Знание и вера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Знание и вера - слова, употребляемые нами довольно часто - понятия, отражающие основу взаимоотношений мира и человека, не устаревающие и не меняющие свой смысл и свою ценность в зависимости от настроений общества. Эти понятия многогранны и могут быть рассмотрены с разных позиций, но не как самостоятельно существующие вещи, живущие своей собственной жизнью. Их изначальный смысл говорит не о знаниях вообще и не об абстрактной единой вере, а о взглядах конкретного человека, группы людей или даже всего человечества. Каждый из нас что-то знает и одновременно во что-то верит.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вера и знание.docx

— 33.39 Кб (Скачать документ)

Знание и вера.

 

Знание и вера - слова, употребляемые нами довольно часто - понятия, отражающие основу взаимоотношений  мира и человека, не устаревающие и  не меняющие свой смысл и свою ценность в зависимости от настроений общества. Эти понятия многогранны и  могут быть рассмотрены с разных позиций, но не как самостоятельно существующие вещи, живущие своей собственной  жизнью. Их изначальный смысл говорит  не о знаниях вообще и не об абстрактной  единой вере, а о взглядах конкретного  человека, группы людей или даже всего человечества. Каждый из нас  что-то знает и одновременно во что-то верит. Один и тот же факт для одного человека может выступать как  элемент знания, а для другого, как часть веры. Знания - это красота ума, а вера - это красота души .

 

Вера

 

Вера состояние объекта, тесно связанное с духовным миром личности. возникающее на основе информации о объекте ,выраженной в идеях или образах ,сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивацией, стимулом ,ориентиром человеческой деятельности.

Вера отражает не столько  объект, сколько отношение  к нему, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности  и интересы. Каждый человек имеет веру. От рождения. И испокон веков старается понять, что ему с ней делать, как применить и на что употребить. Это подтверждается историей развития человечества, огромным количеством философских и религиозных учений. Каждое из которых предлагает свое понимание этого феномена человека. Жизнь человека без веры, как основы личности - невозможна, а без веры, как смысла жизни - пуста. И каждому хочется иметь понимание. Каждому свое.

Выражение «человек во что-то верит» означает только то, что он принял в свое мировоззрение какую-то информацию, которую признал истинной без  собственных доказательств, не получая  подтверждения ее достоверности  из своего повседневного опыта. То есть вера - это информация, истинность которой  принята нами на слово.

Иногда говорят: «верит потому, что доверяет источнику полученной информации (авторитетному человеку, общественному мнению или признанной книге)», но мне кажется, что подобные выражения сложно назвать верой, в схожих случаях утверждение  имеет некоторое, хотя иногда и недостаточно обоснованное знание. Вера она обходится  без всяких «потому что», кроме  одного - потому что я не могу не верить.

Русские философы исходили из того, что вера - важнейший феномен  внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием  смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значение абсолютных ценностей есть религия, по словам С. Л. Франка. Но и в атеистическом гуманистическом сознании вера как убежденность в справедливости, правоте целей и реальности их достижения является необходимым условием и могучим стимулом творчества, прогресса. Такая вера (в отличие от слепой веры, или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит разуму, но и открывает простор для активной деятельности сознания.

Чаще всего вера проявляется  в двух формах: верой наивной и  слепой верой. Наивно верит всякой сказке ребенок, в котором  еще не пробудилось сомнение, то есть деятельность рассудка вооруженного логикой. Слепо верит человек, насильственно подавляющий голос скептического разума, вытесняя его из сознания. И если бы вера исчерпывалась двумя этими формами, она являлась бы чем-то не нормальным.

Третью форму веры - можно  назвать верой сознательной, в  которой признание информации за истинность уже не при полном молчании рассудка, но вопреки его протесту (понимаю, что существование Бога доказать не возможно, но я в него верю, потому что не могу не верить).

По Канту, существуют три  вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или  ином единичном случае; цена такой  вере - один дукат. Вера в общие положения - доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы  нет жизни. Эта вера содержит в  себе все же что-то нетвердое. Она  может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где  вопрос об истинности суждений не встает вовсе. «Эту веру ничто не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых  я не могу отказаться, не став в собственных  глазах достойным презрения». Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.

Надо отличать религиозную  и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.

Религиозная вера - это неотъемлемое внутреннее качество человека, более  того, наиболее существенная черта, отличающая его от всех других живых существ. Религиозная вера абсолютна и  не требует рационального доказательства. Познать Бога в полной мере невозможно. Бог настолько велик, что человеческий разум не в состоянии охватить его.

Понятии религиозной веры заключается то, что она, как говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также о нетленности нашей души; это знание есть не просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересованно сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли. Так происходит отчасти в силу того, что благодаря вере нашей обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам, как законы Бога, отчасти и в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают мягкие тона человечности и добра.

Второй тип веры состоит  в психологической уверенности  в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как  в обыденной жизни, так и в  научном познании. Разновидности  такой веры: от уверенности, в чём  либо, до жизненных убеждений.Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения, вынужден опираться на свою веру.

Любой атеист тоже преисполнен  веры - в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир  есть «движущая материя, данная нам  в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал, и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего..

Какой из этого можно сделать  вывод? Вера – понятие субъективное. Каждый человек по-своему понимает значение этого слова. Каждый верит  по-своему и в свое. Быть может, в  глобальном смысле, вера в научных  исследованиях и имеет свою специфику, но мне кажется, что специфика  веры больше зависит от человека, чем  от предмета, на который эта вера распространяется.

 

Знание

 

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение  тайнами бытия есть выражение  высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и  тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к все более  глубокому и всестороннему проникновению  в сущность окружающего мира.

В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, во-вторых, процесс  узнавания, добычи знания в первом смысле. Знание можно разделить на чувственное и эмпирическое.

Чувственное знание - это  знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно  данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что  это такое. Эмпирическое знание может  быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

Знание как данность - это своеобразная социальная и индивидуальная память - способ сохранения и использования  наследуемого или вновь создаваемого объема информации. Фундаментальную  значимость для общества имеет запас  знания о природе, формах и способах деятельности, образцах поведения, нормах и приемах коммуникации и общения. Без обыденного, повседневного знания невозможно выработать теоретическое  знание, не может сложиться и сам «мир повседневной жизни», который рассматривается и переживается нами в качестве непосредственной реальности. Повседневное знание обладает рядом фундаментальных черт, позволяющих строить представления о реальности, сохраняя преемственность традиций и одновременно признавая многообразие «реальностей» в разных обществах и в разное время. Личный опыт дает нам малую часть знания о мире, большая часть нашего знания имеет социальное происхождение, передается нам в ходе обучения, в общении и совместной деятельности. Прежде всего, это нормативные системы - внутренний механизм существования социальных традиций, в рамках которых живет человек и является их участником. Как знание нормы включают образцы поведения и деятельности и предполагают их

Знание предстает здесь  как своего рода путеводитель по образцам жизненных явлений и инструкция по пользованию ими. Всепоглощающая тяга к знанию - это одна из самых возвышенных потребностей мыслящего человека, мощная идеальная побудительная сила человеческой деятельности. Под влиянием этой силы люди настойчиво занимаются накоплением знаний, художественным творчеством, совершенно не думая о практических целях и расчетах. Отстаивая истину, люди подвергались гонениям, умирали нищими: такова судьба многих новаторов. Подвижники науки, для которых искание истины составляло смысл всей их сознательной жизни, сделали нас умнее и просвещеннее.

Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и  смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти, одним словом: поступать так, чтобы  не навредить себе и окружающим.

Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.

Платон позиционировал знание как одну из важнейших способностей человека и выделял два его  вида - истинное знание и промежуточное  знание между наукой и незнанием - мнение. Далее проблематика знания получила свое развитие в трудах Аристотеля, который впервые систематизировал приемы рассуждения, сделал их предметом  философского анализа. Он выделял знание «предварительное», которое необходимо для изучения, а также общее  и частное знание, указывая на различие между знанием и мнением. Человечество всегда стремилось к приобретению новых  знаний. Овладение тайнами бытия  есть выражение высших устремлений  творческой активности разума, составляющего  гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно  прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного  ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира.

Функционирование знания в качестве основы идеального плана  деятельности обеспечивает возможность  обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В  ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом  пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и  совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

Стремясь понять специфику  и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные  типы знаний. Мы знаем, например, что  такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем  стоматологу бормашина. В первых двух случаях это знание об объектах: материальном - автомобиле и идеальном - математической функции. В третьем  случае речь идет о действии приготовления  пищи. В четвертом - о полезном свойстве вещи. Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания.

 

Различие между знанием и  верой

 

Анализируя природу знания и веры, можно увидеть различие между этими двумя состояниями. По классическому и вечному определению  веры, одинаково ценному и в  религиозном, и в научном отношении, вера есть обличение вещей невидимых. В противоположность этому знание может быть определено как обличение  вещей видимых. Психологическая  противоположность знания и веры бросается в глаза даже человеку, не склонному к философскому анализу. Знание - принудительно, вера - свободна. Всякий акт знания, начиная с элементарного  восприятия и кончая самыми сложными его плодами, заключает в себе принудительность, обязательность, невозможность  уклониться, исключает свободу выбора.

Знание носит характер насильственный и безопасный, вера - свободный и опасный. В вере, в обличении невидимых вещей, в волевом избрании иных миров  есть риск и опасность. В дерзновении  веры человек как бы бросается  в пропасть, рискует или сломать  себе голову, или все приобрести. В акте веры, в волевой решимости  верить человек всегда стоит на краю бездны. Вера не знает гарантий, и  требование гарантий от веры изобличает неспособность проникнуть в тайну  веры. В отсутствии гарантий, в отсутствии доказательного принуждения - рискованность  и опасность веры, и в этом же пленительность и подвиг веры. Человек  поверивший есть человек свободно дерзнувший, преодолевший соблазн гарантирующих  доказательств. Требование от веры гарантий, даваемых знанием, представляется похожим  на желание пойти ва-банк в азартной игре, предварительно подсмотрев карту. Вот это подсматривание карты, эта  боязнь риска, эта неспособность  к свободному дерзновению есть у  всех подменяющих веру знанием, у  всех согласных верить лишь с гарантией. Обеспечьте надежность результатов, гарантируйте, докажите, т.е. принудьте нас - тогда поверим! Но тогда поздно уже будет поверить, тогда не нужно уже будет веры, тогда будет знание. В акте веры есть подвиг отречения, которого нет в акте знания; акт веры есть акт свободной любви, не ведающей доказательств, гарантий, принуждений. Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера - невидимое, иногда даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера - на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

Информация о работе Знание и вера