Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:10, лекция
Первые опыты таких ученых, как Эрнст Шталь, по сжиганию ртути или дерева на воздухе (конец XVII века) наводили на мысль о том, что масса веществ в процессе реакции не сохраняется. Шталь объяснял такие результаты тем, что горючие вещества содержат некую субстанцию — флогистон.
Первые опыты таких ученых, как Эрнст Шталь, по сжиганию ртути или дерева на воздухе (конец XVII века) наводили на мысль о том, что масса веществ в процессе реакции не сохраняется. Шталь объяснял такие результаты тем, что горючие вещества содержат некую субстанцию — флогистон. Происходила реакция разложения вещества на флогистон и негорючий остаток, но тогда получалось, что есть два вида флогистона: положительный (прибавление массы при сжигании ртути и образовании ее оксида) и отрицательный (образование золы из дерева).
В середине XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов предлагает «всеобщий закон» сохранения. Впервые он формулирует его в письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года. Здесь он пишет: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого…». Чтобы убедиться в несостоятельности господствовавшего в ту эпоху учения о флогистоне, Ломоносов подверг проверке опыт Бойля. Бойль, прокалив на огне запаянный сосуд, содержавший металл, обнаружил увеличение веса вскрытого сосуда и приписал это проникновению сквозь стекло «огненной материи» (флогистона). В отчете о своих работах за 1756 год Ломоносов записывает: «Между разными химическими опытами, которых журнал на 13 листах, деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать: прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере».
Открытие Ломоносова осталось
незамеченным среди европейских
ученых, которые продолжали придерживаться
теории флогистона. Почти через 20 лет
после Ломоносова исследование проблемы
сохранения массы заинтересовало Антуана
Лавуазье. Так же, как и Ломоносов,
он подвергает проверке то предположение,
что вес металлов при превращении
их в «извести» (так называли в
то время все металлические
В 1773 году Лавуазье превращал в «известь» (окись) олово в герметически закрытом сосуде, нагревая металл при помощи большого зажигательного стекла. Общий вес сосуда с оловом после превращения олова в «известь» оставался неизмененным; этого не могло бы быть, если бы действительно к олову что-нибудь присоединилось извне. Лавуазье нашел кроме того, что количество взятого воздуха после опыта уменьшается на 1/5 и что остающийся воздух не поддерживает горения и дыхания. Позже это позволило ученому определить состав воздуха.
В конце XVIII века научное сообщество признало закон сохранения массы (закон Ломоносова-Лавуазье) и отказалось от теории флогистона.