Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:00, реферат
Переход к новой экономической политике начался с декрета правящей партии большевиков (от 21 марта 1921 г.) о замене продразверстки продналогом. На практике это означало смену внутриполитического курса и переход от военно-коммунистических методов руководства государством и обществом к преимущественно экономическим методам (в ограниченных рамках).
Вводя НЭП, большевики преследовали целый ряд политических и экономических целей:
Снять социальную напряженность в обществе и укрепить социальную базу советской власти;
Преодолеть разруху и восстановить хозяйство страны;
Переход к новой экономической политике начался с декрета правящей партии большевиков (от 21 марта 1921 г.) о замене продразверстки продналогом. На практике это означало смену внутриполитического курса и переход от военно-коммунистических методов руководства государством и обществом к преимущественно экономическим методам (в ограниченных рамках).
Вводя НЭП, большевики преследовали целый ряд политических и экономических целей:
НЭП вводился с большим опозданием и в большей спешке, поэтому четкого плана и программы реформ у большевиков в марте 1921 года не было. Поиском форм и методов реализации нового курса велись на всем протяжении НЭПа. Правовые и практические вопросы решались методом проб и ошибок, экономи ческие уступки частному сектору то сужались, то расширялись.
Сущность НЭПа состояла в использовании элементов рыночной экономики при сохранении большевиками «командных высот» в политике и экономике (руководящая роль РКП(б), государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли).
НЭП включал в себя комплекс экономических и социально-политических мер, неоднозначных и противоречивых.
В политико-идеологической области НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, подавлявший всякое инакомыслие и инакодействие.
В экономической области наблюдалось сочетание элементов рыночной и административной систем хозяйствования:
Наибольшие уступки в пользу рыночной экономики были сделаны в аграрной, финансовой, кооперативной сферах, в области мелкой и частично средней промышленности.
Первоначальный замысел существенно отличался от новой экономической политики, сложившейся к середине 20-гг.
Весной 1921г. главным направлением в отношениях промышленности и сельского хозяйства был признан прямой товарообмен, т.е. предполагалось, минуя рыночные отношения, менять промышленные товары на сельскохозяйственную продукцию через аппарат Наркомпрода и кооперацию. Следовательно, первоначально НЭП мыслился как продналог и «небольшая торговля» излишками, ограниченная пределами местного оборота.
Одна из важнейших задач первоначального варианта НЭПа – побудить крестьян резко увеличить посевы, производство продовольствия и сырья, пообещав не забирать излишки. Однако резкого увеличения посевов весной 1921 года не произошло; сказались недоверия крестьян, общая хозяйственная разруха в стране.
В результате весной 1921 г. разразился продовольственный кризис, охвативший Поволжье, Украину, Крым, Северный Кавказ, где проживали более 30 млн. человек. От голода умерли 5,4 млн. человек, 2 млн. детей остались сиротами, в стране появились сотни тысячи беспризорников. Государство не располагало необходимым резервом продовольствия; чтобы обеспечить города хлебом, требовалось 400 млн. пудов. С осени 1920г. по весну 1921г. государству удалось на основе жестких методов продразверстки собрать лишь около 280 млн. пудов хлеба.
Засуха, голод, сокращение посевов ставили под сомнение предстоящий сбор продналога. Ситуация в стране ухудшилась. Летом 1921г. стало ясно, что необходимо расширять экономические рамки НЭПа.
В критической ситуации, когда на грани голода оказалось население почти всей страны, особенно городов, большевики в конце лета – начале осени 1921г. пошли на дальнейшие уступки: был отменен государственный товарообмен между промышленностью и сельским хозяйством, минуя рынок. 9 августа 1921г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начала новой экономической политики», который определил основные направления перестройки промышленности на основе НЭПа:
Лидеры большевиков вынуждены были признать, что отступление к госкапитализму в начале НЭПа было недостаточным и не принесло должного эффекта, поэтому от государственного капитализма перешли к созданию государственного регулирования купли-продажи и денежного обращения.
Необходимо отметить, что в период НЭПа большевики никогда не рассматривали вопрос о свободном развитии товарно-денежных отношений и частного сектора. «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично правовое, а не частное», - разъяснял В.И. Ленин 20 февраля 1922г. наркому юстиции Д.И. Курскому, требуя расширить вмешательство государства в «частноправовые отношения» и контроль над частником политическими и экономическими мерами. Жесткий партийно-государственный прессинг существовал на всем протяжении НЭПа и резко сужал возможности развития производительных сил страны.
В марте 1922г. Ленин сделал вывод, что отступление в смысле уступок капитализму и рынку должно быть прекращено. Однако вскоре пришлось пойти на новые уступки. Так, весной 1925г. на частных предприятиях увеличили допустимое количество наемных рабочих (с 10-20 в 1921г. до 100 чел.). В сельском хозяйстве наряду с бедняцкой и середняцкой была узаконена и кулацкая кооперация; была разрешена долгосрочная аренда земли (до 12 лет); отменены ограничения на применение наемного труда и создание кредитных товариществ; разрешен выход из общины и создание хуторских и отрубных хозяйств.
В 1926г. под давлением внутрипартийной оппозиции руководство партии большевиков вновь взяло курс на сужение экономических рамок НЭПа. Правительство отменило многое из того, что было разрешено весной 1925г. По-прежнему стал в полной мере применяться тезис о классовой борьбе с кулаком, а фактически с мелкотоварным производителем. В результате усиливалось давление на частника в городе и деревне.
При переходе к НЭПу Советское государство отказалось от чрезмерной централизации управления экономикой, характерной для «военного коммунизма». ВСНХ, руководящий экономикой из центра, растерял большинство своих полномочий, в том числе право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий, и превратился в координационный орган. Были упразднены главки ВСНХ, а их функции на местах перешли к районным управлениям и губсовнархозам. Основной формой управления в государственном секторе стали тресты – хозрасчетные объединения однородных или взаимосвязанных предприятий. Фабрики и заводы находились в их составе на правах цехов. Государство прекращало централизованное снабжение предприятий, входивших в тресты, сырьём и предоставляло им право самостоятельно решать, что производить и где реализовать продукцию. При этом устанавливались фиксированные платежи в государственный бюджет и обязательное покрытие всех расходов и убытков. Если тресту удавалось добиться безубыточного ведения хозяйства, то он имел право самостоятельно распоряжаться определенной частью доходов от реализации продукции. Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала – рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.
Почти одновременно стали создаваться синдикаты – объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:
Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой – это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).
В феврале 1930г. была проведена реорганизация управления промышленности, резко сокращено общее количество трестов, изменен их статус. Синдикаты были ликвидированы, и на их базе созданы 26 всесоюзных отраслевых управлений. Это была победа плановых элементов в управлении экономикой над рыночными.
В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор – он производил до 20% всей промышленной продукции (1923г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.
Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925гг. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т. д.
В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.
Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.
Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.
В соответствии с декретом СНК с ноября 1922г. начался выпуск параллельной советской валюты – «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику – 78, 24 доли или 7, 74234 г чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Червонцы на ¼ были обеспечены драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой, а на остальную сумму – краткосрочными векселями и товарами повышенного спроса. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.
Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996г.).
Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.
В 1923 и 1924гг. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.
В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.
Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.
Нельзя упрощенно трактовать денежную реформу 1922-1924гг. как чисто механическое мероприятие по замене совзнаков золотыми червонцами.