Средневековая философия: Квинт Тертуллиан, Августин Блаженный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Средневековую теологическую философию принято разделять на
патристику и схоластику. Это основные этапы средневековой фило-
софии. Обычно этап патристики в истории философии определяется с
I по VI вв. Тертуллиан, Григорий Нисский, Ориген, Августин Блажен-
ный – именно эти люди – «отцы церкви», разрабатывали основные дог-
маты христианства.

Содержание

1. Средневековая философия : Патристика и схоластика
2. Один из основателей патристики – схоластики Августин Блаженный
2.1. Добро и зло Августина Блаженного - Теодецея
3. Квинт Тертуллиан : «Пропасть между философией и христианством».

Прикрепленные файлы: 1 файл

филр.docx

— 35.62 Кб (Скачать документ)

         Тертуллиан отбросил попытки согласования откровения и разумного знания и сделал акцент на противоречиях между христианством и светской культурой. Он стремился показать, что разумное знание является:

а) бесполезным, поскольку  истина и без него известна, будучи полученной в результате откровений и изложенной в Святом Писании,

б) невозможным, ибо истина выходит за пределы разума,

в) вредным, если приводит к  ложным учениям и моральной гибели.

           В образных выражениях Тертуллиан описывал пропасть между христианством и философией: "Что может иметь общего философ и христианин, ученик Греции и ученик неба, тот, кто стремится к вечной жизни, и тот, кто стремится к земной славе, тот, кто говорит, и тот, кто действует? Наше учение говорит нам о поиске Бога в простосердечии, а не платоновскими или стоическими методами; после Христа не нужна никакая любознательность, и нет необходимости в каких бы то ни было поисках после Евангелия. Никто не может познать истины без Бога и никто не знает Бога без Христа. Каждый ремесленник-христианин нашел Бога и может ответить на любой вопрос, касающийся Его, в то время как Платон, самый великий из варварских философов, убеждает, что трудно обнаружить Строителя мира".

             Негативную позицию по отношению к науке Тертуллиан обосновывал прежде всего тем, что ее цель - при помощи разума познать истину - является невыполнимой. Истина совершенно иная, чем ее представляет себе разум; то, что Для разума является невозможным и абсурдным, то, собственно говоря, и является истиной. Воскресение Христа "является истиной, собственно говоря, потому, что оно невозможно"; можно и нужно верить в то, что для разума представляется недоразумением ("верю, потому что абсурдно"). Эта формулировка приписывается Тертуллиану, хотя она в его работах не содержится. Для познания истины недостаточно усилий разума, необходимо еще приготовление сердцем к откровению.

        Развивая идеи о превосходстве веры над разумом, в трактате "О плоте Христовой" он пишет: "Я не нахожу лучшего предлога к посрамлению себя, как, презирая стыд, быть свято бесстыдным и счастливо безумным. Сын Божий был распят: я того не стыжусь, потому что как будто бы надобно стыдиться. Сын Божий умер: надлежит тому верить, потому что разум мой возмущается против этого. Он восстал из гроба, в котором был положен: дело верное, потому что кажется невозможным". Впоследствии эти слова Тертуллиана были перефразированы в ставший легендарным афоризм: "Верую, ибо абсурдно".  

          Несмотря на полное, казалось бы, неприятие античной философии, Тертуллиан не избежал ее влияния в некоторых своих трактовках отдельных положений христианского вероучения. Так, полностью отрицая материальность Бога, ибо Бог есть дух, он все же говорит о телесности самого Бога. Телесность эта нематериальна, но в то же время и отличается от чистого духа. 

       Так и человеческая душа, хоть и отлична от человеческого тела, все же обладает некой телесностью. По мнению Тертуллиана душа человеческая была поселена Богом в Адаме и Еве, а затем передается из поколения в поколение, сохраняя в себе как образ Бога, так и первородный грех прародителей человечества.

       Средневековые богословы не могли простить Тертуллиану его отступничества от истинной веры (Монтанизм). В их трудах зачинатель латинского богословия упоминается нечасто и не особо одобрительно. Лишь немногие, как  Киприан и блаженный Иероним, его оценили положительно. Только в XIX веке Тертуллиан был в полной мере переоткрыт как один из наиболее значительных латинских авторов своего времени и ключевая фигура в становлении западного христианства. В теологии его интересовали аспекты не столько метафизические, сколько практические и юридические — и это сближает его с учителями католической церкви последующих поколений. В отличие от греческих отцов, он был враждебно настроен к античной философской традиции и риторически вопрошал: «Что может быть общего у Иерусалима с Афинами?»

       Подобные идеи, высказанные Тертуллианом, позднее были отвергнуты Церковью, однако в целом, его учение стало одним из оснований всей христианской теологии. 

 

 

 


Информация о работе Средневековая философия: Квинт Тертуллиан, Августин Блаженный