Возможности концептуальных теорий спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:43, статья

Краткое описание

Статья посвящена возможностям концептуальных теорий спорта. Рассматривается проблема понимания физической культуры и спорта , что часто путают и смешивают разные явления. Практически у каждого человека имеется определенное понимание физической культуры и спорта . Однако это понимание достаточно специфическое, так как для характеристики физической культуры и спорта привлекаются различные объекты: человеческое тело и его характеристики, физическое состояние человека и воздействие на него, процесс физического развития и воспитание людей, активные занятия различными видами деятельности (физические упражнения, различные спортивные соревнования) и т.д.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Возможности концептуальных теорий спорта.docx

— 21.61 Кб (Скачать документ)

ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ СПОРТА

Л. Н. Норкина

студентка 1 курса

Ю. В. Кормилицын

        Статья посвящена возможностям концептуальных теорий спорта. Рассматривается проблема понимания физической культуры и спорта , что часто путают и смешивают разные явления.

Практически у каждого  человека имеется определенное понимание  физической культуры и спорта . Однако это понимание достаточно специфическое, так как для характеристики физической культуры и спорта привлекаются различные объекты: человеческое тело и его характеристики, физическое состояние человека и воздействие на него, процесс физического развития и воспитание людей, активные занятия различными видами деятельности (физические упражнения, различные спортивные соревнования) и т.д.

       Аморфность бытового понимания физической культуры и спорта проявляется в том, что часто путают и смешивают разные явления. Например, не разделяют или не находят разницы между физической культурой человека и его физическим развитием, различий между спортивной и иной деятельностью, между физической культурой как средством культивирования физических упражнений и ее пониманием как совокупности средств физического совершенствования человека. В результате этого возникают дискуссии о роли тела в целостности личности, о влиянии установок по отношению к своему телу на расширение/ограничение понимания своего "Я" и т.д.

      В литературе, рассматривающей эти проблемы, основное внимание уделяется педагогическим, психологическим, медико-биологическим аспектам, но не философско-культурологическому аспекту. Это подтверждает и ежегодно проводимый конгресс Европейской коллегии спортивной науки.

       Так, на десятом конгрессе в Белграде приняли участие 1038 ученых из 52 стран мира (Литву представляли 3, Россию - 16 ученых). На протяжении десяти лет существования коллегии на конгрессах доминировала физиология (974 докладов), на втором месте - биомеханика (318), на пятом - социология спорта (227), на десятом - педагогика спорта, история спорта - на девятнадцатом месте (40 докладов за десять лет). Это позволяет думать, что в последнее время сохраняется доминирующее в спорте биомедицинское направление, хотя оно не удовлетворяет или не исчерпывает всех проблем, связанных как с элитарным спортом, так и массовым. Попытки разработать теоретическую концепцию физической культуры, которая органически вписалась бы в общую теорию культуры и уточнила бы место спорта в системе культурных явлений, все еще незначительны или носят локальный характер. Думается, что, в первую очередь, это связано с парадигмами.

Парадигма - сложная метафизическая система, детерминирующая основы научных  теорий, их онтологию, экспериментальные  факты и даже наши реакции на внешние  воздействия. Поскольку ее определяют два основных аспекта: интеллектуальный, или совокупность фундаментальных  убеждений об объекте исследования и способах его исследования, и  интуитивный (наука как высоко организованная деятельность, которой управляет  иерархическая структура силы и  которую поддерживают социальные механизмы). Это уже вопросы не только методологического  характера: как корректно выбрать  парадигму или концептуальную теорию, помогающую раскрыть особенности спорта как социального и как культурного  явления. При анализе спорта как  социального явления следует  говорить о спорте как о системе  знаний, как о деятельности и спортивных институциях, через которые эта  деятельность реализуется (институционализация  деятельности), с учетом перспективы  пространства и времени. Поскольку  спорт мог бы рассматриваться  как часть культуры и как социальное явление, следует признать, что его  исследование осложняет, с одной  стороны, динамичность современной  эпохи, а с другой, - академические  претензии (теоретических концепций) описать спорт как феномен. [1]

        Основываясь на работах исследователей, анализирующих спорт вообще, следует отметить, что концептуальные теории этих авторов представляют две основных схемы. Онтологическая схема, согласно которой анализируют активность движения, природу игры и спорта. И аксиологическая, на основании которой исследуют проблемы спортивной этики: честная игра, допинг, равенство полов и др. Другие авторы рассматривают такие аспекты спорта, которые требуют парадигматической ясности: 1) дуализм - отделение тела от личности, голизм - единство тела и личности; 2) значение спорта: спорт и общественные потребности; значение занятий спортом; побочное действие фитнеса; знания, мастерство и удовольствие; 3) исследование изменений, которые оказывают влияние на осмысленность игры (как объекта) и игры (как действия); анализ принятия этических решений; философия личности.

       Поскольку невозможно охватить существующее разнообразие парадигм и определений спорта, мы остановились на работах авторов, анализирующих спорт вообще и доминирующие концептуальные теории, в частности. В первую очередь представим две доминирующие дефиниции спорта. Первая акцентирует внимание на занятии конкретным видом спорта и на соревновательном моменте: "Спорт - это занятия определенным видом спорта (в различных клубах и др.) как... состязания (профессиональный спорт, спорт высокого мастерства, спорт как профессия); в школе как физическое развитие (физическая культура); различные аспекты, поддерживающие здоровье, такие как рекреация, фитнес, спорт на досуге; спорт в различных специальных институциях, таких как высшая школа, военный спорт, спорт на производстве; в менее типичных группах лиц: женский спорт, параспорт, спорт людей пожилого возраста; в конфессиональных общинах (церковь и спорт); в движении как аспекте понимания искусства - танец, балет, народные (национальные) танцы, гимнастика и др." Вторая дефиниция акцентирует различные формы активности движения: "Спорт - особая форма активности движения человека. Наличие цели, круг занимающихся спортом людей, время и место свидетельствуют о многомерности спорта, характеризующей общественное значение этого явления. Спорт - выражение культурных достижений людей. Поэтому для него характерно то, что и для других культурных достижений: тенденции идеологизации, профессионализации, дидактичности и др.". Такое широкое понимание спорта вообще стимулирует конструирование парадигмы, в которой могли бы найти воплощение разносторонность движения, игры и спорта. [2]

      Сегодняшнее состояние спорта хотелось бы охарактеризовать греческим понятием "acme", которое означает одновременность достигнутого апогея и погружения в кризис. На наш взгляд, спорт (с методологической точки зрения) в последнее время находится в периоде "парадигматической нестабильности". В качестве подтверждения назовем развернувшуюся в последнее время полемику теоретиков и практиков спорта о коренных предпосылках его как социального феномена и их ревизию.

      Без одобрения исследований спорта как автономного явления или желания превратить его в автономную дисциплину, ибо методологически это невозможно, попытаемся рассмотреть его парадигматическую основу как социально-культурного явления (многомерного и комплексного), которую составляет ряд самостоятельных концепций, и "нестабильность" этой основы.  Т. Парсонс предлагал : "Мы рассматриваем социальные подсистемы как составную часть более общей системы действия, другими составляющими которой являются культурные подсистемы, личностные подсистемы и поведенческие организмы, - все это абстракции, аналитически вычленяемые из реального потока социального взаимодействия. Три перечисленные подсистемы общей системы действия трактуются по отношению к социальной подсистеме как компоненты ее окружающей среды. Для понимания последующего изложения важно помнить, что ни социальная, ни личностная подсистемы не являют собой нечто реально существующее. Различение четырех указанных подсистем действия носит функциональный характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих любым системам действия, - это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации".

       Мы попытались проанализировать концептуальные теории, которые чаще всего принимаются как парадигматические при исследованиях спорта как социально-культурного явления. Основной метод нашей работы - логико-дедуктивный анализ материала. [3]

       Концентрированные исследования спортивной тренировки обусловили ускоренное созревание ее теории и способствовали уяснению сути связанных с нею явлений. Однако как бы за границами ее предмета, а значит, и за пределами ее центральной познавательной ориентации находится немало из того, что является неотъемлемыми слагаемыми многогранной реальности спорта, в том числе, кроме прочего, собственно соревновательная деятельность спортсменов, без которой не было бы самого спорта, и "внетренировочные" компоненты спортивной подготовки. По мере развития спорта, возрастания его социальной значимости и расширяющегося проникновения спортивных начал в различные сферы жизнедеятельности общества и индивида (в системы образования-воспитания и профессионально-прикладной подготовки, в сферы окультуренной рекреации, оздоровительной реабилитации, культуротворческой деятельности и т.д.) актуализировалась необходимость целостного осмысления его свойств, закономерностей функционирования, путей и условий дальнейшего развития. А это наряду с прочим обязывало и обязывает специалистов активизировать усилия на разработке обобщающей дисциплины научно-прикладного характера, которая была бы спроецирована не на какую-либо часть, сторону или грань спортивной действительности, а на весь спорт в его "общем виде" - так, чтобы системно-интегративно отображать полную совокупность его существенных свойств и целостно раскрывать сущность происходящего в нем и с ним.

      Парадигмы исследования спорта как социального явления мы должны искать в социальной философии, поскольку для нее важны только те феномены, которые связаны с общественной жизнью, то есть с общей материальной и духовной культурой человечества, поскольку спорт анализируется как специфически духовно реформированное движение и соревнование. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с. Подробнее.

2.   Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физ. культуры пед. ин-тов. По спец. 03.03. - "Физическая культура" / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вят-кина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

3.  Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.

4.      Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 122 с.


Информация о работе Возможности концептуальных теорий спорта