Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:22, реферат
Следует отметить, что когда мы говорим о ненаучных идеях и практиках, то невольно сталкиваемся с областью явлений, которые в силу своей пестроты и многообразия образуют весьма неопределенную и трудно расчленяемую совокупность утверждений и соответствующих услуг. Другими словами, между ними трудно провести четкие границы. Их сложно структурировать, хотя бы потому что их представители и защитники редко бывают последовательны и строги в своих суждениях и желании ясно сформулировать то, о чем они говорят. Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Квазинаука. Лженаука……………………………………………………………...4
2. Тест-анкета Эйдельмана. …………………..……..……………………..………10
3. Основные признаки научного знания………….. ……………………………….16
4. Примечания………………………………………………………………………..18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
В ряде случаев к особенностям лженауки можно отнести более или менее открытое сочетание научной картины мира с ненаучной. Это делает псевдонауку более уязвимой для критики, но более привлекательной для неосведомленного потребителя.
Чаще всего такое намеренное запутывание ситуации определяется мировоззреническими мотивами. Среди них могут быть попытки«примирить» науку с оккультизмом, магией, религией или стремление создать «синтетическую» доктрину Единого Знания, в которой «гармонично» сочеталось бы научное и мистическое знание и т.д. Эти тенденции являются следствием внутреннего дуализма или эклектики в сознании человека, верующего в Бога или в мировой разум, таинственные или сверхъестественные явления и т.д., но одновременно занимающегося научными исследованиями. Такое сознание тщится преодолеть противоречие между верой и знанием с целью компенсации, преодоления внутреннего раскола и психологического дискомфорта верующего человека, по роду деятельности принадлежащего к ученым.
Не менее пестр психологический комплекс квазинауки. Ее двигателями со стороны человеческой субъективности могут быть честолюбие, не подкрепленное тяжелым и кропотливым исследовательским трудом, жажда легкой славы и быстрого успеха, видимость простоты научного открытия или просто заблуждение, иллюзия того, что обнаружена несомненная истина.
Более негативным является психологический комплекс псевдо- или лженауки. В ряде случаев ее адепты не столько искренне заблуждающиеся люди, сколько мошенники и шарлатаны, пытающиеся (иногда довольно успешно) сделать из своих построений финансово выгодное предприятие. Такими людьми движет беспринципность, распаляемая корыстью, непомерной амбициозностью и жаждой влияния. У них атрофированы стыд и совесть, они невосприимчивы к критике и, разумеется, не склонны размышлять над этическими аспектами науки. Свои усилия эти люди тратят в основном на рекламу и сбыт своих измышлений. Наиболее заметными фигурами в этом плане являются математик А. Фоменко, составивший совершенно ненаучную, основанную на ложных астрономических данных «новую хронологию», «путешественник» Э. Мулдашев, обнаруживший целую гору «чудес» в Гималаях и на Тибете, А. Акимов, Г. Шипов и ряд их приверженцев, эксплуатирующие идею торсионных полей.[2]
Экономические и прагматические истоки квази- и лженауки, в принципе, лежат на поверхности. Особенно явны они у нас, в смутные времена переходного периода в России, когда государство перестало интересоваться наукой и должным образом финансировать научные исследования. Это и падение престижа науки, отягощенное подогреваемой СМИ тягой выбитого из равновесия населения к сенсациям, всякого рода чудесам, нетрадиционным методам лечения и т.д.
Спрос родил соответствующее
предложение: вместе со сворой колдунов,
волшебников и магов родились
«ниспровергатели» основ
Приметой превращения пара- и псевдонауки в организованную социальную силу является создание многочисленных, так называемых общественных академий и институтов (коих насчитывается около 200), штампующих за определенную плату не только «академиков» и «докторов», но и «дипломированных» астрологов, экстрасенсов, магов и волшебников. Таким образом, у этой области псевдоценностей есть определенные узаконенные государством технологии производства лжеученых и шарлатанов, которые в свою очередь на диком отечественном рынке находят потребителей своих весьма сомнительных услуг.
По данным Российской академии наук, за последние два десятилетия лженаука стала заметным рыночным фактором. Годовой оборот фирм и различных «общественных» академий составляет до 1,5 млрд. долларов.[3]
В целом феномены квази- и лженауки социально обусловлены. Они находят для себя благоприятную почву в условиях идеологической и правовой сумятицы и вакуума, являются закономерным следствием кризисных процессов в области политики и экономики, бесцеремонной борьбы за власть и передела собственности. Они отражают факт падения нравов, криминализацию многих областей общественной жизни, загрязнение информационного пространства ложью, героизацией наглости, грубой силы, обмана, низменных страстей.
В атмосфере равнодушия большей части населения, отупляемого средствами массовой информации, пара- и псевдонаука стали составной частью антикультуры, разлагающей общественное сознание и препятствующей моральному, интеллектуальному и социальному выздоровлению России.
Особенно тревожными являются попытки «разгосударствить» науку, лишив ее права владения имуществом, зданиями и сооружениями, что предусмотрено готовящимися реформами науки в России. Это «реформирование» еще больше ослабит российскую науку и позволит лженауке укрепить свои позиции как в информационном пространстве, так и на рынке мошеннических товаров и услуг.
Подобно любому другому виду мошенничества, лженаука угрожает нашему кошельку, имуществу, нашему разуму, здоровью и самой жизни. Кроме всего этого лженаука посягает, во-первых, и на без того нищенский бюджет науки, оттягивая с помощью коррумпированного чиновничества существенные финансовые средства, во-вторых, дискредитирует в глазах общества достоинство и ценность науки, поскольку рядовому гражданину трудно понять, где наука, а где псевдонаука. Ущерб, наносимый лженаукой населению – это и ущерб науке, престиж которой еще больше падает. Следствием этого является усугубление отставания России в области научного прогресса, отток ученых за границу, снижение электоральной поддержки науки, ведущей к ослаблению лоббирования науки как бюджетной отрасли. Это ставит российскую науку в еще более тяжелое финансовое и материальное положение. Вот почему борьба с лженаукой как видом мошенничества является и борьбой за науку и просвещение, за интеллектуальное оздоровление страны, за ее культурный и технический прогресс.
В разные времена разыне науки брались за образец и на их основе формировались признаки "научности" знания. В более ранней версии критерии таковы:
В более поздние времена, когда наука стала проникать в области недоступные для простого наблюдения и сферы нематериальные, сформировались немного другие критерии научности:
Примечания
[1] Эйдельман Е. Псевдоученые под микроскопом
науки // Здравый смысл, 2006, № 2. С. 35. Автор
дает следующие рекомендации по использованию
и анализу теста:
«а) Если в ответах 1–6, более четырех раз
имеется отрицательный ответ, то автор-источник
не заслуживает доверия. Анализировать
дальнейшие ответы не следует.
б) Если пункт (а) не выполнен, но в вопросах
1–12 набрано 6 и более балов, то источник
не заслуживает доверия. Анализировать
дальнейшие ответы не имеет смысла.
в) Если пункт (б) не выполнен, но по всем
вопросам (1–18) набрано 10 и более баллов,
то источник не заслуживает доверия.
г) Желательно, чтобы на вопросы 1–18 отвечал
сам источник, а на вопросы 13–18 также и
работник, принимающий решение. Если в
ответах на вопросы 13–18 этим работником
получено более четырех баллов, а в ответах
источника по всей анкете набрано менее
шести, то следует подвергнуть сомнению
правдивость ответов источника и считать
источник не заслуживающим внимания».
(Там же, с. 35.)
[2] Как объясняет академик Э.П. Кругляков,
«в физике известно четыре вида взаимодействия:
гравитационное, электромагнитное, сильное
и слабое. С 20-х годов прошлого столетия
в науке обсуждается возможность существования
пятого вида взаимодействия. В качестве
некоторой очень слабой “добавки” к полю
тяготения могут существовать “поля кручения”.
По-английски они называются torsion fields.
Отсюда возникло выражение “торсионные
поля”. Сейчас физики готовятся к экспериментальному
обнаружению гравитационных волн. С этой
целью создается сложнейшая установка.
Торсионные поля намного слабее. Если
предположить, что они существуют, то для
их обнаружения необходимы более сложные
и чувствительные установки, чем та, которую
строят для изучения гравитационных волн.
На сегодня у мировой науки нет возможности
обнаружить “поля кручения”» (Кругляков
Э.П. «Ученые» с большой дороги-2, с. 191.)
[3] К наиболее крупным аферам, связанным
с лженаучными проектами, относится финансирование
«торсионных проектов». В последние годы
существования СССР на разработку «торсионного
оружия» было израсходовано около 500 млн.
рублей. Тогда председатель Совета Министров
СССР Н.И. Рыжков подписал распоряжение
о создании Центра нетрадиционных технологий
во главе с А. Акимовым. В 1991 г. стало известно,
что с 1986 г. правительство выделяло сотни
миллионов рублей на исследования и эксперименты
в этой области использования полей, которые
до сего дня ученые не могут зафиксировать
ввиду их крайне слабой силы. Несмотря
на разоблачение этой аферы и резкие протесты
РАН, финансирование продолжалось вплоть
до 1996 г. в основном через Минобороны и
Миннауки. Но и после этого торсионные
аферы продолжались. Так в 1997 г. на «торсионную
очистку» Геленджикской бухты было выделено
600 тыс. долларов. «Торсионное исследование»
реки Яузы было оценено в 160 млн. рублей.
Но в этом случае афера не состоялась.
В последние годы существования СССР на
разработку «торсионного оружия» было
израсходовано около 500 млн. рублей. Известно,
что «торсионщики» обещали «Норильскому
никелю» годовую экономию в 250 млн. долларов.
Однако в ходе научной экспертизы афера
была разоблачена и предложение не было
принято. Известен почти анекдотический
случай, свидетелем которого был председатель
комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией
научных исследователей академик Э.П.
Кругляков. В 1991 г. во время посещения Б.Н.
Ельциным Института ядерной физики в Новосибирске
российский президент сказал, что ему
известно об опытах извлечения атомной
энергии из камня. Когда Э.П. Кругляков
заметил, что ему (президенту) «докладывали
шарлатаны», Б.Н. Ельцин замолчал. Нависла
зловещая тишина. Выручил один из присутствующих,
сказав, перефразировав В.А. Ленина, что
камень также неисчерпаем, как и атом.
Все рассмеялись. Но потом выяснилось,
что на извлечение атомной энергии из
камня мошенникам удалось получить от
государства 120 млн. рублей. (Подробнее
см. Кругляков Э.П. «”Ученые” с большой
дороги-2», М.: Наука, 2005.)
Список литературы