Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 06:51, доклад
Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Все это свидетельствует (особенно в связи с процессами гуманизации нашего общества) о чрезвычайной значимости в XXI веке культуры и ее вида - физической культуры.
Кандидат педагогических
наук, доцент Ю.М. Николаев
Санкт-Петербургская государственная
академия физической
культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Ключевые слова: методология, целостность человека, всестороннее развитие личности, приоритет духовности, физическая культура, культура.
Возрастание ценности жизни, здоровья,
активного долголетия и реализация
человеческой индивидуальности все
чаще рассматриваются как критерии
социального прогресса
Выявление роли физической культуры во всестороннем развитии личности в нашей стране всегда было предметом интенсивного исследования ученых и связывалось прежде всего с осмыслением сущности физического воспитания, а позднее и физической культуры, спорта. В развитии научно-теоретических знаний о них с первых лет советской власти и до 50-60-х годов ведущими учеными были достигнуты существенные результаты, что достаточно полно раскрыто в обзорах Л.П. Матвеева [24]. Однако акцент в этих исследованиях в большей мере смещался на медико-биологический и педагогический аспекты знания, связанные с их прикладностью, развитием физических качеств, формированием двигательных умений и навыков человека (что само по себе является чрезвычайно важным). Вместе с тем не в полной мере вскрывалась глубинная, интегративная сущность физической культуры, затрагивающая развитие личностных характеристик человека, его социокультурное развитие. В лучшем случае говорилось о "содействии" их формированию, что справедливо критиковалось А.Д. Новиковым [29].
В 60-80-е годы роль физической культуры во всестороннем развитии личности рассматривалась в контексте принятой на XXII съезде партии (1961 г.) программы и положения в ней о неуклонном возрастании возможностей воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Это было важным этапом в раскрытии понятия всестороннего и гармонического развития человека. Однако понимание его на основе только комплекса позитивных качеств человека подталкивало теоретиков и практиков к взгляду на человека, в какой-то мере разобщенного на отдельные независимые части. Поэтому и само понятие физического совершенства связывалось на данном этапе в большей степени с представлениями о мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека [6]. В силу этого акцент чрезмерно смещался при формировании физической культуры у занимающихся на ее двигательный компонент в ущерб интеллектуальному и социально-психологи ческому. В этом случае наблюдался разрыв связей физической культуры с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижало ее потенциальные возможности.
Такой подход при всей важности развития
только физических способностей человека
(когда они рассматриваются
И совершенно не случайно в конце 60-70-х
годов и позднее в связи
с увеличивающейся ролью
Вместе с тем потребность в едином функциональном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики [2]. И именно проблема понимания человека как целостности с середины 80-х годов и позднее все чаще находится в центре внимания ученых по человековедению, современной теории культуры [18, 27, 36 и др.]. В них заостряется внимание на интегративном изучении человека, неразрывности восприятия его биологической природы и духовного состояния, выделяются различные уровни его организации, в частности по В.С. Мерлину [27], - анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный, социально-психологический.
Идея целостности человека уже достаточно давно стоит и на повестке дня в теории и практике физической культуры. В большей мере она связывалась с воздействием физических упражнений одновременно как на физическое, так и на духовное развитие человека. Это подчеркивал П.Ф. Лесгафт (заостряя внимание на идее психофизического единства человека), а также А.Д. Новиков [29] и известные педагоги сферы физической культуры (Г.Д. Харабуга, 1968; Г.Г. Шахвердов, 1968; И.Н. Решетень, 1968; В.В. Белорусова, 1974; А.Ц. Пуни, 1985; В.У. Агеевец, 1986; В.И. Столяров, 1988; М.Я. Виленский, 1991; и др). В работах этих авторов (особенно 60-70-х годов) отмечалось, что физическое воспитание, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно влияет и на формирование его личности, что в его процессе могут и должны решаться задачи умственного, эстетического, нравственного и других видов воспитания; вопросы развития научного мировоззрения, идейной убежденности, высокой внутренней и внешней культуры и др. При этом все задачи должны решаться лишь "...через деятельность и в процессе деятельности" [30, c. 14]. Это не только расширяет роль физического воспитания как фактора всестороннего развития личности, но и непосредственно обусловливает успех его самого.
Казалось, что были созданы все теоретические предпосылки для единовременного решения в учебно-воспитательном процессе в сфере физической культуры задач как физического совершенс твования, так и духовного развития занимающихся, гармонизации этих процессов. Однако этого не произошло. Недостаточная ясность сути реализации гармонизации возвращала теоретиков и практиков физического воспитания, физической культуры к развитию в основном двигательной сферы занимающихся, в чем ведущими учеными были достигнуты действительно весьма существенные результаты. Это являлось и отражением исторически сложившегося независимого развития медико-биологического и социально-гуманитарных наук о человеке, создающего определенные трудности в преодолении их разобщенности при решении междисциплинарных задач в современной науке [17], где физическая культура не являлась исключением. Несколько позднее справедливо отмечалось, что "...утилитарная направленность в использовании средств, методов, приемов обучения и воспитания в сфере физической культуры неминуемо привела к потере ими свойств явлений культуры. Стихийно, даже в условиях целенаправ ленной физкультурно-спортивной деятельности, если в ней не присутствует образовательное и культурное начало, высокая нравственность, эстетический вкус и интеллектуальные качества не воспитываются. В данной ситуации не происходит главного - обращения сознания занимающегося к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности" [22, c. 10, 11].
Одной из основных причин этого, безусловно, была оторванность теоретических исследований физической культуры от общей теории культуры (в связи со слабой ее разработанностью), в целом недооценка методологической роли общетеорети ческих философских обобщений применительно к ее сфере (М.Д. Оробинский, 1970; П.С. Степовой, 1971; С.С. Гурвич, 1971, и др.). Однако в начале 70-х годов интенсивно начинают разрабатываться культуроведческие основы физической культуры (В.М. Выдрин, 1973, 1976, 1980; Г.А. Решетнева, 1975; Ю.М. Николаев, 1976; Н.И. Пономарев, 1976; Н.А. Пономарев, 1976; и др.), что дало возможность рассматривать ее как интегративное явление, включающее в себя широкий спектр компонентов, связанных с удовлетворением многообразных потребностей человека и общества. Одновременно ищутся подходы к формированию теории физической культуры (Н.И. Пономарев, 1974; В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев, 1974; Л.П. Матвеев, 1975, 1978, 1980, 1982, и мн. др.). Это создало определенную теоретико-методологическую основу для дальнейших углубленных исследований физической культуры в различных ее организационных звеньях.
В конце 80-х и в 90-е годы в сфере физической культуры появляется все больше теоретических исследований, связанных с философским осмыслением физической культуры (В.И. Столяров, 1985, 1988, 1989 и др.; Н.Н. Визитей, 1985, 1986, 1989; Ю.В. Манько, 1985; В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев,1991; И.М. Быховская, 1993; Н.А. Пономарев, 1994; и др.), в том числе на основе данных культуроведческого характера (В.К. Бальсевич, 1988; В.М. Выдрин, 1988, 1994; В.И. Столяров, 1988; Е.П. Каргаполов, 1990; Л.И. Лубышева, 1992; С.Д. Неверкович, 1995; Ю.М. Николаев, 1997; и мн. др.). Интенсивно разрабаты ваются вопросы физкультурного воспитания студентов (М.Н. Виленский, 1987, 1991; и др.; В.И. Маслов, Н.В. Зволинская, 1991; В.В. Приходько, 1992; Л.И. Лубышева, 1992; В.И. Григорьев, 1997; и мн. др.), детей школьного (В.К. Бальсевич, 1987; К.К. Кардялис, 1988, 1991; Ю.Д. Железняк, И.М. Туревский, Е.Г. Горбачев, 1989; В.И. Лях, 1990; Г.Ф. Шитикова, 1996, 1997; и др.) и дошкольного (И.М. Козлов, 1994; 1996; Л.Е. Симошина, 1996; и др.) возраста. В основе этих исследований лежат переосмысление подхода к физическому воспитанию, физической культуре подрастающего поколения, акцентирующих внимание преимущественно на двигательный сфере; приоритет человека как высшей ценности образования и культуры; всемерная гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Все более подчеркивается деятельностно -комплексный подход к освоению человеком всей полноты ценностей физической культуры, важность максимально возможного удовлетворения интересов и потребностей занимающихся. В данных исследованиях все отчетливее прослеживается мысль об осмыслении человека как целостности.
В дальнейшем в качестве основополагающего принципа концепции физкультурного образования в вузе выдвигается ".. единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности" [22]. Подчеркивается взаимосвязь знаний внутри психобиологических и социокультурных наук, изучающих физическую культуру, а также их между собой [21]. Ставится вопрос о целостности личности как основания формирования концепции предмета физической культуры в школе [25]. Мысль о воспроизводстве целостного человека (как одухотворенной, нравственной, свободно действующей телесности) в сфере физической культуры, физкультурного образования все чаще находит отражение в работах педагогов и философов [1, 7, 10, 33, 34]. Это справедливо, ибо культура едина, а человек в культуре целостен. Понимание этого позволяет внести существенные коррективы в построение их теоретических основ, в практическую деятельность в их сферах, в формирование целостного, культурного человека во всем проявлении его сущностных сил.
Сегодня, на рубеже столетий, когда происходит закладка (с использованием позитивных научных данных ученых разных поколений) методологических, ценностно-гуманистических основ будущей физической культуры и физкультурного образования, возникает необходимость преодоления ограниченности подхода, связанного с развитием в ее сфере только двигательных способностей занимающихся. Ибо данный подход (при всей его важности) не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры. Последняя в нашей стране еще не стала потребностью, самоценностью большинства людей, на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труде, досуге), не давая ему запаса "прочности" в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности. В связи с этим следует существенно повысить (не отвергая значимости научно-методических разработок по формированию двигательной сферы человека) роль личностных характеристик людей, участвующих в процессе освоения двигательного действия. Только это позволит реально подойти к формированию физической культуры у человека с учетом понимания его целостности, соматопсихического и социокультурного единства.
Материалы исследования (основанные на рассмотрении соотношения биологического и социального [23], телесного и духовного [7] в физической культуре, взгляде на нее с позиций теории культуры, современного понимания сущности физических упражнений и их влияния на человека [13, 14] , учете единства функционального, ценностного и деятельностного аспектов ее содержания [31] и многих других вопросов) свидетельствуют о том, что в сфере физической культуры развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его личностных качеств, более того - определяется ими. Фактически культура физическая - та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом через сознательно окультуренную двигательную деятельность (физкультурную деятельность) [32], безусловно, с учетом биологических закономерностей развития организма человека.
Аргументация приоритета духовности при формировании физической культуры уже давалась нами ранее [31]. Приведем лишь ряд высказываний, подтверждающих это: физическое упражнение - это двигательное действие с опережающей мыслью, проявление интеллекта человека (Д.Д. Донской); физическая культура - это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром (И.М. Быховская), это мера одухотворенности физического (Н.Н. Визитей). Перечень аналогичных высказываний можно было бы продолжить. В этом плане интересна мысль Л.К. Кругловой [20], отмечающей, что большинству российских мыслителей прошлого (В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, В.В. Розанов, В.И. Несмелов, П.А. Флоренский и мн . др.) было свойственно показывать неразрывную взаимосвязь "тела и духа" у человека, подчеркивая при этом основополагающую роль духа. Она приводит слова В.И. Несмелова, выразившего эту мысль следующим образом: "Телесность дана человеку, но телесный организм создается духом", он является своим духу и "составляет собственное тело духа" [20, c. 47, 48]. Это справедливо, ибо отлаженный организм человека является условием его духовности, но не может породить саму духовность. Последняя выводится не непосредственно из природы, а из культуры [3], где духовное является определяющим по отношению к материальному [20]. Таким образом, именно духовное в человеке в конечном счете формирует его.
При этом духовность обозначает целостную активность человеческой психики и ее социально -культурной детерминированности и содержательности . Она есть ориентация сознания человека, осуществляющего изнутри мотивированное включение его в общественную жизнь, преобразова тельную деятельность. Духовность рассматрива ется как интегрирующее целостное понятие, включающее в себя различные понятия, связанные с проявлением внутренней, психической жизни человека (сознание, подсознание, знание, мышление, интеллект, психика и т.п.). В фундаменте этой целостности находятся потребности человека, формирование которых и есть в конечном счете его воспитание. Духовность человека должна обеспечивать эффективную реализацию деятельности в единстве ее аспектов: познание, ценностное осмысление, общение, преобразование реальности [16], она есть свобода человека формировать себя, свое отношение к культурным ценностям [3].
В сфере физической культуры духовность и реализуется в процессе единения идеальной (внутренней) и наглядно воспринимаемой (внешней) сторон физкультурной деятельности. Она обусловлена приоритетным развитием культуры мышления, воображения, чувств и т.п. в процессе совместной деятельности занимающихся в связи с освоением двигательного действия, сущность которого связывается с моторной и неизменно духовной сторонами [13, 14]. Именно в процессе данной групповой (а иногда и индивидуальной) духовной практической деятельности до начала выполнения двигательного действия (а не в результате его), включающего обмен смыслами и ценностями, связанными с системой познавательных, проектно-смысловых, акмеологических, оценочных, коррекционных и других действий, и происходит становление и реализация индивидуальности субъектов учебно-тренировочного процесса (занимающихся, спортсменов, тренеров) [12]. Поэтому важнейшей методологической и практической проблемой сферы физической культуры являются разработка, обобщение, коррекция целей, принципов, средств, методов, форм и т.п. проведения занятий, в которых духовное и физическое в человеке были бы исконно едины, когда создавались бы условия для разностороннего, соразмерного и внутренне единого формирования у него разнообразных потребностей.
Информация о работе Физическая культура: человеческое измерение