Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 23:28, реферат
Привлекательные особенности КИЛ – достаточно малая длина волны (λ = 1.315 мкм), однородность газовой активной среды (смеси кислорода с парами йода), узкая линия генерации и т. д. – сделали его объектом активного исследования в лабораториях США, Японии, России, КНР, Израиля, Франции, Чехии и других стран. Исследования КИЛ велись в различных направлениях – по созданию численной модели КИЛ, исследованию различных типов генераторов СК, изучению механизма диссоциации молекулярного иода в кислородно-иодной смеси, реализации импульсного режима работы КИЛ, поиску оптимальных конструкторских решений отдельных узлов и лазера в целом и т.д.
Введение 2
1. Принцип работы КИЛ 3
2. Применение КИЛ 5
Заключение 9
Список литературы: 10
Запуск в 1978
г. Химического кислородно-
Привлекательные особенности КИЛ – достаточно малая длина волны (λ = 1.315 мкм), однородность газовой активной среды (смеси кислорода с парами йода), узкая линия генерации и т. д. – сделали его объектом активного исследования в лабораториях США, Японии, России, КНР, Израиля, Франции, Чехии и других стран. Исследования КИЛ велись в различных направлениях – по созданию численной модели КИЛ, исследованию различных типов генераторов СК, изучению механизма диссоциации молекулярного иода в кислородно-иодной смеси, реализации импульсного режима работы КИЛ, поиску оптимальных конструкторских решений отдельных узлов и лазера в целом и т.д.
Затраченные усилия привели к впечатляющим успехам во многих направлениях и позволили создать лазеры не уступающие по основным характеристикам лазерам других типов, а в ряде случаев их превосходящие. В то же время работу нельзя считать завершенной, т.к. остались невыясненными до конца некоторые принципиальные вопросы работы КИЛ.
Специфика химических лазеров заключается в том, что исходные реагенты и продукты реакции, как правило, весьма токсичны и агрессивны (F2, HF, CL2, CS2, H2O2...), что требует специальных условий для работы с ними. Тем не менее последнее десятилетие отмечено активизацией работ, связанных с совершенствованием химического КИЛ. Это обусловлено многообещающими перспективами его использования в различных областях, включая военные.
В лазер подаются газообразный хлор, молекулярный йод, раствор перекиси водорода и гидроксида калия. В результате химической реакции раствора с хлором (помимо тепла и хлорида калия) образуется кислород в возбуждённом состоянии со средним временем жизни 45 минут. Этот т. н. синглетный дельта-кислород передаёт энергию возбуждения молекулам йода, впрыснутым в газовый поток; они примерно в резонансе с синглетным кислородом, поэтому передача энергии при столкновениях частиц происходит быстро. Затем в области оптического резонатора лазера происходит генерация на возбуждённом йоде на длине волны 1,315 мкм.
Лазер работает при сравнительно низких давлениях газа, но скорость его потока во время реакции должна приближаться к скорости звука; даже описаны конструкции со сверхзвуковым течением. Низкое давление и быстрый поток газа делают отвод тепла из области генерации простым по сравнению с высокоэнергетическими твердотельными лазерами. Продукты реакции — хлорид калия, вода и кислород; следы хлора и йода удаляются из отработанной смеси галогеновым скруббером (газопромывателем).
Инверсная населённость на уровнях сверхтонкой структуры атома йода была впервые использована для получении генерации в лазере на основе фотодиссоциации алкилиодидов и перфторалкилиодидов. Результатом разработак фотодиссоционного иодного лазера являются такие установки как «Астерикс» в ФРГ и «Искра-5» в России.
Успехи, достигнутые в развитии фотодиссоционных лазеров, показали, что атом иода является прекрасной лазерной частицей. Однако фотодиссоциация перфторалкилиодидов оказалась не лучшим способом создания инверсии в силу большой разницы энергий квантов УФ излучения (λ~250 нм), используемого для фотодиссоциации, и ИК излучения атома иода (λ = 1.315 нм). Альтернативный источник накачки атома иода был предложен Дервентом и Трашем, наблюдавшими быстрое тушение СК О2(1∆) атомарным иодом. Передача энергии возбуждения первого электронного уровня молекулы кислорода основному состоянию атома иода
О2(1∆) + I(2Р3/2) → I(2P1/2) = O2(3Σ) (1)
является очень быстрым процессом с константой скорости К1 = 7.6*10-11 см3/с,что обеспечивает эффективную накачку верхнего лазерного уровня I(2P1/2). Структура верхнего и нижнего состояний атома йода вместе со схемой нижних электронных уровней молекулы кислорода представлена на рис.1
Дефект энергии между состояниями О2(1∆) и I(2P1/2) составляет всего 402 К. Процесс I(2P1/2) (1) является обратимым и устанавливает равновесие в смеси кислорода и атомарного иода. Поскольку в соотношении (1) в обеих частях стоят одни и те же химические компоненты, то константа равновесия Кeq определяется только электронными статистическими суммами компонентов:
Keq = [I(2P1/2)][O2(3Σ)]/[ О2(1∆)][ I(2Р3/2)] = 3/4exp(402 K/T) (2)
Условие существование инверсии на переходе атома иода I(2P1/2) → I(2Р3/2)
[I(2P1/2)]/[ I(2Р3/2)]>1/2 (3)
Определяет необходимое содержание η СК в системе О2-I:
ηth = [О2(1∆)]/{[О2(1∆)]+[O2(3Σ)]}>
При температуре 300 К имеем Keq=2,84 и ηth =0,15.
Отметим,что ηth=0,15 соответствует идеальным услвиям отсутствия релаксационных процессов. В реальных условиях при наличии, например, релаксации иода с характерным временем τr положительное усиление в системе наблюдается при содержании СК
ηth = (5)
где τ1-1 = К1[О2(1∆)] – характерное время накачки атома йода.
Коэффициент усиления на переходе I(2P1/2) → I(2Р3/2)
g = σ {[ I(2P1/2)]-1/2[I(2Р3/2)]}, (6)
где σ – сечение перехода. Для сильнейшего перехода F=3→F=4 имеем:
σ34=
(λA34(πln2)1/2/(4π2∆υD))exp(∆υ
где ∆υD = 1,48*107Т1/2 – ширина доплеровского контура в герцах, Т-температура в кельвинах, ∆υ1 – ударная ширина линии, А34 – коэффициент Эйнштейна. При комнатной температуре доплеровская ширина ∆υD = 250 МГц, и именно она определяет спектр генерации в типичных условиях работы лазера.
Ударное уширение зависит не только от рабочего давления, но и состава газовой смеси. Характерные коэффициенты ударного уширения для кислорода и аргона, составляющих обычно основную часть газовой смеси, равны 5,7 и 4,7 МГц/мм рт.ст.
Как следует из (6), коэффициент усиления кислородно-иодной среды зависит от концентрации атомов йода в основном и возбуждённом состояниях, которая в свою очередь, определяется содержанием СК η. В условиях, когда η велико, практически весь иод находится в возбуждённом состоянии и коэффициент усиления определяется концентрацией атомарного иода. Для диапазона η = 0,5-0,8 коэффициент усиления (в обратных сантиметрах) на переходе 3→4
g = (4-6)*10-18[I], (8)
где [I] взято в обратных кубических сантиметрах. Таким образом, для получения среды с высоким усилением необходимо создать требуемую концентрацию атомов иода в смеси с высоким содержанием СК.
Обладая длиной волны излучения, близкой к длине волне Nd-лазера и мощностью, сравнимой с мощностью СО2-лазеров, КИЛ являются весьма привлекательными для использования в промышленности, где они могут конкурировать с лазерами указанных выше типов. Очевидно, что создание лазера, удовлетворяющего жестким требованиям промышленности по надежности, безопасности, ресурсу и т. д., является довольно сложным делом, требующим значительных капиталовложений, привлечения широкого круга разработчиков и проведения специальных исследований КИЛ. Однако в силу специфики КИЛ как химического лазера круг специалистов, работающих с ним, невелик. Тем не менее усилия, направленные на создание технологического КИЛ, привели к созданию японской фирмой «КАВАСАКИ» первого образца такого лазера (рис.2).
Рис.2 Промышленный КИЛ фирмы 2Кавасаки» мощностью 1 кВт
Лазер, предназначенный для резки, сверления и сварки деталей сложной формы, генерирует излучение мощность 1 кВт. С помощью волоконного световода диаметром 0,3 мм излучение с эффективностью 90% передаётся к обрабатывающей головке, размещённой над рабочим столом размером 680*680 мм, который позволяет обрабатывать детали весом до 150 кг. Управление осуществляется с помощью компьютера. Система обеспечивает нестабильность выходной мощности 3%. Лазер был применён для резки нержавеющей стали толщиной 5 мм. Плотность мощности на обрабатываемом материале достигала 1,64 МВт/см2, а скорость резания – 2 м/мин. Следует отметить высокий для дозвуковых систем химический КПД лазера(30%). Развитие работ предполагает создание сверхзвукового КИЛ на базе струйного ГСК
В этом же направлении ведутся работы в Аэрокосмическом центре в Германии, где создан сверхзвуковой лазер на основе плёночного ГСК с вращающимися дисками. В настоящее время наряду с исследованием работы лазера в режиме коротких (20 с) пусков проводятся работы по совершенствованию его конструкции с целью обеспечения долговременной работы.
Сравнительный анализ капитальных и эксплуатационных затрат (см. таблицу), проведённый для лазеров 4-х типов показывает, что при сравнимых капитальных затратах расходы на эксплуатацию КИЛ гораздо больше. При этом основная их доля падает на реагенты, в то время как удельный вес электроэнергии для системы откачки и охлаждения может составлять не более 3%. Отметим, что стоимость реагентов может быть значительно снижена при их производстве специально для КИЛ.
Увеличение эксплуатационных расходов может компенсироваться выигрышем в производительности КИЛ при сварке и резке толстых металлов, особенно обладающих высокой отражательной способностью (Al, Cu). Очевидно, что в полной мере все преимущества КИЛ могут быть реализованы в том случае, когда качество излучения не будет уступать достигнутому в лазерах других типов. Конечно, КИЛ трудно конкурировать с Nd – лазером в диапазоне мощностей порядка киловатта, особенно если мы примем во внимание успехи, достигнутые в области диодной накачки. Однако если говорить о мощностях порядка десятков киловатт и более, то тут КИЛ может стать конкурентоспособным в самое ближайшее время.
Недостатком КИЛ является использование в них токсичных и агрессивных компонентов. По этой причине применение КИЛ оправданно там, где они дают эффект, недостижимый другими способами. Одной из таких областей является военная авиация, поскольку высокая эффективность, а также длина волны генерации КИЛ, соответствующая окну прозрачности атмосферы, позволяют рассматривать КИЛ как основу для бортового оружия авиации.
Это оружие и программа по его созданию называется просто "Лазер воздушного базирования" (Airborne Laser — ABL).
Готовый лазер COIL(Боевой лазер – инфракрасный химический, кислородно-иодный (Chemical Oxygen Iodine Laser)), смонтированный, пока ещё, в фюзеляже списанного самолёта, для наземных испытаний (фото USAF).
В 1996, TRW Inc. удалось создать лазер мощностью в сотни киловатт, работающий в непрерывном режиме несколько секунд. Двадцати-киловаттный лазер был испытан ВВС США около 1998 г. (RADICL: Research Assessment, Device Improvement Chemical Laser).
Химический лазер на стенде
Выполнены обширные теоретические исследования химических процессов идущих в активной среде КИЛ. Однако до сих пор некоторые ключевые процессы понятны недостаточно. Одним из них является диссоциация молекулярного иода.
Несмотря на
значительные успехи в разработке химических
ГСК (генераторов синглетного
Из объекта
чисто научных исследований КИЛ
превращается в базу для создания
различных устройств как