Европейцы в Южно- Африканской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день Южно- Африканская Республика входит в число наиболее успешных стран мира. Южная Африка является членом «Большой двадцатки» - престижного «клуба» наиболее развитых стран мира. Однако для достижения столь ошеломляющих результатов Южно-Африканской Республике сначала пришлось пройти трудный путь обретения независимости, путь борьбы с межнациональной, межрасовой рознью.

Содержание

Введение
1 глава. Европейцы в Южно- Африканской Республике
§1. Древняя история ЮАР.
§2. Англо- Бурские войны.
§3. Южно- Африканский союз.
2 глава. Политика апартеида.
3 глава. Последствия отмены политики апартеида.
§1. ЮАР после отмены политики апартеида.
§2. Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида.
Заключение.
Список используемой литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1glava.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Возмущение африканцев вылилось в массовые беспорядки, которые были беспощадно подавлены. В марте 1960 года полиция расстреляла демонстрацию в городе Шарпевилле, убив около 70 человек. Оппозиция также решила перейти к насильственным действиям. Вице-президент АНК Нельсон Мандела ушёл в подполье и создал военизированную организацию "Копьё нации". В 1964 году его арестовали и приговорили к пожизненному тюремному заключению.

Политика апартеида и репрессии вызывали однозначную реакцию мирового сообщества. Осуждение режима в ЮАР - один из очень немногих примеров совместных акций стран демократического Запада и государств коммунистического лагеря. Разумеется, мотивы были разными. Коммунисты пытались использовать борьбу против апартеида как очередную фазу превращения Африки в ударную силу "мировой революции". Западные правительства, хотя и понимали это, вынуждены были, однако, считаться с общественностью своих стран, возмущённой притеснениями в ЮАР чернокожего населения.

Как бы там ни было, но ООН официально осудила апартеид и ввела против ЮАР санкции. В 1961 году эту страну исключили из Содружества -организации, объединяющей Великобританию и её бывшие колонии. Наверное, цивилизованный мир и не мог иначе относиться к государству, провозгласившему расизм официальной политикой.

В самой ЮАР апартеид поддерживало подавляющее большинство белого населения. Мотивы были такие: негров в пять раз больше, и, если произойдёт расовое смешение, нас сомнут и уничтожат. Кроме того, сторонники апартеида заявляли, что чёрные ещё не приучены к цивилизации, что без строгих надзирателей они просто перережут друг друга. В качестве подтверждения приводились кровавые столкновения между "Инкатой" (политической организацией зулусов - одного из чернокожих племён) и АНК.

Было и кое-что ещё, заслуживавшее внимания. Чернокожие жители ЮАР отнюдь не горели желанием переселяться в африканские страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Как раз наоборот: африканцы из соседних государств всеми правдами и неправдами пытались попасть в страшную вотчину апартеида, спасаясь от голода и кровавых гражданских войн. В любом южноафриканском гетто условия жизни были лучше, чем в независимых странах "чёрного континента".

Следует иметь в виду и то, что правящий режим в ЮАР объявил себя передовым отрядом борьбы с коммунизмом и довольно часто подтверждал это конкретными делами - к примеру, посылая войска в Анголу для борьбы с просоветскими группировками, на стороне которых воевала 10-тысячная кубинская армия.

Тем не менее отношение западной общественности к официальной политике южноафриканских властей оставалось резко отрицательным. Свидетельством тому стал остракизм, которому подверглась у себя на родине знаменитая английская рок-группа "Queen" за то, что съездила на гастроли в ЮАР. Гитаристу группы Брайану Мэю пришлось выступить со специальным заявлением, смысл которого заключался в следующем: мы осуждаем апартеид, однако не видим ничего плохого в том, чтобы доставить удовольствие страдающим людям; на наших концертах были и белые, и чёрные зрители; музыка должна не возбуждать ненависть, а примирять людей.

Происходило это уже в 1980-е годы, когда апартеид явно дал трещину, а некоторые самые одиозные законы (такие, как запрет чернокожим появляться в городах) были отменены. Музыканты "Queen" сумели уловить новую атмосферу в стране, стремление покончить с неравноправием и мирно жить рядом друг с другом. От противостояния устали и белые, и чёрные.17

Но путь к согласию был весьма тернистым. Жестокое подавление волнений чернокожих студентов в 1976 году в Соуэто - районе города Йоханнесбурга, межплеменные конфликты, попытки правительства сохранить апартеид с небольшими косметическими изменениями...

Настоящие реформы начались в 1989 году, когда президентом ЮАР стал лидер Националистической партии Фредерик де Клерк (позже его прозвали южноафриканским Горбачёвым). Он добился отмены всех расовых законов, освободил из тюрьмы Нельсона Манделу, обещавшего со своей стороны всячески содействовать достижению согласия в стране. Мировое сообщество должным образом оценило усилия двух политиков. В 1993 году Мандела и де Клерк получили Нобелевскую премию мира.

В самой ЮАР, далеко не все приветствовали примирение. Экстремисты, как белые, так и чёрные, всеми силами пытались противиться политике де Клерка, но, после того как подавляющее большинство жителей одобрило её на референдуме, участь апартеида была решена. В 1994 году президентом избрали Нельсона Манделу, который через 5 лет в связи с преклонным возрастом передал власть вице-президенту Тхабо Мбеки.

К началу девяностых годов правящим силам ЮАР стало ясно, что сохранять и далее существующую систему апартеида уже невозможно. Были освобождены политзаключенные, амнистированы диссиденты. Правительство начало диалог с оппозицией. Его результатом стало проведение в 1994 году всеобщих выборов, на которых победил Африканский национальный конгресс. Эпоха апартеида закончилась.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава. Последствия отмены политики апартеида.

§1. ЮАР после апартеида.

В результате всеобщих выборов 1994 года к власти в ЮАР пришел Африканский национальный конгресс, партия, основанная еще в 1912 году и представляющая интересы черного населения Южной Африки. Президентом ЮАР стал лидер АНК Нельсон Мандела. Африканский национальный конгресс является правящей партией до сегодняшнего дня.

Было сформировано коалиционное правительство национального единства, начата реализация программы реконструкции и развития, призванной решить проблемы, накопившиеся в ЮАР за период апартеида, в первую очередь уменьшить масштабы нищеты в стране.

В 1995 году была принята новая конституция ЮАР.19

Правительством была создана Комиссия правды и примирения, задачей которой являлось обличение преступлений апартеида, наказание виновных и компенсация потерпевшим. Многие люди, выступившие перед комиссией и добровольно рассказавшие о своем участии в преступлениях апартеида, были амнистированы.

В 1999 году в ЮАР прошли вторые всеобщие выборы. На них вновь победил АНК, президентом страны стал Табо Мбеки, бывший ранее вице-президентом. Табо Мбеки занимал президентский пост до 2008 года, когда он подал в отставку.20

В настоящее время президентом ЮАР является Джейкоб Зума, он же руководит правящей партией АНК. Новый президент продолжает борьбу за равноправие чернокожего и белого населения, а также за подъем экономики страны, чему весьма способствует развитие туризма: отдых в ЮАР становится все более популярным.21

Несмотря на меньшую численность, белые южноафриканцы, до победы на выборах Африканского национального конгресса в 1994 году, полностью контролировали политико-экономическую жизнь страны, то есть длительное время в истории ЮАР фактически являлись доминирующим меньшинством. Последнее десятилетие в ЮАР доля белого населения в целом уменьшается, многие уезжают в Австралию, Новую Зеландию или Великобританию, однако, по официальным данным именно белый диктат в ЮАР был насилием, а переход к демократическому правлению с самым активным участием чёрного большинства проведен мирным бескровным путем. За период с 1997 по 2007 год было убито 1248 белых фермеров и наемных сельхозработников, по данным «Африканерского движения сопротивления» за последние 14 лет были убиты более 3 тысяч фермеров, что составляет, в среднем, по одному мертвому белому фермеру в день. В 2010 году южноафриканский суд запретил популярную в начале 1990-х годов песню, в которой есть строка со словами «Убей бура» (белого фермера), так сторонники Юджина Тербланша, лидера белых националистов, связывают причину его убийства произошедшего сразу после судебного запрета этой песни, с агитационной деятельностью правящего африканского национального конгресса АНК. Отмечались случаи предоставления статуса беженца белым южноафриканцам, покинувшим ЮАР по причине преступности направленной против белых и дискриминации.22

Также отмечалось, что оставшимся в ЮАР белым, которые, по данным на 2008 год, продолжали зарабатывать в среднем на 450 процентов больше, чем их чернокожие соотечественники, на вполне законных по южноафриканским стандартам основаниях ставятся всевозможные искусственные преграды, в то время как после ликвидации апартеида коренное население получило достаточно много льгот, привилегий, субсидий в рамках огромного количества всевозможных государственных программ, в результате, даже в полицейское руководство предпочитает оставлять должности вакантными для чернокожих, вместо того, чтобы назначать на них компетентных белых сотрудников. Южноафриканский профсоюз «Солидарность», объединяющий в основном белых рабочих и служащих, подал в суд, заявляя о расовой дискриминации в полиции.

В 2010 году Дан Роодт, профессор литературы, лидер группы действий в поддержку африканеров в ЮАР описал ситуацию, как катастрофическую, белые граждане ЮАР считают себя отверженными и отмечают резкое снижение уровня жизни белого меньшинства в ЮАР в 2010 году.

§2. Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида

После отмены апартеида коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям, и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций.

           Правительство  АНК осуществляло программы, при которых при устройстве на работу, предпочтение отдается людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих пока мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 г. по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов.23

           Вместе  с тем, несмотря на значительную  активизацию государственной социальной  политики и расширение ее ресурсной  базы, изменения в социальной  сфере в ЮАР идут достаточно  медленно и болезненно. Южная  Африка остается страной с резко поляризованной социальной структурой и, несмотря на энергичные усилия политического руководства, направленные на исправление существующих дисбалансов в общественном устройстве (только на образование здесь тратится около 20% бюджетных средств или 6% ВВП) и ускорение экономического роста, здесь, как отмечает российский африканист Л.А. Демкина, в ЮАР происходит такое явление, как “сползание в состояние развивающейся страны”, проявляющееся в росте безработицы, увеличении неформального сектора экономики и криминализации общественной жизни24.

           Следует  особо подчеркнуть, что правительство  во главе с Африканским национальным  конгрессом (АНК) унаследовало тяжелейшие  проблемы, связанные с формированием  в Южной Африке в течение  длительного периода колониализма особого типа, когда высокоразвитая метрополия и слаборазвитая колония сосуществуют в единой стране. Одной из таких проблем является неподготовленность подавляющего большинства африканской части южноафриканского населения к «полноценному участию и вхождению в современное общество (экономику, политику и социальную сферу), обусловленная всем предыдущим колониально-расистским порядком»25.

           ЮАР  переживал серьезные трудности, связанные с  ее экономикой  в переходный период. С одной стороны, южноафриканская экономика, опирающаяся на свои богатейшие минеральные ресурсы, начиная со Второй мировой войны быстро развивалась, завершая процесс индустриализации, за счет импортозамещающих технологий (до какого-то определенного времени импортозамещение стимулировали и международные санкции против режима апартеида), и, обладая обширной ресурсной базой, способна была сравнительно легко переносить экономические кризисы. Это стало одной из основных причин ее сравнительной устойчивости и в постапартеидный период. Но, с другой стороны, с исчерпанием резервов для экстенсивного роста постепенно накапливались факторы торможения развития. Наращивание производства и экспорта высокотехнологичными отраслями обрабатывающей промышленности стало сдерживаться как низкой квалификацией основной (африканской) части рабочей силы, так и ужесточавшимися с каждым годом международными санкциями.26

           Вхождение  значительного числа черных южноафриканцев  в предпринимательские круги  можно считать одним из важнейших социальных последствий произошедшего в середине 1990-х годов демонтажа политической системы апартеида. Если в середине 1980-х годов численность африканской буржуазии ЮАР, включая мелких предпринимателей, оценивалась в 60–70 тыс. человек, то к середине прошлого десятилетия она достигла 1 млн. человек, что составляет четверть общего числа предпринимателей. Таким образом, «разделительная черта между бедными и богатыми перестала с завидной точностью совпадать с расово-этническим делением общества, как это было в недалеком прошлом». Доходы черной элиты в ЮАР увеличились только в 1996–2001 гг. вдвое.

           По-прежнему  белые составляют подавляющее  число пассажиров авиалиний, обитателей  гостиниц и посетителей ресторанов, владельцев вилл. Черные доминируют ныне в государственной службе, быстро растет их число в среднем и крупном бизнесе. Однако процесс «выравнивания» идёт естественным путём и плавно, чтобы не обрушить экономику страны.  «Из 28 министров правительства ЮАР двое – белые. Из 19 заместителей министра (в ЮАР не каждый министр имеет зама) белых – четверо. Другое дело, что белый цвет кожи больше не является гарантией автоматического процветания»

           Объективно  говоря, радужные ожидания черного  большинства совершенно не оправдались. Жизненный уровень подавляющей части коренного населения по-прежнему продолжает оставаться чрезвычайно низким (хотя и не таким запредельным, как в классических «банановых республиках»). Невероятного уровня достигла преступность, эффективной борьбе с которой препятствует пугающая коррумпированность полицейского ведомства, что и не удивительно, ведь практически все руководящие должности в силовых министерствах заняли черные, причем назначенные не по признаку их профессионализма, а исходя из политической конъюнктуры.

           «Белому населению страны – африканерам – посчастливилось избежать печальной участи своих братьев из Зимбабве, где, как известно, имущество белых было экспроприировано, причем незаконные изъятия земель и собственности сопровождались массовым террором, провозглашенным одиозным президентом Робертом Мугабе. Руководство ЮАР в лице Нельсона Манделы, а затем Табо Мбеки, оказалось достаточно прозорливым, чтобы не позволить государству рухнуть в объятия экономического коллапса. Несмотря на весь свой фанатизм, черные южноафриканские лидеры отлично понимают, что успехом своей экономики ЮАР обязана исключительно белым»

 

 

 

 

Информация о работе Европейцы в Южно- Африканской Республике