Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 20:56, реферат

Краткое описание

Знакомясь с официальной историей развития Земли,мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 64.14 Кб (Скачать документ)

 

1. Психоанализ, как метод  исследования и психотерапии.

Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Её влияние испытывают такие области как антропология, искусство, религия, экономика, история, образование, философия, социология, криминалистика.

К методам психоанализа относится сравнительно небольшой круг психотерапевтических действий и воздействий. Это "свободные ассоциации", "интерпретация сопротивления", "анализ сновидений", "анализ трансфера", "эмоциональное переучивание".

Основополагающим понятием в психоанализе является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. С точки зрения психоаналитика психодинамической ориентации, причины проблем личности кроются в детском опыте, заболевание (проблема) вызвано бессознательными факторами. Классический психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии и является законченной и целостной системой. В основу теории общего психического развития вошли два варианта процесса мышления, представления о психической энергии, концепция о стадиях детской сексуальности. Теория неврозов включает представление о психологическом конфликте, возникающем в результате столкновения двух или многих несовместимых тенденций, мотивов, чувств.

Свободные ассоциации нуждаются в специальной терапевтической подготовке: условия для расслабления, раскрепощения пациента, возможность и готовность произносить вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову. В основе правила свободных ассоциаций лежит предпосылка о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые пациентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств.

Согласно фрейдовской позиции детерминизма, "свободные ассоциации" на самом деле вовсе не являются свободными. Как и другие формы поведения, когнитивные и аффективные ассоциации направляются неосознаваемым процессом.

Интерпретация сопротивления. Пациент склонен оказывать сопротивление воспоминанию вытесненного материала, хотя, и имеет желание избавиться от страданий. Сопротивление означает тенденцию не затрагивать неосознанный конфликт. Здесь нужна умелая интерпретация причин сопротивления и терапия для раскрытия подавленных конфликтов, избавление пациента от бессознательной защиты.

Анализ сновидений важный метод раскрытия тайн бессознательного. Фрейд характеризовал сны как "королевскую дорогу" к бессознательному. Его клинические наблюдения показали, что сны можно понимать и истолковывать как символическое удовлетворение желаний и что в их содержании частично отражаются ранние детские переживания.

Анализ трансфера. Обратимся к рассмотренному уже замещению, как защитному механизму, при котором неосознанный импульс разряжается на каком-либо объекте или человеке, но не на том именно, на который он был направлен изначально. В процессе терапии такое явление называется трансфером. Пациенты переносят на аналитика чувства любви или ненависти, которые они ранее испытывали к другому значимому лицу. Аналитик играет роль заместителя объекта, на который пациенты хотели бы выразить свое вытесненное чувство. Феномен трансфера действует на бессознательном уровне. Терапия поощряет развитие трансфера до тех пор, пока у пациента не сформируется то, что Фрейд называл неврозом трансфера. Он повышает у пациента появления инсайта - внезапного осознания своих прочно укоренившихся способов переживания, чувств и реакций на значимых людей, начиная с раннего детства.

Эмоциональное переучивание - есть поощрение пациентов к использованию новых для них интеллектуальных озарений в повседневной жизни. Оно в основном осуществляется на завершающих этапах терапии, поскольку сначала необходимо достичь требуемого осознания. Цель: пациенты должны применить новое понимание себя в повседневной жизни, научиться думать, воспринимать, чувствовать и вести себя по-другому.

 

Критика З. Фрейда.

 

За что критиковали З. Фрейда? Повторим, что его психоанализ исходит из того, что события, приносящие травму, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, не исчезают из психики, а вытесняются в область бессознательного, где продолжают активно влиять на психическую жизнь, часто в скрытой форме в виде невротических симптомов. Эти невротические симптомы - компромисс между влечением и внутренней цензурой "Я". Как компромисс Фрейд рассматривал сновидения, оговорки, остроты и т.д. Он поставил в психологии проблему: есть или нет общие психические механизмы в виде символов между нормальными и патологическими психическими процессами. Установить эту связь и доказать ее оказалось сложнее, чем опровергнуть Фрейда. Кроме того, за преувеличение роли "либидо" в формировании психики человека. Его пансексуализм вызвал наибольшую критику, в том числе и со стороны его учеников. Между тем, именно пансексуализм Фрейда является едва ли не главной причиной невероятного влияния его теории за пределами психологии и, прежде всего, в искусстве. В пансексуализме Фрейд распахнул мир человеческого “душевного подполья” и поэтому стал для художников “своим", близким, узнанным. Его взгляды находят, так или иначе, отражение в философских размышлениях самих художников. Так, Ф.М. Достоевский писал о сексуальных переживаниях, что здесь “... по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе и не подверженное фантазии (сознательным желаниям, намерениям), нечто всегдашним, разожженным угольком в крови пребывающее... ” (Соч.: В 10 т. Т.5.М., 1985. С.491). Или у Л.Н. Толстого читаем в “Воскресении” (Повести и рассказы. С.273): “Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая, спрашивали: “Можешь любить меня? ” - и отвечали: “Могу" и половое чувство, принимая самые неожиданные и радужные формы, влекло их друг к другу”.

Лучшим методом применения в педагогике и психологии идей З. Фрейда было бы глубокое постижение его философии путем изучения основных положений психодинамического подхода к человеку. Овладение психодинамическим способом мышления откроет педагогу целые психологические миры, такие как комплекс, сублимация, проекция, психологическая защита, катарсис и др. Мыслить психодинамически означает учитывать влияние бессознательных психических сил, взаимодействующих динамически с процессами защиты, аффекта и мышления для достижения большей или меньшей адаптации.

Понимание природы и значения неосознаваемых процессов в психике человека поможет осмыслить уникальные решения и компромиссы, взгляды и позиции, которые демонстрирует человек. Психодинамическое мышление осуществляет широкий охват внутреннего мира человека, его порывы, чувства, влечения, фантазии, одновременно наделяет педагога терпимостью и увлеченностью, способностью и готовностью выслушивать, узнавать и даже резонировать с людьми способами, которые сами по себе являются психотерапевтическими и обладают колоссальной воспитательной энергией.

 

 

Религия в понимании Фрейда.

 

Проблема происхождения и сущности религии занимает важное место в учении Фрейда. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедеятельности человека.

Сущность и происхождение религии первоначально рассматривались Фрейдом в связи со сравнительным анализом неврозов навязчивости и отправлением верующими религиозных обрядов. В работе "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907) он высказал мысль, что оба эти явления при всей их разноплановости в скрытой форме несут функции подавления бессознательных влечений человека. Иными словами, в основе этих явлений лежит воздержание от непосредственного удовлетворения природных страстей, что и определяет их сходство. Отсюда его вывод, что навязчивые действия, навязчивый невроз можно рассматривать как патологическую копию развития религии, определив "невроз как индивидуальную религиозность, религию как всеобщий невроз навязчивых состояний".

Фрейдовское толкование религии сближалось в этом смысле с философскими рассуждениями Ницше, который говорил о так называемом “религиозном неврозе”.

Таким образом, в психологическом толковании Фрейда религия выступает как защитная мера человека против своих бессознательных влечений, которые в религиозных верованиях получают иносказательную форму удовлетворения, благодаря чему внутрипсихические конфликты личности между сознанием и бессознательным утрачивают свою остроту. Такое понимание религии совпадает с ранней фрейдовской трактовкой культурного развития человечества, согласно которой в основе прогресса культуры лежит внешнее и внутреннее подавление сексуальных влечений человека. Фрейд считает, что часть процесса подавления человеческих инстинктов совершается в пользу религии, разнообразные обряды и ритуалы которой символизируют отречение человека от непосредственных чувственных удовольствий, чтобы впоследствии приобрести умиротворение и блаженство в качестве воздаяния за воздержанность от плотских наслаждений.

Под этим углом Фрейд рассматривает древние религии, в которых многое из того, в чем себе отказывает человек, передано богу и разрешается только во имя бога. Исповедующие эти религии народы проецируют вовне свою внутреннюю бессознательную мотивировку, наделяя бога собственными внутрипсихическими качествами.

Таким образом, религия получает у Фрейда сугубо психологическое (а точнее, психоаналитическое) объяснение, в основу которого положена человеческая способность к сублимированию бессознательных влечений, проецированию их вовне и символическому удовлетворению социально неприемлемых, запретных желаний. Во всяком случае на протяжении всей своей научной деятельности он придерживался того мнения, что религиозное суеверие, вера в бога и мифологическое миросозерцание представляют собой не что иное, как "проецированную во внешний мир психологию".

 

Возникновение религии по Фрейду.

 

Взгляды Фрейда на вопрос о причинах и путях возникновения религии изменялись с течением его жизни. В работе "Тотем и табу" ход его рассуждений аналогичен психоаналитическому объяснению исторического развития. Осознав свою вину после убийства отца в первобытной орде, сыновья будто бы попали в такую психологическую ситуацию, когда под воздействием амбивалентных чувств сами наложили запрет на то, чего так усиленно добивались раньше. В результате осуществления так называемого психологического сдвига сыновья на место отца поставили тотем. Так из сознания вины и раскаяния возникла религия, первоначально выступившая в форме тотемизма. Тотемистская религия, следовательно, воспринимается Фрейдом как своеобразный способ успокоить противоречивые чувства человека и загладить вину за совершенное преступное деяние позднейшим послушанием избранному им заместителю отца – тотему. “Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему – различными - в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми они шли, но все они преследовали одну и ту же цель - реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству".

Этот, казалось бы, новый для Фрейда взгляд на возникновение религии, по существу, не противоречит его психоаналитическим установкам. Только общие рассуждения об отказе человека от своих желаний и символическом их удовлетворении, преломляясь в религиозной проблематике, наполняются теперь конкретным содержанием. Механизм же возникновения религии остается тем же и заключается в подавлении бессознательных влечений. Разница лишь в том, что в первом случае в расчет принималась бессознательная психологическая установка на ритуальные действия человека, а во втором - психологический сдвиг и замещение одного объекта ненависти и привязанности другим. В этом смысле табу дикарей, по Фрейду, не чуждо и современному человеку, в бессознательных тайниках души которого незримо присутствует "эдипов комплекс" и, следовательно, имеется бессознательная предрасположенность к совершению убийства. Но сдерживается она уже современным табу - моральными нормами и этическими предписаниями общества, сформулированными по типу христианской заповеди "не убий!".

Еще одна версия происхождения религии выдвигается Фрейдом в работе "Будущность одной иллюзии" (1927 г,); В основу этой версии он положил постулат о слабости и беспомощности человеческого существа перед окружающими его силами природы, о необходимости защищаться от этих непознанных и превосходящих человека сил. По Фрейду, человек не может понять силы природы, пока они безличны и тем самым чужды ему. И он стремится одушевить, очеловечить природу, с тем чтобы потом использовать против нее те же самые приемы, которыми пользуется в повседневной жизни: он может попытаться задобрить одушевленные природные объекты, сделать их предметом своего поклонения, чтобы тем самым или ослабить их могущество, или причислить к своим союзникам. Так возникают первые религиозные представления, которые служат своеобразной компенсацией врожденной слабости и беспомощности человека.

 

Нужна ли религия сегодня?

 

В вопросе о психологической значимости религиозных представлений и целесообразности поддержания или устранения религиозных иллюзий Фрейд недвусмысленно заявлял о своей антирелигиозной позиции, подвергнув критике не только отдельные религиозные учения, но и сам институт религии.

Взгляды Фрейда на религию вполне укладываются в рамки атеистической традиции, которая имеет богатую историю. Вера в религиозные догматы была подорвана работами Коперника, Бруно и Галилея, философией английских и французских материалистов, установлением взаимосвязи между религией и идеализмом в работах Фейербаха, теорией эволюции Дарвина и, наконец, наиболее глубоко - диалектико-материалистическим учением. В этом смысле критические соображения Фрейда в адрес религии нельзя считать оригинальными. Но одно обстоятельство придавало критическому отношению Фрейда к религии особое звучание: критика религиозных представлений осуществлялась им с психологической точки зрения. Рассмотрение значимости религиозных верований для человека и критика психологических оснований религии представляют несомненный интерес и являются собственным вкладом Фрейда в атеистическую традицию.

В истории философии были те, кто пытался дать следующее доказательство религиозных догматов: “Верю, потому что абсурдно.” Фрейд критикует подобное обоснование религии, подчеркивая, что в этом случае заранее предполагается, что религиозное учение нельзя понять, а можно только прочувствовать. Для Фрейда это неприемлемо. Свою позицию он выразил в вопросе: “Если кто-либо, исходя из охватившего его состояния экстаза пришел бы к непоколебимому убеждению в реальной правде религиозного учения, то какое это имеет значение для другого?”

С точки зрения логической обоснованности Фрейд тоже критикует религиозные учения, разделяя мысль Ф.Ницше: “Никогда еще никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины.”

Информация о работе Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура