Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:38, реферат
Законы квантовой механики составляют фундамент наук о строении вещества. Днем рождения квантовой механики считается 14 декабря 1900 года, именно в этот день Планк обнаружил квантовость энергии.
А появилась она из-за противоречий, возникающих при подходе в свете классической физики к попытке объяснить такие явления, как радиоактивный распад, дифракция, испускание спектральных линий. Задачей классической физики было описание объектов в пространстве и создание законов, управляющих их изменениями во времени. В квантовой механике можно лишь утверждать, что есть определенная вероятность того, что объект таков и имеет такое то свойство.
Введение
Сущность квантово-механической концепции, описание микромира»
Взгляды М. Планка, Луи Де Бройля,
Э. Шредингера, В. Гейзенберга, Н. Бора и др. на природу микромира»
Особенности волновой генетики»
Заключение
Список использованной литературы
План работы:
Э. Шредингера, В. Гейзенберга, Н. Бора и др. на природу микромира»
Введение.
Микромир – это мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов. (Пространственная размерность, которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 с.)
Для явлений микромира характерна тесная связь корпускулярных и волновых свойств, которая находит свое выражение в статистических законах квантовой механики.
Квантовая механика (волновая механика) - это теория, устанавливающая способ описания и законы движения физических систем и объектов на микроуровне.
Законы квантовой механики составляют фундамент наук о строении вещества. Днем рождения квантовой механики считается 14 декабря 1900 года, именно в этот день Планк обнаружил квантовость энергии.
А появилась она из-за противоречий, возникающих при подходе в свете классической физики к попытке объяснить такие явления, как радиоактивный распад, дифракция, испускание спектральных линий. Задачей классической физики было описание объектов в пространстве и создание законов, управляющих их изменениями во времени. В квантовой механике можно лишь утверждать, что есть определенная вероятность того, что объект таков и имеет такое то свойство. В квантовой механике нет места для законов, управляющих изменениями отдельного объекта во времени.
Для классической механики характерно описание частиц путем задания их положения и скоростей и зависимости этих величин от времени. В квантовой механике одинаковые частицы в одинаковых условиях могут вести себя по-разному.
1. Сущность квантово-механической концепции, описание микромира.
Изучая микрочастицы, учёные столкнулись с парадоксальной,
с точки зрения классической науки, ситуацией:
одни и те же объекты обнаруживали как
волновые, так и корпускулярные свойства.
Первый шаг в этом направлении был сделан
немецким физиком М. Планком. Как известно,
в конце XIX в. в физике возникла трудность,
которая получила название “ ультрафиолетовой
катастрофы”. В соответствии с расчётами
по формуле классической электродинамики
интенсивность теплового излучения абсолютно
чёрного тела должна была неограниченно
возрастать, что явно противоречило опыту.
В процессе работы по исследованию теплового
излучения Планк пришел к выводу о том,
что в процессах излучения энергия может
быть отдана или поглощена не непрерывно
и не в любых количествах, а лишь в известных
порциях – квантах. Сумма энергий этих
мельчайших квантов определяется через
число колебаний соответствующего вида
излучения и универсальную естественную
константу.
Теория Планка положила начало формирования квантово-механической картины мира.
Первым физиком, который восторженно
принял открытие элементарного кванта
действия и творчески развил его,
был Альберт Эйнштейн. В 1905 г. он перенёс
гениальную идею квантового поглощения
и отдачи энергии при тепловом излучении на излучение
вообще и таким образом обосновал новое
учение о свете.
Представление о свете как о дожде быстро
движущихся квантов было чрезвычайно
смелым, почти дерзким, в правильность
которого вначале поверили немногие. Прежде
всего, с расширением квантовой гипотезы
до квантовой теории света был не согласен
сам М. Планк, относивший свою
квантовую формулу только
к рассматриваемым им законам
теплового излучения чёрного тела.
В 1924 г. произошло одно из величайших событий
в истории физики: французский физик Луи
де Бройль выдвинул идею о волновых свойствах
материи. В своей работе “ Свет и материя
” он писал о необходимости использовать
волновые и корпускулярные представления
не только в соответствии с учением А.
Эйнштейна в теории света, но также и теории
материи. Л. Бройль утверждал, что волновые
свойства, наряду с корпускулярными, присущи
всем видам материи: электронам, протонам,
атомам, молекулам и даже микроскопическим
телам.
Признание корпускулярно - волнового
дуализма в современной физике стало всеобщим. Любой материальный
объект характеризуется наличием как
корпускулярных, так и волновых свойств.
Тот факт, что один и тот же объект проявляется
и как частица и как волна, разрушал традиционные
представления. Форма частицы подразумевает
сущность, заключённую в малом объёме
или в конечной области пространства,
тогда как волна распространяется по его
огромным областям. В квантовой физике
эти два описания реальности являются
взаимоисключающими, но равно необходимыми
для того, чтобы полностью описать рассматриваемые
явления.
Корпускулярная и волновая картины должны дополнять одна другую, т.е. быть комплементарными. Только при учете обоих аспектов можно получить общую картину микромира.
Квантовая теория родилась в 1900 г., когда Макс Планк предложил теоретический вывод о соотношении между температурой тела и испускаемым этим телом излучением, вывод, который долгое время ускользал от других ученых, Как и его предшественники, Планк предположил, что излучение испускают атомные осцилляторы, но при этом считал, что энергия осцилляторов (и, следовательно, испускаемого ими излучения) существует в виде небольших дискретных порций, которые Эйнштейн назвал квантами. Энергия каждого кванта пропорциональна частоте излучения. Хотя выведенная Планком формула вызвала всеобщее восхищение, принятые им допущения оставались непонятными, так как противоречили классической физике. В 1905 г. Эйнштейн воспользовался квантовой теорией для объяснения некоторых аспектов фотоэлектрического эффекта – испускания электронов поверхностью металла, на которую падает ультрафиолетовое излучение. Попутно Эйнштейн отметил кажущийся парадокс: свет, о котором на протяжении двух столетий было известно, что он распространяется как непрерывные волны, при определенных обстоятельствах может вести себя и как поток частиц.
Примерно через восемь лет Нильс Бор распространил квантовую теорию на атом и объяснил частоты волн, испускаемых атомами, возбужденными в пламени или в электрическом заряде. Эрнест Резерфорд показал, что масса атома почти целиком сосредоточена в центральном ядре, несущем положительный электрический заряд и окруженном на сравнительно больших расстояниях электронами, несущими отрицательный заряд, вследствие чего атом в целом электрически нейтрален.
Бор предположил,
что электроны могут находиться
только на определенных дискретных орбитах,
соответствующих различным
Новая существенная особенность квантовой теории проявилась в 1924 г., когда де Бройль выдвинул радикальную гипотезу о волновом характере материи: если электромагнитные волны, например свет, иногда ведут себя как частицы (что показал Эйнштейн), то частицы, например электрон при определенных обстоятельствах, могут вести себя как волны. В формулировке де Бройля частота, соответствующая частице, связана с ее энергией, как в случае фотона (частицы света), но предложенное де Бройлем математическое выражение было эквивалентным соотношением между длиной волны, массой частицы и ее скоростью (импульсом). Существование электронных волн было экспериментально доказано в 1927 г. Клинтоном Дж. Дэвиссоном и Лестером Г. Джермером в Соединенных Штатах и Дж. П. Томсоном в Англии. В свою очередь это открытие привело к созданию в 1933 г. Эрнестом Руской электронного микроскопа.
Под впечатлением от комментариев Эйнштейна по поводу идей де Бройля Эрвин Шрёдингер предпринял попытку применить волновое описание электронов к построению последовательной квантовой теории, не связанной с неадекватной моделью атома Бора. В известном смысле он намеревался сблизить квантовую теорию с классической физикой, которая накопила немало примеров математического описания волн. Первая попытка, предпринятая Шрёдингером в 1925 г., закончилась неудачей. Скорости электронов в теории были близки к скорости света, что требовало включения в нее специальной теории относительности Эйнштейна и учета предсказываемого ею значительного увеличения массы электрона при очень больших скоростях.
Одной из причин постигшей Шрёдингера неудачи было то, что он не учел наличия специфического свойства электрона, известного ныне под названием спина (вращение электрона вокруг собственной оси наподобие волчка), о котором в то время было мало известно. Следующую попытку Шрёдингер предпринял в 1926 г. Скорости электронов на этот раз были выбраны им настолько малыми, что необходимость в привлечении теории относительности отпадала сама собой. Вторая попытка увенчалась выводом волнового уравнения Шредингера, дающего математическое описание материи в терминах волновой функции. Шрёдингер назвал свою теорию волновой механикой. Решения волнового уравнения находились в согласии с экспериментальными наблюдениями и оказали глубокое влияние на последующее развитие квантовой теории.
Незадолго до того, Вернер Гейзенберг Макс Борн и Паскуаль Иордан опубликовали другой вариант квантовой теории, получивший название матричной механики, которая описывала квантовые явления с помощью таблиц наблюдаемых величин. Эти таблицы представляют собой определенным образом упорядоченные математические множества, называемые матрицами, над которыми по известным правилам можно производить различные математические операции. Матричная механика также позволяла достичь согласия с наблюдаемыми экспериментальными данными, но в отличие от волновой механики не содержала никаких конкретных ссылок на пространственные координаты или время. Гейзенберг особенно настаивал на отказе от каких-либо простых наглядных представлений или моделей в пользу только таких свойств, которые могли быть определены из эксперимента.
Шрёдингер показал, что волновая механика и матричная механика математически эквивалентны. Известные ныне под общим названием квантовой механики, эти две теории дали долгожданную общую основу описания квантовых явлений. Многие физики отдавали предпочтение волновой механике, поскольку ее математический аппарат был им более знаком, а ее понятия казались более «физическими»; операции же над матрицами – более громоздкими.
Вскоре после
того, как Гейзенберг и Шрёдингер
разработали квантовую
Открытия, сделанные в квантовой механике, оказали плодотворное воздействие не только на развитие физики, но и на другие области естествознания, прежде всего на биологию, в рамках которой была разработана концепция волновой, или квантовой генетики.
Дж. Уотсон, А. Уилсон и Ф. Крик получили Нобелевскую премию за открытие двойной спирали ДНК, несущей наследственную информацию, то генетикам показалось, что основные проблемы передачи генетической информации близки к разрешению. Вся информация записана в генах, совокупность которых в клеточных хромосомах определяет программу развития организма. Ставилась задача расшифровки генетического кода, под которым понималась вся последовательность нуклеотидов в ДНК.
Однако действительность не оправдала ожиданий ученых. После открытия структуры ДНК и детального рассмотрения участия этой молекулы в генетических процессах основная проблема феномена жизни - механизмы ее воспроизведения - осталась, по сути, нераскрытой. Расшифровка генетического кода дала возможность объяснить синтез белков. Классические генетики исходили из того, что генетические молекулы, ДНК, имеют вещественную природу и работают как вещество, представляя собой вещественную матрицу, на которую записан вещественный генетический код. В соответствии с ним нарабатывается плотский, вещественный и материальный организм. Но вопрос о том, каким образом в хромосомах кодируется пространственно-временная структура организма, на основе знания последовательности нуклеотидов решить нельзя. Советскими учеными А.А. Любищевым и А.Г. Гурвичем еще в 20-30-е годы была высказана мысль о том, что рассмотрение генов как чисто вещественных структур явно недостаточно для теоретического описания феномена жизни.