Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Философия".
В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания - эмпирический и теоретический Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных, полученных посредством научного наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах. Эмпирические объекты - это не просто любые чувственно воспринимаемые предметы реальности, а некие модели чувственных объектов, которые выступают заменителями первых (например, модель самолета не есть сам самолет), но также воспринимаются органами чувств, что обеспечивает наглядность, являющуюся важным моментом научного познания. После обработки полученной эмпирическим путем информации она приобретает статус научного факта. Поэтому нужно различать понимание факта в контексте обыденного познания как некое событие окружающего мира (факт - от лат. factum - сделанное, свершившееся) от научного факта. Простейшие эмпирические законы устанавливаются с помощью индуктивного обобщения полученных фактов, которые описывают наблюдаемые свойства объектов. Примером может служить закон Бойля-Мариотта, устанавливающий обратно пропорциональную зависимость между объемом и давлением газа. Поэтому такие законы называют законами о наблюдаемых объектах.
Теоретический уровень исследования концентрирует в себе прежде всего процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез). Он связан с широким использованием абстракций и идеализаций, формулированием законов более высокой степени общности, чем эмпирические закономерности. В отличии от последних теоретические законы - это законы ненаблюдаемых объектов.
Между теоретическим и эмпирическим знанием существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, которые состоят в следующем: теоретическопе знание в значительной степени опирается на эмпирические материал, поэтому уровень развития теории во многом зависит от уровня развития эмпирического базиса науки; с другой стороны, само развитие эмпирических исследований во многом определяется теми целями и задачами, которые были поставлены теоретическим познанием.
14. Понятие и структура научной теории.
Теория в отличие
от гипотезы представляет собой уже не
вероятное, а достоверное знание.
Научная теория - это система знаний, описывающая
и объясняющая определенную совокупность
явлений, дающая обоснование всех выдвинутых
положений и сводящая открытые в данной
области законы к единому основанию. Например,
теория относительности, квантовая теория,
теория государства и права и т.д.
Обозначим основные черты научной теории:
1. Научная теория - это знание об определенном
предмете или строго определенной, органически
связанной группе явлений. Объединение
знания в теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в качестве важнейшего ее признака
характеризует объяснение известной совокупности
фактов, а не простое их описание, вскрытие
закономерностей их функционирования
и развития.
3. Теория должна обладать прогностической
силой, предсказывать течение процессов.
4. В развитой теории все ее главные положения
должны быть объединены общим началом,
основанием.
5. Наконец, все входящие в содержание теории
положения должны быть обоснованы.
Что же касается структуры научной теории,
то она включает, во-первых, основания
теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы
диалектики); во-вторых, законы, выступающие
в качестве косяка научной теории, ее базы;
в-третьих, узловые понятия, категориальный
аппарат теории, с помощью которого выражается
и излагается основное содержание теории;
наконец, в-четвертых, идеи, в которых органически
слиты отражение объективной реальности
и постановка практических задач перед
людьми.
Высокая роль и растущее значение науки
в жизни современного общества, с одной
стороны, а с другой - опасные негативные
социальные следствия бездумности, а порой
и откровенно преступного использования
достижений науки повышают в наши дни
требования к нравственным качествам
ученых, к этической, если ставить вопрос
шире, стороне научной деятельности. Наметим
хотя бы пунктирно некоторые из этих этических
требований.
Прежде всего ученый должен соблюдать
общечеловеческие нормы нравственности,
и спрос с него в этом отношении должен
быть выше, чем в среднем, и в силу важности
его функций, и в силу высокой ответственности
за социальные результаты его деятельности.
Второе требование - требование бескорыстного
поиска истины без каких бы то ни было
уступок коньюнктуре, внешнему давлению
и т.д.
Третье - нацеленность на поиск нового
знания и его до конца честного, досконального
обоснования, не допуская подлога, погони
за дешевой сенсацией, а тем более плагиата.
Четвертый устой этики науки - обеспечение
свободы научного поиска.
Наконец, последний, пятый по счету, но
первостепенный по значимости устой этики
науки и этики ученого - высокая социальная
ответственность и за результаты своих
исследований, и в еще большей степени
за их практическое использование. О необходимости
повышения ответственности ученых и работников
инженерной мысли за свои решения свидетельствует
тяжелый груз Чернобыля.
Глобальные проблемы современности, -
экологическая в особенности, да и не только
она, - говорят о том, что от людей науки,
да и от всех людей вообще требуется ныне
по-новому, с повышенной требовательностью
подходить к оценке и нашей познавательной,
и нашей практической деятельности.
15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии их различия.
Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.
Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.
Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — своеобразной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.
Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего.
При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Всякая теория, даже самая абстрактная и всеобщая (в том числе и философское знание), в конечном счете ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она - сложным, порой весьма запутанным и опосредованным путем - в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний (разного уровня всеобщности) направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.
Классическая методология: началом исследования служит опыт.
Современность: исследования начинаются с проблемной ситуации.
Аристотель: любое познание начинается с удивления..., а удивление порождает вопросы, а некоторые вопросы – есть проблема.
Вопрос – задается в определенной системе знаний и, по сути дела, подразумевает способ нахождения ответа. Проблема – фиксирует не только отсутствие знаний о реальности, но и отсутствие, методов для нахождения ответов (знание об ограниченности знаний)
В методике принято отличать вопрос и проблему: ответом на вопрос является часть теории, а ответом на проблему является вся теория. Порой за проблему принимается такая ситуация, когда мы не знаем теорию. В обыденной речи понятие «проблема» употребляется свободно для обозначения необходимости применить усилия.
Характеристики проблемы: отражает неполноту, рассогласованность и противоречивость теории. Неполнота – есть факты, которые нельзя объяснить на основе данной теории Рассогласование – противоречат теории
Противоречивость – из теории логическими средствами можно вывести противоречивые следствия
Между вопросом и проблемой нет жесткой грани. Один и тот же вопрос может быть вопросом в одной теории и проблемой в другой.
Реакции
научного сообщества на
1. Модифицировать теорию
2. Отбросить теорию и пытаться создать новую
3. Ученые игнорируют проблему в надежде, что в будущем эта проблема будет решена
Между Э и Т есть взаимосвязи. Соотношение между ними исторически и дисциплинарно изменчиво. Некоторые науки зарождались изначально как фактуальные (география, ботаника...). Потом они доросли до теоретического уровня. И сегодня существуют науки преимущественно эмпирические (история, археология...). Есть науки, которые являются преимущественно Т. Есть такие науки, которые используются для Т. базы знания других наук.
16. Структура эмпирического
Структуру эмпирического уровня образуют два подуровня: непосредственные наблюдения и эксперименты и познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных к эмпирическим фактам. (фиксируются в высказываниях типа: "более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды")
Конечная цель естественно-научного исследования состоит в том, чтобы найти законы, которые управляют природными процессами, и предсказать будущие возможные состояния этих процессов.
На теоретическом уровне законы отображаются "в чистом виде" через систему соответствующих абстракций. На эмпирическом они изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах. В экспериментальном исследовании она выступает в форме специфических задач, которые сводятся к тому, чтобы установить, как некоторое начальное состояние испытуемого фрагмента природы при фиксированных условиях порождает его конечное состояние. По отношению к такой локальной познавательной задаче вводится особый предмет изучения. Им является объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте.
Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям предполагает элиминацию из наблюдений, содержащихся в них субъективных моментов. Чтобы получить эмпирический факт, необходимо осуществить два типа операций. Во-первых, рациональную обработку данных и поиск в них инвариантного содержания.
Но тогда возникает проблема: для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Безусловно, при установлении эмпирического факта использовались полученные ранее теоретические законы и положения. В формировании факта участвуют теоретические знания, которые были ранее проверены независимо. Что же касается новых фактов, то они могут служить основой для развития новых теоретических идей и представлений. В свою очередь новые теории, превратившиеся в достоверное знание, могут использоваться в процедурах интерпретации при эмпирическом исследовании других областей действительности и формировании новых фактов.
Таким образом, при исследовании структуры эмпирического познания выясняется, что не существует чистой научной эмпирии, не содержащей в себе примесей теоретического. Но это является не препятствием для формирования объективно истинного эмпирического знания, а условием такого формирования.
17. Структура теоретического знания.
Структура научной теории будет близка к простой систематизации опытных данных (индукций в виде понятий и эмпирических законов), где преобладает взаимодополнение, а не субординация или выводимость. Примерами структур научной теории, предопределенных рационализмом и эмпиризмом, в термодинамике служат соответственно молекулярно-кинетическая теория теплоты и термодинамика трех начал. Здесь можно выделить два подуровня: частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к ограниченной области явлений и развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. Примерами знаний первого подуровня могут служить законы, характеризующие отдельные виды движения: движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), свободного падения тел (законы Галилея). Они были получены до того, как была построена ньютоновская механика. Сама же эта теория, обобщившая все предшествующие ей теоретические знания об отдельных аспектах механического движения, выступает типичным примером развитых теорий. В основании развитой теории можно выделить фундаментальную теоретическую схему, которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы.
Эти частные схемы подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между ее фундаментальными законами и их следствиями. Долгое время доминировало представление о теории как гипотетико-дедуктивной системе. Структура теории рассматривалась по аналогии со структурой формализованной математической теории и изображалась как иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов строго логически выводятся высказывания нижних ярусов вплоть до высказываний, непосредственно сравнимых с опытными фактами.
Иерархической структуре высказываний соответствует иерархия взаимосвязанных абстрактных объектов. Связи же этих объектов образуют теоретические схемы различного уровня. И тогда развертывание теории предстает не только как оперирование высказываниями, но и как мысленные эксперименты с абстрактными объектами теоретических схем. Теоретические схемы играют важную роль в развертывании теории. Вывод следствий из фундаментальных уравнений теории осуществляется не только за счет формальных операций над высказываниями, но и за счет мысленных экспериментов с абстрактными объектами, позволяющих редуцировать фундаментальную теоретическую схему к частным. При выводе следствий из базисных уравнений теории исследователь осуществляет мысленные эксперименты с теоретическими схемами, используя конкретизирующие допущения и редуцируя фундаментальную схему соответствующей теории к той или иной частной теоретической схеме. Специфика сложных форм теоретического знания состоит в том, что операции построения частных теоретических схем на базе конструктов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются на конкретных образцах, которые включаются в состав теории в качестве эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод следствий из основных уравнений теории. Неформальный характер всех этих процедур, необходимость каждый раз обращаться к исследуемому объекту и учитывать его особенности при конструировании частных теоретических схем превращают вывод каждого очередного следствия из основных уравнений теории в особую задачу.