Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 19:18, курсовая работа
Актуальность: тема моей курсовой работы актуальна, поскольку фотоискусство стремительно развивается, и с каждым годом все больше и больше людей заинтересовываются профессией фотографа.
Объект: фотографы ХХ века.
Предмет: фотоискусство как одна из форм искусства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…3
1. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ
1.1.Советская фотография на заре эпохи …….………………….…...…......5
1.2.Выработка метода и стиля советской фотографии……………....…......5
1.3.Противостояние «Октября» и «РОПФа» ……….………...……...….......7
2. БИОГРАФИЯ ФОТОГРАФОВ ХХ ВЕКА
2.1.Алекса́ндр Миха́йловичРо́дченко………………………..……....….........7
2.2. Аркадий Самойлович Шайхет……….………...………………...…......10
2.3. Дмитрий Георгиевич Дебабов ………………………………………..13
2.4. Макс Владимирович Альперт……….………...…………….…...…......15
ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………19
2.3. Дмитрий Георгиевич Дебабов
Дмитрий Георгиевич Дебабов (1899, Москва, — 1949) советский фотограф. Одним из «Экспедиционный жанра» основоположник был Дмитрий Георгиевич Дебабов. Он родился в 1899 году в семье рабочего гвоздильного завода. Окончив четыре класса училища в 1914 году, Дебабов поступил на работу на завод Бромеля (позднее «Красный пролетарий») учеником токаря-металлиста. В 1921 году Дебабов решает круто изменить свою биографию. В 1921—1925 годах он актер Первого рабочего театра Пролеткульта, одним из руководителей которого в то время был С. М. Эйзенштейн. Именно ему Д. Г. Дебабов обязан знакомством с фотографической и кинематографической техникой. Любительские занятия фотографией через несколько лет привели его в ГИК (Государственный институт кинематографии), который он окончил в 1930 году по специальности «режиссер-оператор хроники». Все то время, пока Д. Г. Дебабов работал кинохроникером, он не оставлял занятия фотографией. Его фотоочерки выходили на страницах газет «Молодой линеец», «Рабочая Москва», «Вечерняя Москва» и др. К началу 1930-х годов Д. Г. Дебабов становится профессиональным фотожурналистом, а с 1933 года фотокорреспондентом «Известий».
Выполняя редакционные задания, он пролетел на самолетах, проехал на поездах, в автомобилях, на собаках и оленях, а то и просто пешком путь более чем в полмиллиона километров. Его журналистские маршруты пролегли через Среднюю Азию и Закавказье, Сибирь и Забайкалье, но главным увлечением Д. Г. Дебабова навсегда остался Крайний Север. География его фотоочерков обширна: Нарымская тайга, Чукотка, Таймыр, Дудинка, Бухта Тикси, мыс Шелагский, остров Врангеля, Петропавловск-на-Камчатке, залив Св. Лаврентия и др.
В фотоархиве Д. Г. Дебабова хранятся многочисленные снимки просторов Арктики, Северного морского пути, жизни и быта народов Заполярья от Мурманска до Чукотки, добычи пушного зверя, вулканов Камчатки, рыбных и китобойных промыслов. По словам тех, кто близко знал журналиста, он проводил дома, в Москве, не более трех месяцев в году.
В годы Великой Отечественной войны Д. Г. Дебабов в качестве фотокорреспондента участвовал в полярных экспедициях в Баренцевом и Беринговом морях. Не расставался он с Арктикой и в послевоенные годы, много работал в Восточной Сибири. Ушел из жизни Д. Г. Дебабов 11 сентября 1949 года. Причиной его смерти стал укус ядовитого насекомого во время его очередной командировки в Енисейскую тайгу.
Результатом почти двадцатилетней журналистской работы стали сотни тысяч снимков и многочисленные дневники, которые Д. Г. Дебабов вел, находясь в командировках. На протяжении нескольких лет связь с домом он поддерживал через телеграммы и письма, некоторые из них сохранились в его личном архиве. В публикации представлены немногие из них, датированные 1937 годом и адресованные его жене — Дебабовой Маргарите Сергеевне. Эти лаконичные по своему содержанию документы помогают представить условия, в которых приходилось работать фотокорреспонденту, раскрывают не только его профессиональные, но и человеческие качества.
Фотодокументы, представленные в публикации, являются частью фотолетописи журналистских маршрутов Д. Г. Дебабова в 1936—1940 годах.
2.4. Макс Владимирович Альперт
Макс Владимирович Альперт. Он родился в Симферополе 18 марта 1899 году ("ещё в прошлом веке", - как любил позже толковать сам Альперт), а на фотографа учился в Одессе. После окончания Гражданской войны Макс Альперт приехал в Москву и устроился фотокорреспондентом "Рабочей газеты". В 20-е годы он входил в ассоциацию фоторепортеров при московском Доме печати. Творчество членов ассоциации - а кроме Макса Альперта в ней состояли А.Шайхет, В.Лобода, К.Кузнецов, А.Самсонов, Н.Петров, С.Фридлянд, Г.Петрусов и другие - продолжало традиции, заложенные предыдущими поколениями мастеров русского фотоискусства, такими как дореволюционные художники Ю.Еремин, С.Иванов-Аллилуев, М.Наппельбаум или фотографы, запечатлевшие события Октябрьской революции и Гражданской войны: П.Оцуп, К.Булла, А.Савельев, Г.Гольдштейн. Несмотря на до того внушительное численность маститых предшественников, молодые фотографы начала - середины 1920-х годов чувствовали себя настоящими революционерами в своем деле. Старая пикториальная фотография (отличавшаяся "мягкостью" линий и форм, стремлением затушевать документальный нрав отпечатка, сблизить фотографию с живописью) уходила в прошлое, на смену ей шла новая эстетика. Молодые советские фотографы стремились овладеть искусством объективной подачи материала, воротить фотографии "фотографичность", отчетливо сфокусировать объектив, чтобы передать зрителю дыхание эпохи, скоро разивавшейся практически на глазах у современников, сотворить "результат присутствия" в ключевых, поворотных точках истории.
Настоящим открытием Макса Альперта стал жанр фоторепортажа - серии снимков, объединенных одной темой, одним событием. Наиболее важные работы молодого фотографа были сделаны на строительстве сталелитейного завода в Магнитогорске, на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала (всего в активе Альперта рядом 50 фотоочерков). Именно индустриальная задача, которую фотограф развивал в основанном М.Горьким иллюстрированном журнале "СССР на стройке", стала для Макса Альперта той школой, в рамках которой художник осваивал новое ощущение формы, новое касательство к динамике планов.
Его масштабные полотна отличаются глубиной перспективы, контрастным сопоставлением крупных фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений или естественных ландшафтов - на заднем ("Действующая домна Магнитки", "Девушка-джигит", "Рельсоукладчик"). Даже в тех случаях, когда в объектив Альперта попадали большие массы людей, "схваченные" как бы с высоты птичьего полета, человеческие фигуры на его фотографиях не сбивались в безликую толпу, не становились придатком природного, урбанистического или индустриального пейзажа. Каждая из них живет на его фотографиях своей, индивидуальной жизнью, а все вкупе они подчеркивают, усиливают динамику целого - как правило, природных форм, ощутимо, под человеческими руками, меняющих свои очертания и направления ("Строительство котлована для домны Магнитки", "Двадцатипятитысячники перед отправкой в села", "На строительстве Турксиба", "На строительстве Большого Ферганского канала").
Одновременно Альперт, работая в газете "Правда", осваивал жанр фотопортрета. Он снимал на практике всех крупных советских и многих зарубежных политических деятелей, известных военачальников, писателей и шахматистов той эпохи. И каждая такая фотография становилась небольшим шедевром, тонко схватывающим человеческую сущность "объекта": молодцеватость и подтянутость красного командира Михаила Фрунзе, тяжелое бремя предчувствий, одолевающих вернувшегося в СССР Максима Горького, подчеркнутую интеллигентность наркома иностранных дел Вячеслава Молотова и, напротив, внешнюю простоту и доступность Сталина...
Профессиональное мастерство, накопленное Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная махаловка. Будучи корреспондентом ТАСС и "Совинформбюро", Альперт нередко выезжал на фронт, делал фотографии как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами огромный эмоциональной силы. Так, фотография под названием "Комбат" стал одним из самых известных во всей фотолетописи Второй важный. Примечательно, что построен он по тем же законам, что и лучшие из предыдущих работ художника - энергичная фигура командира во весь первостепеннный проект, выросшая на фоне бесконечного неба и кромки земли, к которой прижимаются лежащие вдалеке солдаты, демонстрирует подготовленность человека стать на граница между жизнью и смертью, многократно усиливает натуга, намеченное общим направлением атаки. Если учитывать обстановку, в которой сделан фотография, то становится ясно, какое мастерство требовалось от фотографа, чтобы обратить мимолетный момент боя в символ героизма и силы духа красноармейцев. Как справедливо писали критики, если бы Альперт снял только "Комбата", то и тогда его имя насовсем осталось бы в истории советской документальной фотографии.
Обращает на себя внимательность прочий фото Макса Альперта, сделанный на Северо-Кавказском фронте, - "На передовой" ("Артиллерийский расчет"). Орудие, расположенное на переднем плане в центре, становится осевой точкой композиции, к которой примыкает освещенный со спины расчет и клубящаяся прямо за обрезом ствола тьма. Скорее всего, фотография сознательно отретуширован с таким расчетом, чтобы усилить контрастное противостояние света и тьмы (которые сталкиваются тут с яростью стихийных сил), но вряд ли стоит упрекать фотографа за подобное "вмешательство" в достоверность. Перед нами не легко документальный рапорт с поля боя - это художественное произведение, раскрывающее высшую правду войны, вдалеке выходящую за рамки достоверности особо взятого ее эпизода.
Еще единственный шедевр Альперта - его именитый фото "По дорогам войны" (именитый ещё как "Возвращение из неволи" - но это не одна и та же служба, а немного разных фотографий, сделанных кряду с одной и той же точки). Колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев - спереди выделяется леди с двумя детьми - теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ. И снова - чувство человеского горя многократно усиливается благодаря найденной фотографом "точке зрения", военная обыденность разрастается до символа четырехлетних страданий всего советского народа.
Макс Альперт не оставил фотографию и позже войны (вкупе с наступающими войсками он побывал в Берлине, а позже в Праге). За годы работы в Агентстве печати "Новости" он создал ещё несть числа выдающихся произведений, к числу которых, в частности, относится фоторепортаж об академике Николае Амосове. Макс Владимирович Альперт, проработавший фоторепортером 55 лет, ушел из жизни 30 ноября 1980 года. За годы своей творческой деятельности он удостоился множества разнообразных отечественных и зарубежных наград. Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России.
Заключение
В результате моей исследовательской работы я узнала интересные факты из истории развития фотоискусства и из творчества известнейших представителей периода ХХ века.
В настоящее время нет таких областей человеческой деятельности, где бы ни применялась или не могла быть успешно применена фотография. Это естественно, потому что с фотографией в том или ином ее виде постоянно приходится иметь дело многим миллионам людей самых разных профессий.
С самого своего возникновения у фотоискусства были не только сторонники, но и противники. Зато все передовое человечество приветствовало это открытие. Ученые предсказывали большое будущее фотографии в различных областях науки, техники, искусства. Благодаря значительным открытиям в области физики, химии, оптики и механики удалось разработать фотографический метод. С гордостью следует сказать, что неоценимый вклад в сокровищницу мирового фотоискусства внесли как европейские , так и русские фотографы и ученые, их изобретения были весьма ценными и сыграли, несомненно, определенную роль в деле совершенствования, как теории, так и практики фотографических процессов и формирования фотографии как самостоятельной области знаний и искусства .
Основная же задача работы заключается в рассмотрении фотографов ХХ века, чему посвящены две главы. Сегодня, по прошествии многих лет, мы можем только гадать, что именно в каждый конкретный период могло служить движущим мотивом в создании новых моделей камер и способов получения изображения – изобретения и открытия, сделанные в смежных областях науки.
Следует еще раз вспомнить с благодарностью известных фотографов, которые внесли свой вклад в развитие фотоискусства : А. М. Ро́дченко, А. С. Шайхет, Д. Г. Дебабов и М. В. Альперт .
Наконец, фотоискусство представляет собой один из самых распространенных видов изобразительного искусства и как всякое искусство опирается на применение различных технических средств. Можно сказать, что ни одно изобразительное искусство не располагает таким широким арсеналом технических средств и не требует от художника таких обширных технических знаний как фотография.
Литература
1) Новая история фотографии / Под ред. Мишеля Фризо. Пер. с франц. СПб.: Machina; Андрей Наследников, 2008.
2)Фотоискусство // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис, 1990.
3)История фотографии. // Сайт «EASYP». (электронный ресурс)
4)Журнал «Наука и Жизнь». Гл. редактор : Лазовская Е.Л. – Выпуск №7. – М.: 145с.
5)Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-2000 гг. – Л.: «из избрания Эрмитажа», 2001 г. – 56с.
6)Михайлов И.О. Краткая история развития фотоискусства // Сайт «Prooptiku».
7)Морозов С.А. Творческая фотография – М.: «Планета» 1999 – 416с.
8) Очерки по истории фотоискусства / К.В. Чибисов; ред. Н.Н. Жердецкая, вступ. ст. В.И.Шеберстова. – М.: «Искусство», 1998. – 254с.
9)Редько А.В. Фотография. – М.: «Легпромбытиздат», 1995. – 304с.
10)Чибисов К.В., Шеберстов В.И., Случкий А.А. Фотография в прошлом, настоящем и будущем. – М.: «Наука», 1988. – 175с.
11)Эйнгорн Э. Основы фотоискусства и фотографии. М., Искусство, 1990. – 240с.