XXII Летние Олимпийские игры 1980 года. Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:57, доклад

Краткое описание

80 стран. 5189 спортсменов (1115 женщин). 21 вид спорта. Лидеры в неофициальном командном зачете: 1. СССР (80-69-46); 2. ГДР (47-37-42); 3. Болгария (8-16-17)

Прикрепленные файлы: 1 файл

fdfd.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

XXII Летние Олимпийские  игры 1980 года. Москва.

Москва. 19 июля - 3 августа 1980 года. 

80 стран. 5189 спортсменов  (1115 женщин). 21 вид спорта. Лидеры  в неофициальном командном зачете: 1. СССР (80-69-46); 2. ГДР (47-37-42); 3. Болгария (8-16-17)  

А вот 80-й год стал нашим звездным часом, то есть годом. Михаил Потапыч Топтыгин, в простонародье Миша, улетел на воздушных шариках в небо и приземлился на окраине Москвы на пивную палатку, понятное дело, сломав ее. Кстати, Топтыгина тогда утверждал сам ЦК КПСС. Папа Миши - детской художник Виктор Чижиков - с облегчением принимал поздравления: "Ваш медведь прошел ЦК!!!".  

В Олимпийском комитете СССР встретили автора приветливо, но как только зашла речь об авторских  правах и гонораре за олимпийский  талисман, Чижиков услышал в ответ: "Никакой это не талисман. Вы изготовили графический рисунок под названием "Забавный медвежонок" размером 30 на 20 сантиметров. Получите полагающийся гонорар - 250 рублей 

Уже значительно  позже Виктор узнал, что перед  тем, как его Мишу выбрал ЦК КПСС, эскиз горячо поддержал не кто-нибудь, а тогдашний президент МОК лорд Килланин. Во время визита в Москву в 1977 году ему показали заявленные на конкурс работы. Увидев чижиковскую, лорд просто просиял.

  По горячим  следам Олимпиады, осенью 1980 года к советскому правительству обратилась одна солидная фирма из ФРГ - с предложением купить резинового Мишу за 100 тысяч дойчемарок. Но ей было решительно отказано. Не достался наш "олимпийский герой" никому. Его схоронили в одном из подвалов Олимпийского комитета СССР. Именно схоронили. Потому что через несколько лет его здесь съели крысы - родные, советские. Причем совершенно бесплатно. Советские чиновники талисманами не торговали. Они их скармливаем крысам, обитающим в подвале Олимпийского комитета. Все-таки национальная гордость - это вам не просто так. А то что Московская Олимпиада стала убыточной для организаторов, то это было неважно. Политика дороже денег. 

Решение Международного олимпийского комитета об избрании Москвы олимпийским городом было принято на 75-й сессии 23 октября 1974 года в Вене. На проведение Игр претендовал также Лос-Анджелес. На 77-й сессии Международного олимпийского комитета была утверждена программа-расписание соревнований Игр XXII Олимпиады. 

В столице СССР ещё  задолго до Олимпийских Игр насчитывалось свыше 5 тыс. различных спортивных сооружений, на их трибунах могли одновременно разместиться около миллиона зрителей. Чтобы обеспечить наилучшие условия для спортсменов, зрителей и гостей, были реконструированы действующие и построены новые олимпийские объекты.  

Главный спортивный центр Москвы - Центральный стадион  имени В. И. Ленина в Лужниках. Общая  вместимость всех его 140 сооружений - 200 тыс. человек. Он и стал основной ареной Олимпиады. Лужники специально для Игр были реконструированы. Существенно изменился и архитектурный облик Малой спортивной арены. Некоторой перестройке подвергся Дворец спорта. Пополнились Лужники и новыми спортивными сооружениями, в частности универсальным спортивным залом "Дружба". Его прозвали "золотистой черепахой": зал действительно был похож на гигантскую черепаху. Авторы проекта объединили под одной крышей помещения, пригодные для тренировок и соревнований по 12 видам спорта. 

Самый важный объект Лужников - Большая спортивная арена. Здесь состоялись церемонии торжественного открытия и закрытия Игр, прошли соревнования по лёгкой атлетике, финальная встреча по футболу, состязания по конному спорту. 

В северной части  Москвы построили второй общегородской  спортивный центр. Между проспектом Мира и площадью Коммуны вырос гигантский крытый стадион, который легко трансформируется в два самостоятельных зала, и плавательный бассейн. 

Новым спортивным центром  Москвы стал район Крылатского. Здесь  уже действовал гребной канал, один из наиболее крупных в Европе. К Олимпиаде там воздвигли эллинги для лодок, спортивные залы, служебные помещения. Кроме того, недалеко от гребного канала появились стадион для стрельбы из лука, кольцевая велодорога и крытый велодром.

  Спортивные сооружения  Государственного центрального института физической культуры в Измайлове пополнились универсальным залом, где проводился олимпийский турнир штангистов. Собственно говоря, это не просто зал, а целый комплекс сооружений, состоящий из спортивного зала и нескольких бассейнов, которые объединены в единый ансамбль.

  На юго-западе  Москвы, в районе Битцевского  лесопарка, между жилыми микрорайонами  Чертанова, Конькова-Деревлева и  Зюзина, была сооружена крупнейшая  в Европе конно-спортивная база, включающая открытый стадион  для соревнований по конкуру и крытый манеж.

  Олимпийскую  деревню разместили в районе  Мичуринского проспекта. Отсюда  впоследствии участников Игр  быстро доставляли в Лужники,  Крылатское и Битцевский лесопарк. Именно там проходило более  половины всех соревнований.  

В программе оказались 21 вид спорта, в которых разыгрывалось 203 комплекта медалей - 150 в личных соревнованиях, 53 в командных соревнованиях. В период 1975-1980 годы, в Москве и других городах, в которых планировалось проведение олимпийских соревнований Таллинн - парусная регата; Киев, Ленинград, Минск - предварительные игры футбольного турнира, были построены или реконструированы необходимые спортивные сооружения. Все они оснащались самыми современными техническими средствами, к их оборудованию были привлечены крупнейшие организации СССР и зарубежные фирмы. Впервые Олимпийские Игры должны были состояться в социалистической стране. Успешное проведение Олимпиады в Москве должно было поднять престиж Советского Союза во всем мире, поэтому все мероприятия финансировало и контролировало государство. Денег и усилий не жалели, престиж - дороже денег. Эта политика была успешно доведена до конца. Меры безопасности на Играх в Москве были беспрецедентны. Во время олимпиады въезд в Москву был крайне ограничен. Были выдворены за пределы города все сомнительные и уголовные элементы. В магазинах появились товары, которых москвичи не видели уже очень давно, либо не видели вообще. Иностранные гости столицы удивлялись потом чистоте и безопасности Москвы, отмечали и прекрасное снабжение населения. Однако все эти блага закончились с закрытием Московской Олимпиады и возвращении гостей домой. 

Уже летом 1979 года Москва была практически готова к Играм. Генеральной репетицией явились  финальные соревнования VII Спартакиады  народов СССР состоявшаяся в июле-августе 1979 года, в которых приняли участие свыше 10 000 спортсменов, в том числе 2306 зарубежных из 84 стран всех пяти континентов. 

Велась усиленная  подготовка к Московским Играм и  в США. Впервые проиграв Советскому Союзу неофициальное первенство в Мюнхене, а затем и в Монреале, где они уступили еще и ГДР, спортсмены США готовились дать бой советским спортсменам на их родине. Все силы были брошены на это. Ведь долгие годы США и СССР вели негласный спор о лидерстве и влиянии на другие страны мира. 

Подготовка к Играм  велась эффективно и казалось ничто  не предвещало осложнений. Однако произошли  события, поставившие под угрозу срыва не только Игры в Москве, но и всю судьбу современного олимпийского спорта. Своеобразным протестом против ввода советских войск в Афганистан прозвучал призыв президента США Картера к Национальному олимпийскому комитету США бойкотировать Игры Олимпиады в Москве. Многие страны поддержали США, потребовали перенести Игры в другую страну, но Международный олимпийский комитет исключил возможность переноса. 

США предприняли  большие усилия к тому, чтобы склонить другие страны к бойкоту. Правительства  ряда стран, которые принято относить к странам свободного мира, оказывали  жесткое давление на свои Национальные олимпийские комитеты, принуждая их к бойкоту, поэтому многие страны бойкотировали Игры Московской Олимпиады. Вместе с тем, атмосфера жесткого политического давления, использование олимпийского спорта в качестве инструмента в достижении политических целей вызвали очередную волну недовольства, как политических деятелей, так и спортивных организаций. Представители международных федераций олимпийских видов спорта выразили резкий протест правительствам стран, оказывавших давление на Национальные олимпийские комитеты. Было заявлено, что возникшая ситуация может быть разрушительной для спорта в целом и олимпийского движения в частности.

  Несмотря на  давление США, Франция выступила  против бойкота и направила  свою команду в Москву. Президент  Национального олимпийского комитета  Франции К. Коллард заявил, что бойкот Московских Игр приведет к ответному бойкоту Игр 1984 года в Лос-Анджелесе, что в дальнейшем и произошло. Правительство М. Тэтчер не смогло принудить Национальный олимпийский комитет Великобритании отказаться от участия в Олимпиаде. На этот раз Международному олимпийскому комитету, и его президенту Майклу Морису Килланину, удалось устоять перед политическим шантажом, развернутым лидерами ряда западных стран. Игры состоялись в запланированные сроки и в строгом соответствии с олимпийской Хартией. 

Об отношении Международного олимпийского комитета к бойкоту  Московских Игр ярко свидетельствуют  слова Хуана Антонио Самаранча, председательствовавшего на 84-й  сессии Международного олимпийского комитета: "Олимпийскому движению удалось  решить сложную проблему, возникшую в 1980 году. Эта проблема только укрепила олимпизм и повысила его авторитет и престиж в мире. Наша победа была достигнута на сессии в Лейк-Плэсиде в 1980 года, когда члены Международного олимпийского комитета решили проводить Олимпийские игры 1980 года при любых обстоятельствах".  

Многие страны - прежде всего политические союзники США - откликнулись на призыв и количество спортсменов, собиравшихся на Игры в Советский  Союз, резко сократилось. В очередной, и, к сожалению, не в последний раз спортсмены стали заложниками политических интересов. Для многих атлетов бойкот московской Олимпиады явился настоящей трагедией. Век спортсмена недолог и принять участие в Олимпиаде - заветная мечта каждого. А вышло, что долгие годы тренировок и подготовки к главному событию четырехлетия пошли прахом.  

Но на этом проблемы спортсменов не кончились. В ответ  Советский Союз и его союзники, как и ожидалось, устроили бойкот следующей Олимпиады-84, которая состоялась в США. Так политика резко повлияла на судьбы многих спортсменов, а спортсмены СССР позднее потеряли свои лидирующие позиции. 

Такие крупные страны как США, КНР, Япония, ФРГ бойкотировали  Игры. К бойкоту по разным причинам присоединились еще около 30 стран. Поэтому  по количеству участников Московские Игры уступили Монреальским и Мюнхенским.

  Тенденциозно  настроенные специалисты и средства  массовой информации многое сделали  для того, чтобы объявить Московские  Игры неполноценными. Для подтверждения  этого достаточно процитировать  фрагмент из статьи Д. Велличинского в "Энциклопедии Олимпиад", выпущенной в 1984 году Нью-Йорским издательством "Пентуин Букс": "Соблюдались жесточайшие меры безопасности: победителям в легкоатлетических видах физически запрещали совершить победный круг. Советские зрители произвели наихудшее впечатление со времен проведения Парижской Олимпиады 1924 года. В отсутствие традиционных соперников из ФРГ, Японии и США, некоторые советские зрители демонстрировали неодобрительным свистом и выкриками агрессивное отношение к спортсменам из Польши и ГДР". 

Однако, если руководствоваться  не эмоциями, а серьезным анализом, то неизбежен другой вывод. В политическом отношении Игры Московской Олимпиады, равно как и последующей Лос-Анджелесской, явились наиболее яркими примерами  использования олимпийского спорта как инструмента "холодной войны", дальнейшего углубления антагонизма между политическими системами. В организационном отношении Игры в Москве продемонстрировали возросший авторитет Международного олимпийского комитета, федераций и Национальных олимпийских комитетов, их способность к самостоятельным решениям и противодействию политическому давлению. 

Но оставим политику и вернемся к Олимпиаде. 19 июня 1980 года в полдень в Олимпии зажжен огонь Московской Олимпиады. Он рожден в священной роще на алтаре у ступеней нижней лестницы развалин храма Геры. И возник от лучей солнца, пойманных сферической зеркальной линзой в руках Марии Москолиу, которая исполняла роль храмовой жрицы. Актриса греческого театра "Арма Теспидос" в девятый раз зажигала огонь Игр - зимних и летних, начиная с 22 января 1964 года. 

Мария Москолиу собрала  целую коллекцию факелов, которые  она зажигала на алтаре и от которых  затем огонь эстафетой доставлялся  в олимпийские города. Факел-80 был  последним. Более роли олимпийской жрицы она не играла. Позднее она стала членом НОК Греции, в котором работала как эксперт ритуалов зажжения огня в Олимпии.  

19 июля 1980 года в  Москве состоялся грандиозный  праздник в Лужниках по случаю  открытия Олимпийских игр. На  Большой спортивной арене стадиона в Лужниках появился трехкратный олимпийский чемпион Виктор Санеев, который нес факел с олимпийским огнем. Сделав круг по дорожке стадиона, он передал факел известному баскетболисту, олимпийскому чемпиону Сергею Белову. Над рядами Восточной трибуны возникла импровизированная дорожка из белоснежных щитов. Белов пробежал по ней, подняв пылающий факел высоко над головой.  

В чаше вспыхнуло  олимпийское пламя. Прозвучала "Праздничная  увертюра" Дмитрия Шостаковича, ставшая  музыкальной эмблемой московской Олимпиады. В торжественном параде прошли спортсмены. Подавляющее большинство команд несли национальные флаги. Над головой тех, кто приехал вопреки воле своих правительств, развевался олимпийский флаг. От имени всех участников олимпийскую клятву произнёс герой Игр в Монреале гимнаст Николай Андрианов. На телевизионном табло стадиона появилось изображение советских космонавтов Леонида Попова и Валерия Рюмина. Они из космоса обратились с дружественным приветствием к олимпийцам и пожелали им счастливых стартов.  

Даже оптимистам из числа спортивных лидеров казалось, что бойкот Олимпиады-80, которым  дирижировали из-за океана, сокрушит ее, превратив в очередную спартакиаду  советских и примкнувших к  ним народов. И на церемонии открытия Майкл Килланин, уже экс-президент МОК, с облегчением вздохнул, направляясь к микрофону, чтобы произнести традиционную речь: позади годы борьбы с противниками этих Игр, все церемониалы, предписанные олимпийской хартией, соблюдаются - Олимпиада сделала шаг в историю. И праздник открытия, за которым следил весь мир, удался на славу.  

Информация о работе XXII Летние Олимпийские игры 1980 года. Москва