Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:09, реферат
В условиях крушения античной цивилизации, приходу к социально-политическому господству в регионе представителей варварских племен, нагруженных религиозно ориентированным мироощущением молодой христианской религии, еще не растратившей своего харизматического запала, философия просто не могла оставаться на прежнем пьедестале и должна была, как минимум, облечься в одежды новых властителей дум.
Введение
1. История вклада античной философии в христианство
2. Парадигматическое созидание античной философии в плане развития христианской мысли.
Заключение
Список литературы
Итак, задача философии, по Платону, состоит в том, чтобы помогать постигать высшую мудрость и с ее помощью созерцать истинное, вечное, прекрасное бытие.
Аристотель
Аристотель отчетливо
уяснил линию своего понимания основных
контроверз у Платона. Желая исправить
учителя, Аристотель стремиться отождествить
идею с ее материальным носителем. Он
рассуждает следующим образом: если
разум и добро, по мнению Платона,
в сверхчувственном мире такие же,
как и в чувственно-
Сформулировав и приняв закон противоречия в качестве универсального принципа бытия, Аристотель намеревался строить философскую систему в строгом соответствии с его существом.
Последнее привело Аристотеля к его трансцендентному учению о перводвигателе как идее всех идей — некоторой замкнутой в самой себе первосущности. Это стало новым этапом в учении о божестве. Идея о том, что божество — высшая и совершенная сама по себе форма, напрочь лишенная материи, движет всем миром, направляя все конечное к себе, позднее фундаментально использовалась в христианстве, оказав на него столь парадигматическое влияние, которое трудно переоценить. По нашему мнению здесь содержится основное содержание античной философии в области выработки ментальных парадигм, послуживших впоследствии формой для формирования идеологии развитого христианского богословия.
Стремясь исправить и
завершить идеализм Платона, Аристотель
создал концепцию трансцендентного
первоначала, о котором у Платона
говорится не систематически. Эта
концепция в исходной точку указывает
на дуализм бога (причины, сущности)
и мира (следствия, явления). Но порядок
рационального объяснения, столь
дорогой Аристотелю, приводит его
к принципу строгой причинности,
из которой логически следует
строгая целенаправленность и наоборот.
Поскольку все бытие
Считая, что бытие благодаря всеобщей разумности унифицировано, Аристотель подводит мышление к положениям, без которых рациональное знание было бы невозможно.
Заключение
Проблема взаимодействия
формы и содержания является одной
из наиболее интересной в истории
мысли. Мы попробовали проследить те
интеллектуальные формы, которые были
сформированы античной философией в
ее развитии от классики до излета, те
формы, в которые отливалась христианская
мысль по мере ее универсализации
и распространения в
Выдвинутая Сократом формула
нравственного
Христианское богословие не только переняло намеченную Платоном характеристику оппозиции абсолютизированной им безусловности идеального становящемуся материальному бытию, но и значительно усилило его. Мыслители прошедшего века, как и богословы прошедших эпох, находят у Платона элементы христианства, открывают «сродство» между Платоном, его «видением вечного, образцового, идеального небесного мира» и «Христовым откровением», ссылаясь при этом на «основоположную христианскую истину о духе, который дышит где хочет». Различны пути восприятия платонизма, что хорошо видно на примере анализа аристотелианской его критики. Согласно А.Ф. Лосеву, как мы упоминали, Аристотель, как сторонник формально-логического метода не понял диалектической модельно-порождающей природы идей, которые одновременно и в телах и вне их. В силу чересчур вещной трактовки идей он упрекает учителя в излишне радикальном их противопоставлении сущему и в конце концов сам впадает в приписываемую пну крайность — учит о трансцендентном объекте, о дуализме перводвигателя как самодовлеющей сущности и реальных вещей. В нашем контексте важно отметить, что из всех возможных историко-философских линий понимания платоновского идеализма в христианстве получили рефлексию и культивировались только те их стороны, которые хотя и не всегда были самыми правильными, но зато поддавались спиритуализации и в наибольшей мере способствовали развитию представлений о трансцендентном бытии, обоснованию христианского универсализма.
Для интеллектуалистски ориентированных кругов раннего христианства было крайне желательным (но и насколько же затруднительным) примирение античной и библейской космогонии и психогонии. Не вполне отдавая себе отчет именно в этой потребности авторы стремились к органическому внедрению античного философского материала в собственно христианские построения, но здесь был неизбежен эклектизм. Слишком различны были конститутивные составляющие обеих сторон. Однако результат был достигнут в определенной степени. Пример удивительных построений Оригена является наглядным тому свидетельством. Здесь хорошо видно, что внедрение античных парадигм в христианские доктрины вело ко все большей его спиритуализации и интеллектуализации, во многом к рационализации. Это в свою очередь способствовало дальнейшему облегчению его принятия образованной частью античного мира. Процесс шел усиливаясь и со все большим масштабом. Христианство побеждало античный мир его собственным оружием.
***
Конечно, религиозно ориентированная
среда, особенно в условиях современной
секуляризации, содержит в себе весьма
консервативные настроения и сама по
себе не является оплотом прогресса.
Множество верующих не изучает и
не знает философии, однако прямой ответственностью
образованного христианина
Список литературы
Информация о работе Влияние античной философии на формирование христианства