Период использования серебряного монометаллизма 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 21:03, доклад

Краткое описание

1 июля 1839 г. был провозглашен манифест «Об устройстве денежной системы», в нем подтверждалось, что главной государственной платежной монетой остается «Серебряный рубль настоящего достоинства и с настоящими его подразделениями». В соответствии с этими заявлениями с июля 1839 г. все государственные сборы и расходы исчислялись на серебро, т. е. основой новой денежной системы с этого времени становился серебряный рубль. Именно серебро было выбрано на роль государственного стандарта, поскольку количество серебра в казне было более значительным по сравнению с золотом и платиной, а также цена на этот металл держалась довольно устойчиво.

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО МГАВМиБ

Факультет  «товароведения и экспертизы и сырья животного происхождения» Кафедра « Технологии, товароведения пищевых продуктов и коммерции»

Реферат

Лист /5


 

 

 

 

 

Доклад

 

По дисциплине: «Финансы, денежное обращение, кредит»

 

 

На тему: «Период использования серебряного монометаллизма 19 века»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 4 группы

 

очного отделения Тэс

 

Яворская Ю.А.

 

Проверили:

 

Доцент, кандидат технических наук

Данилова И.А. и ассистент Меркулова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2014 г.

 

1 июля 1839 г. был провозглашен  манифест «Об устройстве денежной  системы», в нем подтверждалось, что главной государственной  платежной монетой остается «Серебряный  рубль настоящего достоинства и с настоящими его подразделениями». В соответствии с этими заявлениями с июля 1839 г. все государственные сборы и расходы исчислялись на серебро, т. е. основой новой денежной системы с этого времени становился серебряный рубль. Именно серебро было выбрано на роль государственного стандарта, поскольку количество серебра в казне было более значительным по сравнению с золотом и платиной, а также цена на этот металл держалась довольно устойчиво.

С принятием этого манифеста Россия вступила в эпоху серебряного монометаллизма. Серебро становилось с этого момента единственным мерилом стоимости и законным платежным средством, все другие платежные средства также участвовали в денежном обращении, но допускались к нему лишь по мере надобности, лишь в той мере, в какой это необходимо для удовлетворения нужд торгового оборота.

Эта новая система серебряного монометаллизма тотчас же потребовала, чтобы была введена строго фиксированная стоимость для всех других видов денежных знаков. Так, например, ассигнации считались «вспомогательным знаком ценности», лишь временно допущенным в хождение, с установленным соотношением: за 1 рубль серебром — 3 руб. 50 копеек ассигнациями. В платежах считалось законным использование как металлических денег (серебряной, золотой и медной монеты как разменного средства), так и ассигнаций. При этом была отчеканена новая серия медных монет, у которых достоинство определялось в серебряных копейках. В эту серию входили монеты пяти номиналов: это были 1, 2, 3 копейки, а также монеты более мелких номиналов в полкопейки и в четверть копейки серебром. Монетная стопа новых медных монет была 16-рублевой. При этом новый тип серебряных монет не вводился, оставался тот, который было принят в 1832 г.

Золотая монета принималась и выдавалась из казенных учреждений согласно данному Манифесту с надбавкой в 30% от ее нарицательной стоимости.

Манифест свидетельствовал об обесценения ассигнаций, подготавливал почву для их уничтожения, в то же самое время пытаясь поднять их престиж. Внедрение бумажных денег, разменных на серебро, решено было проводить в несколько этапов (именно в связи с отсутствием доверия к бумажным денежным знакам). В первую очередь при Государственном коммерческом банке была учреждена Депозитная касса серебряной монеты. Отныне каждый обладатель серебра мог обменять его в кассе на билеты Депозитной кассы. Депозитные билеты, выпущенные достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, были объявлены законным платежным средством, получили право официального хождения наряду с серебряной монетой, могли на нее размениваться. С помощью этих билетов (а фонд депозитных билетов на 100% обеспечивался серебром) правительство надеялось возродить доверие к бумажным денежным знакам, накопить запасы серебра в казне и создать условия для введения полноценных бумажных денег.

Кроме депозитных билетов спустя два года выпустили также пятидесятирублевые кредитные билеты Сохранных казен воспитательных домов и Государственного заемного банка. Они были обеспечены ссудами, выдаваемыми под залог имений. Это давало возможность дворянам брать новые ссуды под залог недвижимого имущества. Билеты свободно разменивались на металлические деньги, при этом обращаясь как обычное платежное средство. И депозитные, и кредитные билеты носили исключительно временный, переходный характер. Конечная цель реформы — выпуск полноценных кредитных билетов.

Она и была достигнута, когда после провозглашения 1 июня 1843 г. в манифесте «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» начала выпуска кредитных билетов, обеспеченных «всем достоянием государства», в обращение вошли бумажные деньги, обеспеченные разменом на серебро за счет специально созданного в Казначействе фонда серебра и серебряной монеты (он составлял при его учреждении 50% суммы эмитируемых билетов), Билеты выпускались нарицательной стоимостью 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. При этом их внешний вид очень долгое время сохранялся постоянным (до 1866 г.). По сути дела, это было завершением и вполне позитивным итогом реформы 1839— 1843 гг.

Новые кредитные билеты стали средством обслуживания денежного обращения, так же как и металлические деньги. Если золотые и серебряные монеты при Александре I (1801 — 1825 гг.) и Николае I (1825— 1855 гг.) практически не менялись, то медная монета все время претерпевала какие-либо изменения. Так, в частности, в связи с падением курса ассигнаций в 1830 г. ее стопа вновь повысилась, став тридцатишестирублевой. Набор номиналов при этом был: 1, 2, 5, 10 копеек. Однако денежная реформа 1839 — 1843 гг. вызвала иное отношение к медной монете, которая еще раз была объявлена исключительно разменным средством по отношению к серебру как основе денежной системы. Это привело к закономерному повышению внутреннего достоинства медных номиналов. Произошло вынужденное возвращение к наиболее оптимальной стопе, выбранной еще в XVIII в., а именно по 16 рублей из пуда. Все новые номиналы (3, 2, 1 копейка, 1/2 и 1/4 копейки) были выражены в соответствии с серебряным эквивалентом.

Подобным же образом оформлены медные монеты 1839— 1849 гг., которые несут необычные обозначения номинала, например, на двухкопеечных монетах мы можем прочесть «2 копейки серебром». В 1849 г. правительство вновь позволило себе понизить стопу медных монет до 32 рублей из пуда, настолько хорошо работала реформа Канкрина, сумевшая восстановить доверие населения не только к бумажным денежным знакам, но и к медной монете (см. рис.).

Итогом проведенной реформы стало создание в 1839— 1843 гг. в России новой денежной системы, в которой ведущую роль играли кредитные государственные билеты. В первые годы реформы значительный разменный фонд в монетах и слитках (125 млн рублей серебряной и золотой монетой, хранящиеся в казначействе) надежно обеспечивал их устойчивость. При этом в обращении находилось до 390 млн рублей серебряной и золотой монеты и 310 млн рублей кредитными билетами. Реформированная денежная система не давала сбоев и срывов вплоть до 50-х гг. XIX в.

 

Список используемой литературы:

 

1.Архипова, А.И. Финансы, денежное  обращение и кредит [Текст]: учебник / А.И.Архипова. – М.: Проспект, 2001 - 294 с. 
 
2. Баранова, Е.П. Актуальные проблемы денег и денежного обращения. Деньги и кредит [Текст]: учебное пособие/ Е.П.Баранова, Л.Н.Красавина, М., Финансы и статистика, - 2002. – 372 с.  
 
3. Воронин, В.П. Деньги, Кредит, банки [Текст]: Учебное пособие/ В.П.Воронин, С.П.Федосова, М.: Юрайт, 2002 . - 268 с.


Информация о работе Период использования серебряного монометаллизма 19 века