Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:31, реферат
Создателем первой географической карты считают древнегреческого ученого Анаксимандра. В VI в. до н.э. он начертил первую карту известного тогда мира, изобразив Землю в форме плоского круга, окруженного водой.
Боярский приговор 1696 г. предписал на местах "...всем сибирским городам и с уезды ...написать чертежи...а в Тоболску велеть сделать доброму и искусному мастеру чертеж всей Сибири" В выполнении этого поручения огромная заслуга принадлежит С.У. Ремезову. В 1697 году в результате своих поездок, описей, расспросов и других источников он изготовил два чертежа: Тобольской земли и "безводной и малопроходной каменной степи", а в 1698 г. во время пребывания в Москве составил "Чертеж всех сибирских градов и земель", в котором свел в одно целое "в меру убравши (т. е. приведя к одному масштабу) по компасу церкилным размером" чертежи сибирских уездов, присланные в Москву во исполнение предписаний 1696 г. Эта карта, написанная на китайке (плотной ткани, которая ввозилась из Китая), представляет ныне один из замечательных экспонатов петровской галереи в Эрмитаже.
По новому поручению, продолжая работы в Тобольске, С. У. Ремезов вместе с четырьмя сыновьями закончил 1 января 1701 г. "Чертежную книгу Сибири" - первый русский географический атлас из 23 карт большого формата, дошедший до нашего времени (хранится в Библиотеке им. Ленина в Москве). Чертежная книга не только обобщила русские географические открытия XVII в. в Сибири, но и дала изображение зарубежных территорий, изученных русскими исследователями, в частности при путешествиях и посольствах в Китай. Большой интерес представляют два других сохранившихся сборника карт С. У. Ремезова. "Хорографическая чертежная книга" 1697 - 1711 гг. (на 171 листе, находится в США) и "Служебная чертежная книга" 1702- 1730 гг. (на 116 листах, продолжена сыновьями, хранится в Библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде), в которых С. У. Ремезов помещал свои оригинальные карты, рисунки и описания, а также копии интересовавших его карт.
Карты С. У. Ремезова для освоенных тогда районов Сибири и поныне поражают обилием и детальностью сведений, особенно в отношении гидрографической сети, которая при отсутствии картографических сеток служила как бы основой для построения и сводок карт. Многие частности обозначены так подробно и обстоятельно, что, по свидетельству академика Миддендорфа, из "Чертежной книги" еще в середине XIX в. можно было почерпнуть кое-что для улучшения карт Сибири. По сравнению с современными им западно-европейскими картами чертежи Ремезова, несовершенные в математическом отношении, выгодно отличаются стремлением к разносторонней характеристике природных особенностей местности; они включают также много сведений хозяйственного, этнографического и военно-политического значения.
Работы русских исследователей,
распространившиеся на Восточную Европу
и Сибирь, позволили создать о
них географические представления,
основанные на опыте и реальном знании.
Русская картография
В XVII веке особенно широко использовали материалы русской картографии голландцы. Из числа изданных ими карт мы укажем принадлежащие Гесселю Герритсу (1613 и 1614 гг.), Иссааку Массе (1633 год) и Николаю Витсену.
Карты Гесселя Герритса, голландского картографаконца XVI - начала XVII веков, составленны на основании ряда источников, из которых в оглавлении он упоминает по имени только один, очевидно важнейший - рукописную карту Московского государства царевича Федора Борисовича Годунова.
Иссаак Масса, бывший ряд лет голландским резидентом в Москве, при составлении своей карты, впервые помещенной в "Дополнении к атласу Меркатора", изданному Хондием в 1633 годув Амстердаме, руководствовался оригинальными русскими чертежами.
По сравнению с предыидущими, карты Гарритса и Массы наглядно демонстрируют колоссальные успехи в развитии географических представлений о России.Однако они почти не касались Сибири. Полная карта России, включая Сибирь, была издана Витсеномв конце XVII века. Николай Витсен, крупный государственный деятель нидерландской республики, посетил Москву в 1664-1665 годах. Здесь он сумел получить некоторые русские картв и завязать личные связи, которые позволили ему в течении тридцати с лишним лет значительно пополнить свои материалы, использованные затем при составлении карты. "Главным источником, - по его словам, - были сделанные в Сибири деревянные доски (лубки), на которых были вырезаны чертежи. Многим, по его собственному удостоверению, он также обязан карте Сибири П.И. Годунова".
Трудами Ремезова был завершен начальный
период в истории русской картографии,
когда в своем самобытном развитии она
достигла поистине изумительных результатов.