Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:07, реферат
Экстремальные виды спорта — это явление, которое уже успело привлечь к себе внимание огромного количества людей и найти применение в различных сферах человеческой деятельности. Так например, некоторые разновидности экстремальных видов спорта уже входят в программу олимпийских игр: сноуборд, фристайл – зима, лето — кросс-кантри (велосипедные гонки по пересеченной местности) и гребной слалом.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА — ЗАВИСИМОСТЬ ИЛИ ХОББИ ДЛЯ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ?
ЭКСТРИМ — ЗА И ПРОТИВ
«Все мне позволительно, но все полезно,
Все мне позволительно, но ни что не должно обладать мною».
Экстремальные виды спорта — это явление, которое уже успело привлечь к себе внимание огромного количества людей и найти применение в различных сферах человеческой деятельности. Так например, некоторые разновидности экстремальных видов спорта уже входят в программу олимпийских игр: сноуборд, фристайл – зима, лето — кросс-кантри (велосипедные гонки по пересеченной местности) и гребной слалом.
Одним из основных предназначений
экстрима, на мой взгляд, является предупреждение
и профилактика наркомании. Многим
наркозависимым, параллельно с амбулаторным
лечением (если в этом имеется необходимость),
в качестве реабилитации предлагаются
множество разнообразных
Как известно мозг каждого человека вырабатывает, так называемые «гормоны радости», эндорфины. Такие вещества отвечают за состояние эйфории, экстаза, удовольствия, обезболивания и расслабления, или, как обозначил американский психолог Маслоу, «пиковые состояния сознания». (2)
Как доказали сербские ученые адреналиновое «цунами», которое возникает в организме человека во время занятийэкстремальными видами спорта, идентично «урагану» в мозге, который создают искусственные психостимуляторы, такие как кокаин, экстази и ЛСД.
Кроме того, оказалось, что порция адреналина, которая выделяется при этом в кровь, сильнее и «калорийнее» того водоворота наслаждений, который создают наркотики. (3) Неудивительно, что «вирусом» экстремального спорта постоянно «заражаются» и те молодые люди, которые выходят за пределы традиционных групп риска, к каким принадлежат наркоманы.
Естественно в это состояние кайфа, эйфории хочется возвращаться все снова и снова. Казалось бы, что же в этом плохого? Ведь лучше заниматься экстримом, чем «сидеть» на игле!
Однако, здесь есть одно «но»: многие, возможно, не понимают, что, отходя от одной зависимости, они незаметно для самих себя попадают в другую, которая, кстати говоря, также может иметь самые плачевные последствия. Происходит незаметная подмена одного на другое.
Конечно же, нельзя поставить
знак равенства между героином и,
скажем, прыжками с парашютом. Первое
намного превосходит по своей
физической разрушительности второе.
Но в плане психологической
Так же как и наркоманы, многие экстремалы, если лишить их на время любимого занятия, впадают в депрессию. Они становятся озлобленными, порой даже жестокими, скрытными, нервными. На лицо, все признаки, то, что называется «ломкой». На мой взгляд, здесь можно провести некую параллель между тем, кто употребляет наркотики и тем, кто занимается экстремальными видами спорта.
Зависимость — это, прежде всего потеря самого себя, когда не ты управляешь чем-то, а когда тобой что-либо управляет. В идеале все должно быть в меру. Если экстрим применять, к примеру, как лекарство для выздоровления и предупреждения от наркотиков, или от безделья (безделье, как правило, ни к чему хорошему не приводит, особенно в подростковом возрасте — А.Т.) – это здорово, но при этом не стоит забывать, что любое лекарство несет в себе как положительные, так и отрицательные последствия для человеческого организма.
Примером тому может служить, скажем, человек, попавший после жуткой аварии в больницу. После успешно проведенной операции болевой шок зачастую проходит не сразу, поэтому врачи таким пациентам могут некоторое время давать обезболивающие, успокоительные лекарственные препараты, зачастую содержащие в себе наркотик (например, трамал). Естественно человек ощущает себя гораздо лучше и физически и морально. Однако, если человеку давать эти препараты более длительное время, то, во-первых, он к этому привыкнет, а, во-вторых, вместо первоначального, положительного эффекта, этот препарат будет уже с собой нести разрушающий эффект.
Или взять пример проще? обычный апельсин. Если потреблять его в умеренных количествах, то организм получает много полезных компонентов, в особенности витамин «С». Однако, если съесть их достаточно много, то рано или поздно переизбыток этого витамина выйдет тебе боком – заработаешь аллергию.
Стоит сказать, что возможная зависимость – это не единственный недостаток экстремальных видов спорта. Надо помнить, что экстрим – это, прежде всего риск, риск, связанный с жизнью. Сам термин «экстремальный» говорит сам за себя.
Конечно же, не все экстремальные виды спорта настолько опасны для жизни. Есть существенная разница между скейтбордингом, где ты максимум можешь заработать несколько синяков, и, скажем, BASE-джампингом, где, спортсмены,как и саперы, если и ошибаются, то всего один раз.
О трагических последствиях
таких экстремальных видов
На страницах Нового Завета читаем, что сам Христос, отверг предложение сатаны прыгнуть с крыши храма. (5) Если к этому добавить, что Иисус Христос является практически для всех христиан не просто очередным учителем, проповедником или пророком, но и Богом, то думается это показательный урок всем нам. Когда есть впереди какая-то опасность, связанная вдобавок с риском для жизни, но при этом нет никакой необходимости идти ей навстречу, то и не надо искушать себя и Бога.
Не надо забывать то, что ты живешь не только для себя. Есть люди, это те же родители, жена, дети для которых ты дорог и любим, и разменивать свой временный всплеск адреналина в крови на их любовь к тебе не очень-то будет правильно и честно. Причем, если сказать кому-то, кто еще только стоит в самом начале занятия экстремальными видами спорта, что возможно и он будет поступать также (ставить свое увлечение выше всего), он естественно будет отмахиваться и говорить, что этого не будет никогда. К сожалению, очень часто бывает как-раз наоборот.
Это напоминает человека, который в первый раз пробует тяжелый наркотик, при этом, говоря, что он только попробует и все… Опять же, как было показано выше, прослеживается самая непосредственная связь между экстремалом и наркоманом.
Многие вполне справедливо руководствуются такими мыслями: ну как это может быть опасно, когда тебя окружают профессионалы, да и сам ты не лыком шит? Но это только на первый взгляд так логично.
Не так давно, 1 марта 2003 года в Твери на аэродроме Борки случилась страшная по своей нелепости авиакатастрофа. Разбился самолет Л-410, на борту которого находилось 25 парашютистов и двое пилотов. Из них только 14 успели покинуть борт, а еще 11 спортсменов и пилоты оказались блокированы в падающей машине и сгорели заживо. В этой катастрофе страшнее всего то, что все, находившиеся на борту были далеко не «зелеными» в парашютном спорте, многие имели за плечами и base-прыжки, и отказы основного купола, но реальность просто не предоставила им возможности применить свои навыки и спастись. Они были на «ты » с небом, но в этот раз они просто не смогли в него выйти.
Или трагедия, случившаяся
в 2007 году, в Китае, где несколько
наших соотечественников
И такие случаи можно перечислять бесконечно. Так что далеко не все определяется тем, чем располагаем мы в реальности. Кстати, трагедии в основном происходят с теми, кто в экстриме давно и уже совсем не зеленый. Идет некое притупление реальности. У меня за спиной уже 5000 прыжков, 150 сплавов, десятки покоренных гор, я знаю все, со мной ничего не случится, я в экстриме бог! В итоге секундная потеря концентрации и, как результат, трагедия. (6)
Кто-то может возразить, что так можно дойти до абсурда. Ведь опасность может подстерегать человека везде, как на своем автомобиле, так и у себя дома, в твоей собственной кровати. Действительно, никто не знает, что нас ожидает в следующую минуту. Однако это нас не останавливает ходить каждый день на работу, в институт, в гости и на вечеринки. Главное осознавать ради чего ты это все делаешь.
Подвиг Александра Матросова, бросившего на амбразуру дзота, поэтому и называется подвигом, потому что он это сделал не ради себя, а ради тех, кто находился рядом с ним в окопе. Когда ты собираешься что-то делать, то, наверное, надо думать, прежде всего, не о том, что получишь ты, но и о том, что ты можешь дать окружающим тебя людям.
Как сказал один современный философ: «В служении человека как раз и осуществляется его величие». (7) Поэтому, если для кого-то, такие виды спорта, становятся уже не просто развлечением или средством получения «кайфа», но, скажем, средством к пропитанию себя и своей семьи, то это хоть как-то оправдано. Или скажем, если, постоянные тренировки в экстремальных условиях необходимы для поддержания профессиональных навыков, чтобы благодаря этим навыкам послужить людям в деле их спасения, если ты, например, работаешь спасателем.
Подведем некоторые итоги.
Во-первых, как показывает жизнь, некоторые экстремальные виды спорта (надо признаться, что они составляют меньшинство – А.Т.) действительно опасны для жизни.
Во-вторых, экстремальные виды спорта, таят в себе опасность зависимости, причем очень часто довольно сильной, которая схожа с зависимостью наркомана и, зачастую, приводит к плачевным результатам. Поэтому, на мой взгляд, такие виды спорта нуждаются в большей «рекламе», прежде всего, в вопросе информирования людей об их потенциальной опасности.
К сожалению, в нашей стране этой проблеме никакого внимания не уделяется, да и надо признать, проблемы в принципе в этом никто и не видит. Спорт, какой бы он не был, ассоциируется у нас, с явлением хорошим, позитивным, без всяких недостатков. Главное, чтобы молодежь по улицам не шаталась и не кололась!
Однако, легкая атлетика и прыжки с высотных зданий — это виды спорта, не имеющие ничего общего, особенно в вопросах безопасности. По моему мнению, нужно больше внимания уделять тому, что и как говорится об экстремальных видах спорта и о связанной с ними опасностью.
Опять же, если проводить параллель межу наркотиком и экстримом, безусловно, любой вид спорта, в том числе и экстремальный, как бы ты к нему не относился, лучше и безобиднее любого наркотического вещества. Человек, отдавший предпочтение такому роду деятельности, по крайне мере, не лишен радости жизни, в отличие от обычного наркомана, для которого вся его жизнь превратилась в один сплошной, невыносимый кошмар. Такие люди, как правило, пребывают в состоянии отчаяния, а отчаявшийся человек уже не может быть творцом своего будущего и поэтому для таких людей «перспективы» в этой жизни, как показывает практика, только три — или тюрьма, или передозировка, или, самое страшное — это самоубийство.
В одном из своих интервью современный богослов и философ диакон Андрей Кураев, на вопрос: «Можно ли заниматься боевыми искусствами?» Ответил: «Пока это физкультура – занимайся, но как только запахло философией – оставь. Если тебя учат бить правой пяткой по левому уху – это нормально, а вот как только начинают говорить, что перед началом тренировки надо поклониться духу этого зала, здесь надо уметь уйти. Если начались уроки медитации, концентрации энергии, стоит подумать о самообороне». (8)
На мой взгляд, к экстремальным видам спорта должно быть подобное отношение. Пока это работает на тебя и других людей – это отлично, но как только ты работаешь на экстрим, как только экстрим стал обладать тобой, когда ты стал от него не свободен, думаю, пора всерьез задуматься — продолжать заниматься им дальше или нет.
Темнов Аркадий, ПСО №5
Спасатель 1-го класса
Бакалавр теологии
г. Москва
(1) Напр. в 2006 году, в Архангельске
на круглом столе «Наркотики
и глобализация», один из
Или в 2005 г. объединение граждан «Кула» из Белграда, заручившись поддержкой и содействием многих негосударственных организаций по всей стране, приступило к проведению кампании «Адреналин против наркотиков». Суть этого проекта заключается в том, что молодым людям, которые рискуют встать на путь наркомании, следует предложить альтернативу, то есть возможность получить «порцию» адреналина через экстремальные виды спорта.
(2) Maslow, A. The father reaches of human nature. New Yolk: Viking.с.105, 1971