Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:36, реферат
Жизнеспособность и развитие государства тесно связано с устойчивым демографическим развитием, гарантирующим обществу воспроизводство человеческих поколений. Эту очевидную истину в разное время настойчиво доказывали многие выдающиеся мыслители: А. Смит, Ш. Монтескье, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и многие другие ученые.
Введение
1. Депопуляция в России: 19 лет демографической трагедии В России.
2.Демографическая ситуация в России.
2.1 Брачность и разводимость.
2.2. Рождаемость и репродуктивное поведение.
2.3Смертность и продолжительность жизни. Миграция.
3. Демографическая ситуация в Швеции.
Заключение
Список литературы
В 1999 г. СКР, опустившись до 1,17, достиг своего исторического минимума на территории России. С тех пор данный показатель слегка вырос, что связано в основном с благоприятной возрастной структурой населения, и в настоящий момент составляет около 1,5 ребенка, однако уровень рождаемости, по-прежнему, далек от отметки простого воспроизводства — 2,1–2,2 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. [8]
Кроме того, в различные годы в ряде регионов данный показатель опускался ниже 1, преодолев тем самым символическую черту — 1 ребенок на одну женщину.
Такое снижение наблюдалось в 1993—2004 гг. в Москве; в 1993—2001 гг. — в Санкт-Петербурге; в 1997 г. и 1999 г. — в Московской области; в 1999 г. и 2000 г. — в Ленинградской области; в 1999 г. — в Ивановской и Смоленской областях. [9]
В настоящее время, несмотря на государственные попытки материального стимулирования рождаемости (жилищные программы, «материнский капитал», льготы, компенсации, пособия и т. д.), малодетные предпочтения российских семей нисколько не изменились, что вполне согласуется с отечественным и зарубежным опытом введения подобных мер.
«Материнский капитал», превысивший на момент написания этих строк 365 700 рублей, и прочие материальные «стимуляторы» неспособны существенно повлиять на итоговое число рождений, о чем говорит сверхнизкий СКР в настоящее время.
Число детей на одну женщину в данный момент находится на уровне тех же значений, которые наблюдались в начале 1990-х (1,4–1,5 ребенка), с которых началась история российской депопуляции.
Одним из следствий низкой рождаемости является деформация семейной структуры населения.
За межпереписной период (1989—2002) доля семей с одним ребенком повысилась с 51% до 65%, а доли семей с двумя, а также тремя и более детьми, напротив, резко уменьшились: с 39% до 28% для двухдетных и с 10% до 6,6% — для семей с тремя и более детьми. Ситуация в 2002 г. оказалась хуже не только по сравнению с 1989 г., но даже по сравнению с 1979 г., хотя в тот период активной семейной политики в стране не проводилось.
Распределение семей
с детьми по числу детей до 18 лет [10]
Усугубляющим фактором демографического кризиса является беспрецедентно высокая для России внебрачная рождаемость, которая выступает следствием массовой распространенности незарегистрированных сожительств. В настоящее время впервые за всю российскую историю число внебрачных рождений составляет почти треть от общего числа.
Основной рост числа родившихся вне зарегистрированного брака произошел между 1990—2000 гг.: с 14,6% до 28%. В 2004 г. показатель внебрачной рождаемости вырос до 29,8%, а в 2005 г. составил 30%. К 2009 г. этот показатель снизился до 26,1% (24,6% — у горожан и 29,5% — у сельских жителей).
Об изменении ценностных ориентаций на обзаведение семьей с детьми свидетельствует и сдвиг рождаемости к более поздним возрастам.
Средний возраст матери при рождении ребенка в 2009 г. достиг 27,4 лет. С 1995 г. этот показатель повысился на 2,4 года и, судя по наметившейся тенденции и опыту других стран, в ближайшей перспективе позднее материнство, может стать для России детородной нормой.
Однако, статистика российской депопуляции не ограничивается сверхнизкой рождаемостью. К ней следует добавить массовые аборты.
К сожалению, наша страна — лидер
по прерыванию беременностей.
Только за период с 1992 по 2010 гг., не успев
родиться, в России погибли 40,5 млн детей.
Стоит заметить, что речь идет о далеко неполных данных официальной статистики, в которую почти не входят аборты, совершаемые в частных клиниках и прерывания беременности с помощью фармакологических препаратов (т. н. медикаментозные аборты). Если учитывать все аборты, то их конечная цифра, по нашим оценкам, составит не менее 80 миллионов.
2.3 Смертность и продолжительность жизни. Миграция.
Акцентируя на определяющей роли снижения рождаемости в структуре российской депопуляции, стоит отметить и крайне неблагоприятную динамику в отношении смертности. Относительно высокий, по меркам развитых стран, уровень смертности в России ведет к усугублению разразившегося демографического кризиса.
В начале ХХI века Россия характеризуется низкой продолжительностью жизни не только в сравнении с экономически развитыми странами, но и на фоне государств с близкими к российскому уровнями экономического развития. Отставание нашей страны по продолжительности жизни от десятки наиболее развитых стран мира (США, Бельгии, Канады, Норвегии, Японии и др.) составляет 12–17 лет: для мужчин — на 16–19 лет, для женщин — на 8–12,5 лет.
По сравнению с государствами, имеющими схожий с Россией среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности (Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция и др.), это отставание составляло 5–10 лет: 5,5–14 лет для мужчин и 3–6 лет для женщин. [11]
По продолжительности жизни Россия находится на 162 месте из 220 стран, по которым имеются соответствующие сведения. В этом списке нашу страну опережают такие развивающиеся государства как Марокко, Шри-Ланка, Тунис, Колумбия, Алжир, Узбекистан, Никарагуа, Киргизия и т. д.
Для России характерен один из самых больших разрывов в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами (11,9 года в 2009 г.), что является следствием высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
Подобный гендерный разрыв является свидетельством не только демографического, но и социального неблагополучия. Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособных возрастов (более 560 тыс. человек в год), из них 80% — мужчины.
Укажем особо, что за вышеописанными усредненными цифрами скрывается значительная региональная дифференциация. Самые высокие показатели ожидаемой продолжительности жизни отмечены в республиках Северного Кавказа и Москве, где они превысили 69 лет для мужчин и 77 лет — для женщин.
Наиболее низкие региональные показатели зафиксированы в Тыве и в Чукотском автономном округе: менее 55 лет для мужчин и 66 лет — для женщин. [12]
Миграция
По абсолютному объему иммиграции Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США — государству с давними традициями иммиграции и отработанной системой ассимиляции приезжих.
Масштабы миграции настораживают своей стихийностью: за период 1992—2010 гг. только в поле зрения официальной статистики попали 8,4 млн. иммигрантов. [13]
Даже, если согласиться с очень спорным предположением, будто большинство приехавших (около 2/3) — этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало 2,8 млн. человек с иной культурой и ментальностью.
В то же время, по некоторым оценкам, численность незаконных иммигрантов, пребывающих на территории России, доходит до 15–18 млн. человек, т. е. составляет примерно 10,5–12,7% населения.
Неблагоприятная ситуация сложилась и в эмиграционной сфере.
За период с 1992 г. по 2010 г. Россию
покинуло более 3,6 млн чел. [14]
В основном это были квалифицированные
специалисты, пополнившие экономически
активное население, а также интеллектуальный
и репродуктивный потенциал других стран.
Только по официальным данным, из-за активной женской эмиграции, стимулируемой разного рода агентствами по трудоустройству за рубежом, за период с 1994 по 2009 г. из России выехали почти 900 тысяч женщин. Значительная часть из них преступным путем, под предлогом поиска хорошо оплачиваемой работы, оказалась вовлечена в секс-индустрию и другие нелегальные виды деятельности. Целесообразно предположить, что реальная цифра уехавших из России женщин является выше официальной в 1,5–2 раза.
По имеющимся косвенным оценкам, женская эмиграция привела к прямым репродуктивным потерям в виде нерождения 833 тысяч детей в ближайшем пятилетии. [15]
3. Демографическая ситуация в Швеции. |
Швеция была первой страной
в мире, где в 1749 была проведена
перепись населения (1765 тыс. человек). Население
Швеции на 31 января 2010г. составляет 9 345
135 человек (14-е место в Евросоюзе).
По плотности населения (20 чел на
кв. км.) страна находится на предпоследнем
месте в Евросоюзе (ещё менее
населена Финляндия — 17 чел. на кв. км).
Для сравнения, плотность населения
Европейской части РФ составляет
26 чел. на кв. км.
Сейчас 13,5 % (2010 год, оценка) населения родились
за границей и около 22 % населения являются
либо иммигрантами, либо их потомками.
Ранее наибольшее число иммигрантов переселилось
в Швецию из Финляндии, Норвегии, Дании.
Затем последовали волны экономической
иммиграции из таких стран как Греция,
Португалия, страны СНГ, в последнее время
Польша.
Исходя из анализа показателей эмиграции
и иммиграции, можно сделать вывод о том,
что данные показатели увеличиваются
ввиду интенсификации международных отношений
и усилению процессов глобализации. Данный
период как раз начинается после окончания
Второй Мировой войны. Дальнейшая динамика
подтверждает эту тенденцию. Так, до Первой
Мировой войны Швеция, тогда аграрная
страна с небольшим запасом полезных ископаемых,
была преимущественно нацией эмигрантов.
Тогда свыше пятой части населения, особенно
сельского, эмигрировало в Канаду и США
(особенно Мичиган). С 1930 эмиграция значительно
сократилась. Ситуация в плане миграции
плавно меняется после Второй Мировой
войны.
В период 1955–1965 Швецию ежегодно покидали
около 15 тыс. человек. После 1960-х годов,
где мы замечаем увеличение темпов ростов
иммиграции по сравнению с эмиграцией.
Число эмигрантов выросло до 30 тыс. в год
в 1970-е годы, но снова сократилось до 23
тыс. в год в 1980-е годы. Возможно, также
это связано с тем, что Швеция систематически
предоставляла политическое убежище гражданам
из следующих стран: Югославия, Ирак, Иран,
Сомали, Чили. В конце Второй мировой войны
Швеция приняла беженцев и перемещенных
лиц. В период 1945–1980 иммиграция достигла
45% естественного прироста населения Швеции.
В 1991 9% населения составляли лица, родившиеся
за рубежом. После 1980 иммиграция вновь
набрала темпы, преимущественно за счет
беженцев, и в 1990 превысила 60 тыс. человек
(ее пик, 84 тыс., был пройден в 1984). Эти процессы
породили неприязнь к иммигрантам. В 1994
в Швеции проживало 508 тыс. иностранных
граждан, преимущественно в крупных городах.
После 2001 года страна приняла свыше 40 тыс.
политических беженцев из Ирака. Массовый
наплыв беженцев создал в шведском обществе
значительные проблемы. Их интеграция,
аккультурация и/или ассимиляция в шведское
общество крайне затруднена как из-за
большой культурной дистанции, так и из-за
отсутствия четкой установки на интеграцию
в шведское общество у значительной части
беженцев. Большинство шведских городов
в настоящее время негласно разделены
на две части: шведскую и иммигрантскую,
зачастую представляющую собой подобие
гетто. Увеличение иммигрантов объясняется
также некоторыми послаблениями в иммиграционной
политике. Так, например, в ноябре 2005 года
в силу вступил временный закон, который
позволил беженцам, которым было отказано
в предоставлении убежища, повторно подать
заявку уже по смягченным правилам. В 2006
году за счет этого существенно увеличилось
число иммигрантов из Ирака и Сербии. Несомненно,
что для иракцев, которых не всегда впускают
даже в соседние страны, такие как Иордания,
к примеру, безопасная скандинавская страна
становится надежным убежищем.
Со времен первой переписи в Швеции сохранялось
преобладание женского населения над
мужским, однако в последние годы разница
сократилась за счет иммиграции иностранных
рабочих. В сельских местностях сохраняется
преобладание мужчин, но в городах, где
проживает большинство шведов, женщины
более многочисленны.
Наиболее густо заселены равнины на юге
Средней Швеции, в Сконе и вдоль южного
побережья. Особенно высокой плотностью
отличаются районы прилегающие к Стокгольму,
Гётеборгу и Мальмё. Лишь 10% населения
проживают в четырех провинциях (ленах)
в северной половине страны. Наиболее
редко заселены внутренние северные районы
и плато Смоланд.
Анализируя показатели рождаемости и
смертности, а также их темпов, можно сказать,
что естественный прирост населения с
1970-х годов в среднем составлял 0,2–0,3% в
год, а в 2009 составил 0,158%. Коэффициенты
рождаемости и смертности с 1930 оставались
на низком уровне. Опасаясь сокращения
численности населения в 1930-е годы вследствие
малой рождаемости (в среднем 14,5 на 1000
жителей), правительство пошло на выплату
пособий многодетным семьям. В период
с 1940 по 1950 имел место непродолжительный
всплеск рождаемости – 18,5 на 1000 жителей,
которая вскоре пошла на убыль. В начале
1980-х годов рождаемость не превышала 12
на 1000 жителей, но после небольшого подъема
к 2010 вновь снизилась до 10,13 на 1000. Благодаря
превосходной организации здравоохранения
в Швеции детская смертность сократилась
с 46 на 1000 новорожденных в 1930-х годах до
менее 2,77 на 1000 новорожденных к 2010году.
Смертность до 2010 держится на уровне 10
–11 человек на 1000 жителей. По сравнению
с 1940-ми годами доля лиц в возрастной категории
65 лет и старше увеличилась более чем вдвое
(соответственно 8% и 17,3% в 2010). Ожидаемая
продолжительность жизни на 31 января 2010
составляла 78,59 лет для мужчин и 83,26 года
для женщин.
Огромное большинство шведов говорит
на шведском языке, который относится
к семье германских языков. Английский
язык широко распространен среди молодежи,
которая изучает его, по крайней мере,
четыре года в школе. Крупнейшее из этнических
меньшинств страны – финны (около 80 тыс.
человек) и саами (около 17 тыс. человек),
живущие на крайнем севере страны.
Швеция отличается высоким уровнем урбанизации.
В 1997 около 87% населения проживало в городах.
Еще в 1940 доля городского населения составляла
всего 38%, а в 1860, т.е. до начала индустриализации,
– 11%. Усилившийся отток населения из сельской
местности в города сопровождался обезлюдением
многих районов, особенно на севере страны.
В Швеции преобладают малые города. В конце
1995 всего 11 городов имели население свыше
100 тыс. В столице страны Стокгольме насчитывалось
711 тыс. жителей, а в столичном районе, выделенном
в особую административную единицу, –
1726 тыс. Другие крупные города Швеции –
большие порты и промышленные центры Гётеборг
(449,2 тыс.) на западном побережье и Мальмё
(245,7 тыс.) на крайнем юге. В городе Вестерос
на противоположном от Стокгольма берегу
оз. Меларен проживает 123,7 тыс. человек.
Заключение
Данные о демографической динамике, представленные в настоящем реферате, свидетельствует о многолетнем пребывании России в состоянии глубокого демографического кризиса. Дальнейшее ухудшение демографической ситуации чревато многочисленными негативными последствиями, угрожающими существованию общества и безопасности государства.
К таким последствиям относятся:
По мнению демографа В. М. Медкова, в демографическом плане депопуляция означает самоубийство населения, исчезновение нации и ее культуры[16].
Именно поэтому сегодняшняя Россия нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабилизации и роста её населения.
Исходя из анализа Швеции, показателей эмиграции и иммиграции, можно сделать вывод о том, что данные показатели увеличиваются ввиду интенсификации международных отношений и усилению процессов глобализации.
Список литературы.
10. http://swegate.ru
11. http://www.demographia.ru
12. http://intellika.info
Информация о работе Демографическая ситуация в России и Швеции.Сопоставительный анализ