Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 04:51, реферат
Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д. Локка получили в работах английского философа, епископа Д. Беркли. Концептуализм Локка строился на предположении, что общее - это не только номен, а представляет собой мысленное отвлечение общих, повторяющихся признаков вещей. Д. Беркли, по сути дела, вернулся на позиции номинализма. «Всё, что существует, единично»,
Субъективный идеализм Д. Беркли
Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д. Локка получили в работах английского философа, епископа Д. Беркли. Концептуализм Локка строился на предположении, что общее - это не только номен, а представляет собой мысленное отвлечение общих, повторяющихся признаков вещей. Д. Беркли, по сути дела, вернулся на позиции номинализма. «Всё, что существует, единично», - утверждает он в трактате «О принципах человеческого знания». Общее существует лишь как обобщенный наглядный образ единичного. С этих позиций Беркли критикует локковскую теорию абстрагирования, объясняющую способ образования общих идей. Абстрагирование, по мнению Беркли, невозможно потому, что качества предметов соединены в предмете неразрывно. Человеческий ум может рассматривать отдельно от других только такие качества, с которыми они соединены в каком-то предмете, но без которых они могут в действительности существовать. Нельзя представить себе треугольник вообще, то есть треугольник, который не был бы ни большим, ни меньшим, ни равносторонним, ни разносторонним. Иначе говоря, нет, и не может быть абстрактной идеи треугольника, а есть лишь представление о треугольнике с определёнными конкретными свойствами.
Обоснованию этого положения служит сформулированная Д. Беркли концепция репрезентативного (представительного) мышления. Согласно этой концепции, нет, и не может быть абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи, представляющие собой сходные идеи данного рода. Так, какой-либо частный треугольник, замещающий, или представляющий все прямоугольные треугольники может быть назван общим, но абсолютно невозможен треугольник вообще.
Сделав правильный акцент на том, что абстракции как таковые не имеют объективного существования, Беркли попытался тем самым исключить из сферы познания такое мощное познавательное средство - как процедура абстрагирования.
Здание берклинского идеализма основывается на том, что такие наиболее общие понятия, как материя, телесная субстанция - это лишь имена вещей, существующие только в уме, а не в реальности. Но учение Беркли в решении основного мировоззренческого вопроса это не просто идеализм, а субъективный идеализм. Он заключается в том, что философ стремится доказать, что существование как таковое и существование в восприятии тождественны. « Существовать - значит быть воспринимаемым». Из этого логично следует утверждение, что непосредственными объектами нашего познания являются не внешние предметы как таковые, а лишь наши ощущения и представления, и, следовательно, мы в процессе познания не способны воспринимать ничего, кроме собственных идей.
Получается, по Беркли, что вещи или единичные продукты есть ничто иное, как модификация нашего сознания. Так Беркли превратил в фикцию, в «фантом сознания» не только общие идеи, такие, как материя, но и единичные вещи. Несуществующим вне сознания человека объявлялись все чувственно-воспринимаемые объекты.
Такая точка зрения, если
её придерживаются до конца, ведёт к
превращению мира в иллюзию воспринимающего
субъекта. Д. Беркли понимал уязвимость
такой позиции и пытался
Субъективный идеализм И.Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга
Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И.Г. Фихте. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам даёт себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума - свободы, он стремится вывести и теоретический разум - познание природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчинённый момент единого практически-нравственного действия. Таким образом, философская система Фихте строится на признание активной практически-деятельной сущности человека. «Всё моё мышление должно иметь отношение к моей деятельности, оно должно признавать себя средством, хотя и отдалённым для этой цели, без этого оно - пустая бесцельная игра, трата сил и времени…» - писал он в работе «Назначение человека».
Исходное понятие системы
Фихте - «Я». «Я» утверждает себя в
качестве такового в акте самосознания.
«Я» есть - это самоочевидное суждение.
Самоочевидность «Я» у Фихте
основывается на волевом усилии, действии.
«Я» есть волевое, действующее существо.
В своём стремлении преодолеть дуализм
Канта, Фихте делает шаг в направлении
идеи тождества мышления и бытия.
Он стремится найти общее
Фихте, осознавая противоречивость
понятия «вещи в себе», отказывается
от этого понятия. В результате, философская
система Фихте получает форму
последовательного
Фихте подчёркивает приоритет
человеческого субъективно-
Такая постановка вопроса
потребовала от Фихте конкретизировать
понятия «Я». С одной стороны
«Я» - это конкретный индивид, с присущей
ему волей и мышлением, а с
другой стороны - «Я» - это человечество
в целом, т.е. «абсолютное Я». Взаимоотношения
индивидуального «Я» и «
Перед Фихте также встала проблема, откуда берутся другие «Я». И он её решает на основе правового принципа признания «Я», как гражданина государства признаёт существование других «Я». Наличие множества свободных индивидов служит, по Фихте, условием возможности самого «Я» как разумного свободного существа.
Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг. В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений, и мира свободы как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т.е. тождества субъекта и объекта. Однако остаётся задача, как из этого первоначального тождества вывести всё многообразие определение этого мира. Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который, будучи непознаваемым, для разума, является предметом особого рода иррационального познания - интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а дана только особо одарённым людям, гениям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, - высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвёртывание тождества.