Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:48, реферат
Основными источниками доходов территориальных фондов ОМС являются единый социальный налог (ЕСН) в части, подлежащей зачислению в территориальные фонды ОМС (57% доходов), и страховые взносы на ОМС неработающего населения, осуществляемые за счет средств региональных и/или местных бюджетов (26%). Поступления ЕСН, как правило, соответствую плановому уровню или даже превышают его. Поэтому главной причиной недофинансирования ТПОМС следует считать неисполнение органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления своих обязательств по страхованию неработающего населения.
Бюджетно-страховая модель Российского здравоохранения.
Действующее российское
законодательство (Закон РФ «О медицинском
страховании граждан в
ТПГГ подразделяет медицинскую помощь по источникам финансирования на три группы: медицинскую помощь, предоставляемую за счет бюджетов субъекта РФ; медицинскую помощь по территориальной программе ОМС (ТПОМС), финансируемую за счет средств системы ОМС; медицинскую помощь в федеральных клиниках, предоставляемую за счет средств федерального бюджета. Последняя категория определена достаточно четко – это специализированная (в том числе дорогостоящая) амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях по квотам Министерства здравоохранения РФ. (При этом следует отметить, что в большинстве случаев сводный расчет стоимости ТПГГ и сведения о реализации ТПГГ (форма отраслевой статистической отчетности № 62) не содержат информации ни об объемах, ни о финансовом обеспечении медицинской помощи в федеральных клиниках, что не позволяет оценить вклад медицинской помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, в реализацию ТПГГ). Поэтому далее мы не будем рассматривать расходные обязательства федерального бюджета. Наибольший интерес представляет разграничение расходных обязательств между консолидированным бюджетом региона и системой ОМС. Базовая схема этого разграничения (с некоторыми упрощениями) такова.
За счет средств ОМС финансируется ТПОМС, в рамках которой гражданам предоставляется амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая медицинская помощь в объеме и на условиях, определенных ТПОМС. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в ТПОМС, является составной частью ТПГГ. Кроме того, в большинстве регионов России в структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС включатся не все, а только пять статей затрат. В расчеты средней стоимости койко-дня, посещения, дня пребывания в дневном стационаре в системе ОМС включаются следующие статьи экономической классификации расходов: 110100 – оплата труда, 110200 – начисления на фонд оплаты труда, 110310 – медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, 110320 – мягкий инвентарь и обмундирование, 110330 – продукты питания. Иными словами, тариф – фактически, цена услуги, оплачиваемой за счет средств ОМС, – не покрывает всех затрат, которые несет учреждение при ее оказании. Другие статьи расходов медицинских учреждений при оказании медицинской помощи в объеме ТПОМС отнесены на бюджеты.
За счет средств бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (далее – бюджетов), гражданам предоставляется:
За счет средств бюджетов
также осуществляются льготное лекарственное
обеспечение и протезирование, а
также финансирование медицинской
помощи, оказываемой фельдшерско-
Таким образом, расходные обязательства между бюджетами, с одной стороны, и системой ОМС, с другой, разграничены по:
ТПГГ разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Поэтому плановые соотношения стоимости ТПОМС и медицинской помощи, финансируемой за счет средств бюджетов субъекта РФ, в различных регионах России достаточно близки (60-63 на 40-37). Исключение составляет Самарская область, в которой ТПОМС включает большую часть видов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно, в том числе многие ее виды, финансируемые за счет бюджетов в других субъектах РФ (например, скорую медицинскую помощь, часть дорогостоящей высокотехнологичной помощи и др.); кроме того, ТПГГ Самарской области не включает медицинскую помощь и иные мероприятия, финансируемые за счет средств местных бюджетов.
Методические рекомендации не задают жесткого соотношения источников финансирования ТПГГ. Различия в структуре ТПГГ различных регионов могут быть обусловлены:
Данные о плановых объемах финансирования, однако, не позволяют сопоставить фактическое соотношение расходных обязательств территориальных фондов ОМС и бюджетов, поскольку в разных регионах ТПОМС и мероприятия бюджета исполняются по-разному. Наиболее распространенной ситуацией является недофинансирование ТПОМС и перевыполнение бюджетных назначений, о чем свидетельствуют сводные данные об исполнении ТПГГ по России за 2001 г.: при плановом соотношении средств ОМС и бюджетов на уровне 63:37 фактическое соотношение оказалось обратным – 37:63.
Основными источниками доходов территориальных фондов ОМС являются единый социальный налог (ЕСН) в части, подлежащей зачислению в территориальные фонды ОМС (57% доходов), и страховые взносы на ОМС неработающего населения, осуществляемые за счет средств региональных и/или местных бюджетов (26%). Поступления ЕСН, как правило, соответствую плановому уровню или даже превышают его. Поэтому главной причиной недофинансирования ТПОМС следует считать неисполнение органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления своих обязательств по страхованию неработающего населения. Практика последних лет показывает, что платежи на ОМС неработающего населения не исполняются, причем дисциплина исполнения данного вида расходов ниже, чем дисциплина исполнения расходов на здравоохранение в целом. В отдельных регионах неисполнение платежей приводит к неисполнению всей ТПОМС, но даже там, где перевыполнение плановых поступлений ЕСН компенсирует недофинансирование платежей на ОМС неработающего населения и в целом ТПОМС исполняется на уровне утвержденной стоимости, неисполнение платежей на ОМС неработающего населения не позволяет сократить «плановый» дефицит (т.е. дефицит от расчетной стоимости ТПОМС), с которым утверждаются ТПОМС в большинстве регионов.
В итоге региональные и местные бюджеты «вынуждены» брать на себя часть расходных обязательств, закрепленных за системой ОМС, например, финансирование отдельных статей расходов ЛПУ, видов медицинской помощи, части коечного фонда. Таким образом, складывается следующая ситуация: органы государственной власти и местного самоуправления отчасти сами создают дефицит финансирования ТПОМС (отчасти – поскольку, безусловно, 100% исполнение платежей на ОМС неработающего населения не обеспечило бы сбалансированности ТПОМС на уровне расчетной стоимости), а затем частично «компенсируют» этот дефицит за счет неформального перераспределения расходных обязательств. По-видимому, такая ситуация выгодна органам государственной власти и местного самоуправления по двум причинам: во-первых, она позволяет сохранять контроль над частью бюджетных средств, которые должны были бы попасть в распоряжение территориальных фондов ОМС, а во-вторых, поскольку прямое бюджетное финансирование ЛПУ, в отличие от оплаты медицинской помощи в системе ОМС, не привязано к фиксированным тарифам и объемам оказанных услуг, перераспределение части средств в пользу прямого бюджетного финансирования дает возможность «завуалировать» неисполнение обязательств органов государственной власти и местного самоуправления перед бюджетополучателями (т.е. несоответствие финансирования ЛПУ фактически оказанным объемам помощи).
Сложившаяся система двухканального финансирования за счет средств ОМС и регионального и местных бюджетов имеет следующие недостатки:
Испытывая трудности с управлением системой здравоохранения, финансируемой из нескольких источников, отдельные субъекты РФ предпринимают попытки «скорректировать» (как правило, посредством неформальных договоренностей и процедур) разграничение расходных обязательств между бюджетами и системой ОМС. Наиболее распространенный вариант такой «корректировки» был описан выше – посредством недофинансирования платежей на ОМС неработающего населения и перераспределения «высвобождающихся» средств в пользу прямого бюджетного финансирования. По данным ФФОМС, в 2001 г. в 63 регионах фактические поступления средств на ОМС неработающего населения были ниже сумм, утвержденных в бюджетах ТФОМС, а в 19 из них фактические поступления составили менее 60% годовых назначений. Крайний случай представляет собой г. Москва, где в нарушение федерального законодательства платежи на ОМС неработающего населения не планируются и не поступают. В бюджете доходов и расходов Московского городского ТФОМС указывается, что «платежи на ОМС неработающего населения отражаются в составе расходов бюджета г. Москвы на здравоохранение и перечисляются непосредственно в ЛПУ Департаментом здравоохранения г. Москва и управлениями здравоохранения административных округов».
Если в г. Москва не перечисление городским бюджетом платежей на ОМС неработающего населения в бюджет ТФОМС открыто признано и зафиксировано в официальных документах, то в других субъектах РФ имеет место неформальная договоренность о прямом перечислении средств на ОМС неработающего населения на счета ЛПУ. Например, до 2002 г. включительно в Республике Бурятия средства на ОМС неработающего населения учитывались в доходах ТФОМС, но реально перечислялись на счета ЛПУ («транзитом» через счета ТФОМС) и в бюджетной отчетности действительности отражались не по виду расходов 316 «Средства бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения, перечисленные фондам обязательного медицинского страхования», а по видам расходов, соответствующим типу учреждения-бюджетополучателя («Больницы, родильные дома, клиники, госпитали», «Территориальные медицинские объединения» и др.).
Помимо этого, неформальная «корректировка» законодательно установленного разграничения расходных обязательств между бюджетами и системой ОМС происходит не только посредством количественного перераспределения финансовых ресурсов, но и путем изменения объектов разграничения, т.е. содержания самих расходных обязательств. Если действующее законодательство предполагает разграничение финансирования ТПГГ в основном по видам и объемам медицинской помощи (и отчасти – по статьям экономической классификации), то на практике во многих регионах между бюджетами и системой ОМС разграничиваются преимущественно виды затрат ЛПУ, иными словами, статьи экономической классификации. Как правило, за счет средств бюджетов в учреждениях здравоохранения финансируется полностью или в значительной степени заработная плата с начислениями (которая должна со финансироваться за счет средств бюджетов и ОМС пропорционально объемам помощи по ТПОМС и по мероприятиям бюджета) и оплата коммунальных услуг, за счет средств ОМС – медицинские расходы и продукты питания. Такое разграничение расходных полномочий имеет несколько причин: приоритетность расходов на заработную плату работникам бюджетной сферы способствует закреплению этой статьи расходов (а также начислений на оплату труда) за бюджетами; централизация расчетов за поставки энергоресурсов, практикуемая во многих регионах, обуславливает включение оплаты коммунальных услуг целиком в обязательства бюджетов; наконец, финансирование одних и тех же статей расходов за счет разных источников пропорционально объемам медицинской помощи видится работникам ЛПУ обременительной обязанностью, поскольку это усложняет учет и отчетность.
Информация о работе Бюджетно-страховая модель Российского здравоохранения