Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:59, курсовая работа
В выпускной работе рассматриваются состояние и особенности кредитования. Рассмотрев особенности можно выделить проблемы кредитования малого бизнеса.
Цель данной работы – изучить роль кредитования в развитии малого бизнеса.
Задачи:
- оценить состояние и оценку кредитования малого бизнеса на современном этапе;
- выявить проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА 7
1.1 Особенности кредитования малого бизнеса в России 7
1.2 Общие черты малого бизнеса за рубежом 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «СтарБанк» 36
2.1 Экономическая характеристика деятельности банка 36
2.2 Кредитование малого бизнеса в ЗАО «СтарБанк» 41
2.3 Мероприятия по увеличению объемов кредитования малого бизнеса в ЗАО «СтарБанк» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Когда властные структуры осознают важность малого предпринимательства, они начинают принимать радикальные меры для его продвижения. В Польше такое понимание созрело к 1956 г. Развитие малого бизнеса обычно происходит поэтапно. Первоначальные меры не дают существенного эффекта, но они порождают своего рода цепную реакцию. Например, бум создания малых предприятий в Польше пришелся на 1958 г. и 1969 г., а с середины 1970-х наблюдалась стабильная тенденция к расширению этого сектора. И все же реальный подъем экономики наступил в стране после принятия правительством в конце 1999 г. указа о полной отмене государственного регулирования [5, с. 223].
Ставка налога с фиксированной суммой обычно определяется методом «проб и ошибок». Регулярно (из-за отсутствия реакции со стороны предпринимателей) власти снижают ставку налога, уменьшают регулирование и централизованно стандартизируют налог, после чего на определенном этапе предприятия начинают бурно развиваться. В ряде зарубежных стран налог с фиксированной суммой устанавливается на длительный срок и платят его один раз в год; к налогу больше доверия, когда его утверждает парламент страны; важно также, чтобы не требовалось ведения бухгалтерии.
Что касается ставки налога, то она должна быть низкой – несколько процентов от предполагаемого оборота из расчета на рабочего средней квалификации. Для того чтобы налог с фиксированной суммой стал результативным, он по крайней мере должен быть ниже, чем коррупционные сборы.
Другим недостатком налога с фиксированной суммой является то, что он не совместим с налогом на добавленную стоимость. Но на самом деле НДС не может оказывать универсального воздействия на экономику. Положительный эффект от использования фиксированного налога значительно выше, чем от НДС, который ни в одной из стран СНГ не работает должным образом. Лишь в прибалтийских странах НДС действительно эффективен.
Стандартным ответом на критику налога с фиксированной суммой является подтвержденное на практике раскрепощающее воздействие упрощенного варианта единого налога с оборота для предприятий со штатом 10-20 человек. Для успешного развития малого предпринимательства необходимы отмена государственного регулирования и уменьшение налогового бремени, что невозможно без осуществления условно-расчетного налогообложения, расширения конкурентной среды и изменения интеллектуальной парадигмы в направлении рынка. Анализ переходных экономик позволяет говорить о том, что высокое налоговое бремя обусловливает предельные издержки для общества. Такие выводы были сделаны в отношении многих постсоциалистических государств, после того как в семи из них госдоходы стали составлять менее 25 % ВНП, при этом большая часть стран с транзитной экономикой имеет достаточно высокие доходы относительно уровня их экономического развития. В настоящее время Эстония, Грузия, Латвия уже ввели единую (самую низкую из когда-либо там существовавших) ставку подоходного налога, и, похоже, другие страны последуют их примеру. Эстония, которая отменила налог на прибыль, является лидером в плане подобных преобразований.
Итак, повсеместное применение налога с фиксированной суммой может быть лишь временной мерой для снижения уровня коррупции, уменьшения вмешательства государства во внутренние дела предприятий и сокращения теневого сектора экономики. После установления контроля над этими реалиями фиксированный налог в результате политического давления будет отменен. И все же в любом обществе подобный налог очень удобен для некоторых видов индивидуальной деятельности, например, для артистов, мастеров, розничных торговцев и т. п.
Применение налога с фиксированной суммой следует рассматривать не как отклонение от нормальной практики налогообложения, а скорее как инструмент для быстрого введения наиболее эффективной системы налогообложения для экономики в целом. Правда, для того чтобы такой налог пробил себе дорогу, например, в чрезвычайно неблагоприятных экономических условиях социалистической Польши, понадобилось не менее трех с половиной десятилетий. Тем не менее, именно развитый сектор малого предпринимательства явился главной причиной, объясняющей успехи польской экономики.
В 1990-е годы слабая поддержка малого бизнеса в России оправдывалась нехваткой средств. Теперь в государстве денег достаточно. А с поддержкой и развитием малого бизнеса все еще дела обстоят неважно, особенно в инновационной сфере.
Подобный малый бизнес сейчас находится на крайне низком уровне, по сути дела в зоне статистической погрешности. Так, доля малых предприятий в затратах фирм на НИОКР в обрабатывающей промышленности составляет всего около 2,1 %. В то же время в развитых странах малые и средние предприятия вносят существенно больший вклад в инновации. В США, Германии, Италии это порядка 5 %, а в Канаде, Великобритании, Испании, Финляндии – более 10 % [5, с. 37]. Парадокс – финансирование для инновационных проектов в сфере малого бизнеса есть, а сами проекты можно пересчитать по пальцам. Очевидно, что систему поддержки и развития высокотехнологичных и инновационных направлений малого бизнеса необходимо выстраивать с первых его шагов.
Пока в России не овладели искусством пошагового финансирования – от появления идеи до ее коммерциализации. Зато им овладели финны, датчане, корейцы, сингапурцы. В России катастрофически не хватает инфраструктуры, промышленных и технопарков. Правительство обещает, что в скором времени будет примерно 100 бизнес-инкубаторов. Но стране нужно гораздо больше. Это площадки для стартующего бизнеса, где могут размещаться в первую очередь инновационные компании.
Их активно строят повсюду. Например, в Словакии за последние пять лет создано 50 таких объектов, специализирующихся на производстве запасных частей для крупных автомобильных концернов [5, с. 224].
В Финляндии существуют технополисы, которые включают бизнес-инкубаторы, технопарк и расположенный неподалеку университет. В университете находят человека с интересной идеей, прикрепляют к нему кураторов и прорабатывают совместно начальный этап развития проекта. Помогают не только советами, но и деньгами. В результате из 100 заведенных в бизнес-инкубаторы предприятий на выходе получают до 80 растущих компаний.
К проблеме создания промышленных парков напрямую примыкает другая – поддержка экспорта малых предприятий. Во многих странах существуют специализированные государственные структуры, которые занимаются продвижением брендов продукции небольших фирм за рубежом. Лидером по развитию малого и среднего бизнеса в последние годы можно назвать Южную Корею. Это несколько неожиданно, так как экономика этой страны основана преимущественно на крупных, тесно связанных с государством компаниях. В целом ситуация с развитием предпринимательства сильно напоминала российскую. Люди стремились попасть в один из таких концернов и делать карьеру внутри него. Мало кто мечтал о том, чтобы открыть свое дело, стать предпринимателем. С такой ситуацией столкнулась не только жная Корея: похожий сценарий сейчас развивается во Франции, в Германии. Но в Южной Корее она зашла особенно далеко. И правительство осознало, что такая структура экономики будет гасить предпринимательские порывы нации, остановит появление новых бизнесов.
Разразившийся финансовый кризис также подтолкнул заняться развитием малого предпринимательства. Ведь большие компании чрезмерно подвержены влиянию международной конъюнктуры. В итоге было принято решение о создании двухуровневой экономики: на первом уровне – крупные предприятия, на втором – малый бизнес. Успех корейской программы в первую очередь связан с формированием целостной системы поддержки малого бизнеса. Есть министерство, занимающееся развитием малого бизнеса. Его представительства открыты во всех регионах. У ведомства широкий диапазон деятельности, начиная от создания условий для доступности финансовых ресурсов до содействия повышению технологического уровня компаний.
Помимо министерства, работает специальная президентская комиссия, которая направлена исключительно на задачи развития этого сектора. Столь высокий уровень объясняется огромным количеством административных барьеров на пути развития предпринимательства. А так как административные барьеры чаще всего возникают на стыке деятельности различных ведомств, то устранять их должна структура, находящаяся, как говорится, над схваткой. Это позволило за последнее 10 лет, по оценке ОЭСР, Южной Корее сделать огромный рывок по сокращению количества бюрократических препон для малых компаний. Им удалось то, что не получается в других странах. С одной стороны, там выстроена целостная система поддержки малого бизнеса, с другой – планомерно и последовательно ликвидируются все узкие места, которые не дают развиваться.
Сегодня Российское государство предприняло ряд реальных шагов в направлении поддержки малого предпринимательства. Но отдельные меры ситуацию радикально не изменят. Главный вывод очевиден – поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер.
Поддержка малого и среднего бизнеса – один из приоритетов сегодняшней экономической политики многих стран. Государство поощряет предпринимательство с целью сокращения безработицы и обеспечения новых рабочих мест. На Западе существует целая система поддержки мелких и средних частных компаний. Так, страны Евросоюза, особенно недавно принятые в ЕС, создают целые межгосударственные структуры, обеспечивающие развитие и поддержку малого бизнеса.
ЗАО "СтарБанк" осуществляет свою деятельность на рынке банковских услуг с 1980 года.
Банк был создан как отделение Стройбанка СССР, которое в дальнейшем было преобразовано в отделение Промстройбанка СССР.
В октябре 1990 года на базе Ноябрьского специализированного отделения Промстройбанка (г. Ноябрьск) был создан Ноябрьский коммерческий банк, участниками которого в основном являлись подразделения "Ноябрьскнефтегаза".
23 октября 1990 года Центральным
банком Российской Федерации
был зарегистрирован
4 мая 2007 года произошло изменение
названия банка, новое
Решение, о смене наименования Ноябрьского
городского банка принято 26 декабря
2006 года на общем собрании акционеров.
Основанием для смены имени стала
смена собственников банка, новая
стратегия активного
03 октября 2008 года Банк сменил
местонахождение Головного
СтарБанк предоставляет все виды банковских продуктов и услуг. В числе основных направлений деятельности банка можно выделить: полный спектр обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работу с населением и рынок ценных бумаг. Для населения СтарБанк предлагает доходные и удобные продукты: депозиты, потребительские и ипотечные кредиты, денежные переводы.
Основными клиентами банка являются физические лица, индивидуальные предприниматели, а также малые и средние предприятия.
ЗАО "СтарБанк" имеет лицензии ЦБ РФ № 548 от 14 октября 2008 года и лицензии профучастника рынка ценных бумаг на ведение брокерской и дилерской деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами и осуществлению депозитарной деятельности. Банк является участником системы страхования вкладов.
Аудитором ЗАО "СтарБанк" является ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит».
В марте 2009 года рейтинговое агентство AK&М повысило позиции кредитоспособности ЗАО «СтарБанк» по национальной шкале с «В+» с позитивными перспективами до «В++» со стабильными перспективами. Основанием для повышения рейтинга стал ряд позитивных изменений и тенденций в деятельности СтарБанка. В сентябре 2011 года «Эксперт РА» повысил рейтинг кредитоспособности ЗАО «СтарБанк» до уровня «В++» - приемлемый уровень кредитоспособности. СтарБанк достиг этой оценки благодаря улучшению качества кредитного портфеля.
По состоянию на 1 сентября 2011 года активы СтарБанка составили 11,2 миллиарда рублей, собственный капитал - 1,09 миллиарда рублей.
СтарБанк имеет 16 точек продаж в 4 федеральных округах РФ: Центральном, Приволжском, Уральском и Сибирском. Города присутствия офисов СтарБанка: Москва, Челябинск, Магнитогорск, Уфа, Омск, Тюмень, Сургут, Ноябрьск, Губкинский, Муравленко, Салехард.
СтарБанк постоянно совершенствует свой бизнес, идя в ногу со временем, а зачастую и даже на шаг впереди. Поэтому, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, банк ставит перед собой еще более инновационные задачи и цели. Среди них - расширение клиентской базы за счет привлечения на обслуживание крупных промышленных предприятий регионов и стабильно развивающихся организаций малого и среднего бизнеса. Увеличение объемов розничного бизнеса, комплексное обслуживание физических лиц и, конечно, открытие офисов банка в других регионах России.[14]
Таблица 2.1.
Основные экономические показатели ЗАО «СтарБанк»[12]
2009 год, тыс. руб. |
2010 год, тыс. руб. |
2011 год, тыс. руб. | |
Собственные средства, всего |
930,753 |
954,834 |
1 034,103 |
в т.ч. уставный капитал |
258,472 |
258,554 |
258,554 |
Баланс |
4 133,077 |
3 557,293 |
3 067,397 |
Прибыль (убыток) |
36,053 |
26,176 |
14,202 |