течению Хопра. В 1836 году была доказана возможность сплава по реке. Через несколько лет в Балашове появились первые речные барки, построенные Г. Превратухиным у сельца Волынщино (севернее Беково). Купцы быстро смекнули, что Хопер может стать неплохим торговым путем на юг, а барка – дешевым помощником гужевому транспорту. К концу 50-х годов 19 века балашовские купцы сплавляли по Хопру в Ростов хлеб, сало, спирт, муку, овес, крупы, льняное семя, пшеницу, мед, поташ и другие товары.
Подготовка груза к отправке, строительство барок проводилось зимой. В 1842 году по Хопру прошло 12 барок, а 1845 – 18, а с 1847 по 1850 ежегодно собиралось от 30 до 40 барок. Медленно двигались грузы по Хопру и Дону, но значительно быстрее, чем чумацкими караванами по сухопутью. Кроме того, водный путь обходился дешевле гужевого транспорта.
Во время весеннего разлива ширина Хопра в районе города Балашова доходила до 8 верст, а глубина до 3–5 саженей. Это давало возможность сплавлять лес, зерно, барки по Хопру в область Войска Донского. В конце 19 века сплав леса и барок прекратился. Это было связано с проведением железной дороги по территории Балашовского уезда.
Кроме барок на Хопре можно было увидеть и другие суда. В начале 20 столетия рабочими балашовского паровозного депо был собран пароход “Заря”, который ходил от Балашова до Никольевки в базарные дни.
Богатая земля Прихоперья привлекала не только беглых крестьян и казаков, но и богатых людей царского двора. Обширные земельные площади Прихоперья за разные заслуги раздавались царским двором знатным дворянам, боярам, князьям, графам, а в последствии помещикам. В лесостепной зоне Прихоперья в разные годы владели землями Нарышкины, Чернышевы, Воронцовы, Куракины, Голицыны, Разумовские, Вяземские, Волконские, Игнатьевы и другие. К таковым многие века относились земли по обеим сторонам реки Хопер в его верхнем и среднем течении.
На берегу Хопра, на территории Пензенской области, расположилось старинное село Зубрилово, которое в 18 веке была частью Балашовского уезда. Это – одна из самых знаменитых усадеб российской провинции.
Главная подъездная аллея, ведущая к усадьбе, до сих пор поражает своим великолепным видом…С двух сторон она засажена высокими тополями. Аллея ведет на большую поляну с раскидистым дубом. С этой поляны и начинается усадьба.
Она возникла в 80-е годы XVIII века после того, как князь С.Ф. Голицын (1748–1810), генерал-майор, флигель-адъютант Екатерины II, избрал земли по берегам Хопра для постройки имения.
Свою усадьбу С.Ф.Голицын обустраивал, не жалея средств. На территории усадьбы находились: господский каменный, трехэтажный дом, два больших каменных флигеля, две оранжереи и удивительной красоты церковь Спаса Преображения, величиной превосходящая самый большой уездный собор. Недалеко от дворца – храм-усыпальница владельцев усадьбы, небольшая часовня и, чуть в стороне, колокольня. Вся эта масса зданий представляется глазу довольно поразительно.
Генерал С.Ф.Голицын и его супруга Варвара Васильевна, урожденная Энгельгардт, племянница Г.А.Потемкина-Таврического, принимали в Зубриловском дворце многих знаменитых современников. Часто наведывался, проживающий в 1788 году в Тамбове, поэт Григорий Романович Державин. В Зубриловке он написал знаменитую “Осень во время осады Очакова”.
В должности секретаря С.Ф.Голицына и наставника его детей в Зубриловке некоторое время жил будущий баснописец И.А.Крылов. И было у них заветное место в чаще леса, где стоял одинокий дуб, под которым и шло воспитание княжеских недорослей. И как гласит легенда, именно под этим дубом и была написана известная басня “Свинья под дубом вековым…” Сейчас на этом месте растет маленький дубок – правнук того, Крыловского.
Позднее, на рубеже XIX и XX веков в родовом гнезде Голицыных-Прозоровских побывал известный художник В.Э. Борисов-Мусатов. Впечатленный увиденным, он написал полотна “Гобелен”, “Водоем”, “Призраки”, “Прогулка при закате”, знаменовавшие расцвет его таланта.
Благодаря одному из сыновей первого владельца – князю Ф.С. Голицыну (1781–1840) в Зубриловке была собрана значительная художественная коллекция. В белом ампирном зале располагалась портретная галерея. Среди портретов, которых насчитывалось не менее полутора сотен, выставлялись работы Лампи, Молинари, Виже-Лебрен, Левицкого и других художников, имена которых остались неизвестными. Круглый зал, убранный цветами и редкими растениями, украшали мраморные скульптуры, вазы, барельефы. Обширна была коллекция декоративно-прикладного искусства, особенно фарфора, эмалей. В библиотеке хранились ценнейшие книги и документы.
Осенью 1905 года в имении появились агитаторы, призывающие жечь боярские усадьбы и изгонять помещиков. Потребовалась всего одна ночь, чтобы полуторовековое великолепие полностью погибло. От зубриловского дворца остались только полуобгоревшие стены. При пожаре и разгроме почти все художественные сокровища Зубриловки погибли. Сохранились лишь портреты, находившиеся тогда на Таврической выставке в Петербурге, да собрание миниатюр, вывезенное хозяином в столицу незадолго до стихийного и бессмысленного крестьянского бунта. В результате, была разрушена одна из замечательных старинных усадеб в Саратовской губернии.
Сожженный дворец позднее отремонтировали, но утраченного внутреннего убранства уже не вернуть.
Знаменита Зубриловская усадьба и своим храмом, построенном более 250 лет назад по проекту итальянских мастеров. Это один из немногих действующих храмов, где исправно идут службы. Кто расписывал храм – об этом до сих пор спорят искусствоведы. А еще этот храм таит в себе загадку, до сих пор не разгаданную. А дело в том, что на наружной стене храма изображена икона пресвятой Богоматери размером метр на два. Со слов священника этого храма отца Николая этой иконе более 200 лет, она ни разу не реставрировалась и выглядит так, как будто нарисована только вчера. Во времена атеизма эту икону не раз оскверняли – закрашивали краской. Но совершалось чудо – икона самовосстанавливалась в прежнем виде!
А вот еще одна загадка Зубриловсой усадьбы – дивной красоты архитектурное творение под названием “Девичья Башня”. Разное говорят об этой башне. То ли князья заточали сюда неверных жен, то ли строили их по образцу тех башен, которые видели они в своих военных походах по западной Европе.
Не менее таинственными являются подвалы бывшей усадьбы князя Нарышкина в Летяжевке, и чудом сохранившийся уникальный парк в селе Пады, деревья для которого князь Нарышкин вез из дальних стран, и удивительная история поселка Турки, и тайна знаменитого Мертвого омута около Аркадака.
легенда о реке Хопер
Из уст в уста, из поколения
в поколение передается легенда о том,
как давным-давно жил в Попереченской
степи старик по имени Хопер. Однажды он
набрел на холм, из подножия которого били
более десятка ключей прозрачной холодной
воды и разбегались в разные стороны.
Старик соединил русла ручейков в один,
построил небольшую мельницу и молол зерно
для крестьян из окрестных деревень; говорят,
вкусный был хлеб из этой муки.
Народ назвал эту речушку по имени ее первооткрывателя
– Хопром.
На этом месте, где родники соединяются
в одну речушку, сидит на камне под сенью
дубов дед Хопер и река стекает с его бороды.
«При самом истоке Хопер есть ручеёк большой,
быстрый и глубокий, примерно до аршина.
Далее глубина его простирается до двух
сажен, а местами и более… Вода в Хопре
пресная, чистая и прозрачная, как кристалл
без всякого вкуса и здорова как для человека,
так и для животных.
В.И.Даль в своем словаре расшифровал слово “Хопер” как “притон диких гусей”.
В 16 веке окрестности Хопра именовались “диким полем”. Бесчисленные стаи журавлей, гусей, уток, бекасов находили себе удобные приюты. В местах уединений водились даже лебеди. И в настоящее время по реке проходит один из маршрутов весеннего и осеннего перелета водоплавающей птицы. Стаи гусей и уток подолгу задерживаются на богатых кормами затонах и плесах Хопра и близлежащих озерах. Высокие травы скрывали стада сайгаков. В реке водилось много рыбы: сом, щука, лещ, окунь, карась, судак, язь, плотва, иногда попадались сомы весом до 90 килограмм. В затонах Хопра и близлежащих к нему озерах водятся черепахи довольно крупных размеров (от 7 до 8 вершков длиною), выхухоли, крысы, ужи.
Есть на Хопре и заказники с богатым растительным и животным миром, – Аркадакский, Алмазовский, Хоперский. Они организованы в период 1964–1973 гг.