Шеллинг о мифе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:24, доклад

Краткое описание

Понимание мифа Шеллингом нельзя свести к какому-либо одному точному определения, миф для философа многогранен. Миф прежде всего неизбежный момент в развитии сознания; философ также рассматривает миф как теогонический процесс, как поэзию, как материал для искусства. Шеллинг разделяет мифологию мира по двум принципам: по полноте и законченности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

шеллинг о мифе.docx

— 26.08 Кб (Скачать документ)

Понимание мифа Шеллингом  нельзя свести к какому-либо одному точному определения, миф для  философа многогранен. Миф прежде всего неизбежный момент в развитии сознания; философ также рассматривает миф как теогонический процесс, как поэзию, как материал для искусства.

Миф как теогонический  процесс 

Шеллинг разделяет мифологию  мира по двум принципам: по полноте  и законченности. Он считает мифологию  полной в том случае, если она  содержит в себе все божественные потенции. Законченной мифологией Шеллинг  считает мифологию, в которой  доведена до конца последовательность божественных потенций. К числу полных мифологий философ относит египетскую, греческую и индийскую, но, по его  мнению, сознание индийской мифологии  не охватывает с одинаковой определенностью  все потенции богов, их последовательность, напротив, она распадается на отдельные религиозные учения и приходит к концу мифологического процесса через его уничтожение. Греческую мифологию Шеллинг считает самой молодой

и объединяющей в себе египетскую и индийскую мифологии, при этом она доводит до конца последовательность всех потенций и сознание ее выходит за пределы собственно мифологии и становится свободным. Для философа мифология прежде всего феноменология религиозного сознания. По мнению Шеллинга, основные достижения в религиозном контексте принадлежат древнегреческой мифологии, а точнее, древнегреческой мистерии. Мистерии должны были вполне устранять страх смерти, подготавливать будущее блаженство. Конечной целью было первоначальное состояние души. Жизненный путь ведет к этой цели через очищение. Очищение, которого добиваются мистерии, состоит в освобождении души от оков материи, от желаний и страстей, привязывающих ее к плотскому существованию. Мистерия возникла в конце развития древнегреческой мифологии и, по мысли Шеллинга, является предтечей христианства.

Древнегреческая мифология  и мистерия. Шеллинг считает, что  в Древней Греции существовало две  эпохи: домифологическая,

или время, когда господствовала религия Урана, и настоящая греческая  религия, время, когда господствовала религия Кроноса, при этом поколения богов сменяли друг друга. Первые начала греческой мифологии -это Хаос и Гея. Часто Хаос определяют как некий беспорядок, что-то ужасное и страшное. Шеллинг же считает, что понятие хаоса представляет собой метафизический принцип неразделенного первичного единства, из которого все развивается; это понятие развилось в мифологическую форму не в греческой, а в древнеитальянской мифологии в лице бога Януса.

Первым мифологическим обоснованием теогонии является женское божество - Гея. Последовательность поколений  богов нуждается в принципе, который  мог бы дать возможность прогрессу  и который бы породил его. Этим принципом является женское божество, которое дает возможность прогресса, сам же прогресс осуществляют молодые  божества.

Следующий период теогонии - это время господства титанов  и Кроноса. Кронос приходит к власти через оскопление Урана, отбросив его в прошлое. Господство Кроноса можно охарактеризовать как сильное, слепое, безрассудное бытие. Поэтому он проглатывает своих сыновей и не выпускает их из себя. При этом освобождения добиваются младшие сыновья: Кронос и Зевс. Шеллинг считает, что момент низвержения Урана Кроносом можно считать началом мифологии, а момент низвержения Кроноса Зевсом можно считать началом греческой мифологии. От брака Кроноса и Реи родились сыновья: Гадес, Посейдон и Зевс; и три дочери: Гестия, Деметра и Гея.

Глядя на поколения греческих  богов, Шеллинг задается вопросом о  том, что могло заставить людей  поверить в этих существ, которые  по своему поведению часто не отличались от людей. Смотреть на образы богов  как на пустой вымысел - значит лишить их религиозной реальности и не ответить на поставленный вопрос. В то время  как политеизм, в сущности, основывается на религиоз-

ном сознании и состоит из явлений, которые с необходимостью вытекают из условий религиозного сознания; точно так же как явления чувственного мира обусловлены чувственностью. Шеллинг смотрит на мифологию как на феноменологию религии и относится к мифологическим явлениям как к исторической реальности. Для Шеллинга история религиозного сознания является основанием сущности всей мифологии. В истории кроется тайна, которая может подсказать ответ на вопрос и которая может выйти наружу лишь в конце мифологического процесса.

Основанием сущности греческой  мифологии является древнегреческая  мистерия. Греческие мистерии достигли полного развития к VI в. до н. э., корни происхождения, правда, следует искать еще в догомеровской эпохе. Священнейшими из греческих мистерий считались аттические мистерии, которые праздновались в Елевзисе и посвящались Деметре, Персефоне и Дионису. Посвященными в мистерии могли быть все желающие, и большинство греков ими были. Неуважение к мистериям, так же как и попытка свергнуть демократический строй, считалось тягчайшим преступлением - за это могли изгнать или казнить. Посвящение в мистериях делилось на несколько ступеней: первые ступени представляли собой устрашение посвящаемого какими-нибудь ужасными явлениями, а последние заключались в созерцании священных действий и в поучении.

Условно мнения о происхождении, содержании и значении мистерий можно  разделить на рационалистическое объяснение и мистическое. Рационалисты считали, что в мистериях развивалось  учение о единстве Бога, т. е. монотеизм, который был противопоставлен народной религии. Предполагалось, что находящиеся  на высшей ступени посвящения приходили  к мысли о несостоятельности  политеизма и видели в богах лишь олицетворенные силы природы и обоготворенных людей. Впоследствии эллинская мистерия стала пониматься как праздник земледелия, которое осуществлялось в различных  символических действиях. Деметра  понима-

лась как богиня земледелия и растительного мира, Персефона была олицетворением зерна. Шеллинг же считал, что никакого смысла в такого рода посвящении нет, так как это и без мистерии существовало в более ясной и наглядной форме. По мнению философа, мистерия - это внутренний свет, направленный на будущее. Будущее, как известно, невидимо скрыто от внешнего взгляда, но оно может открыться внутреннему зрению, ведомому светом религии. Любая религия возникает благодаря стремлению к искуплению и освобождению от зла нашего мира. Состояние искупления и освобождения - это цель религии и может служить содержанием религии будущего. Стремление к освобождению не возникает в религиозном сознании из ничего, оно может существовать в противовес некой давящей силе, от которой пытаются освободиться и которая реально может быть преодолена. Сущностью астральной религии (сабеизма) являлась господствующая, все уничтожающая, безграничная сила природы, всемогущее слепое, совершенно недуховное бытие - все это олицетворялось богом Ураном. Соответственно, преодоление этой силы, освобождение от нее представляет собой основную тему мифологического процесса.

Способность победить слепое всемогущее бытие проявляется в  религиозном сознании в виде женского материнского божества. Это божество развивается, проходя через три  стадии; при этом первая дает возможность  победы, а последняя осуществляет победу. Это божество появляется в  виде Урании, Ки-белы, Деметры. За женским божеством идет новый, прогрессивный, освобождающий бог -победитель, сын этого женского божества, появление которого она подготовила. Сыном Урании был Кронос, сыном Кибелы - Зевс, а сыном Деметры - Дионис. По мнению Шеллинга, мифология развивается от древних богов к новым, от самовластных к освобождающим и искупающим, т. е. от Кроноса к Зевсу и Дионису. Проходя через период перехода от одного бога к другому, религиозное сознание делится между двумя богами;

оно еще почитает древнего бога, но уже ожидает и принимает  нового бога. Религиозное сознание, разделенное таким образом, прогрессирующе выражено в Деметре. В этом божестве есть что-то от древнего бога, эта часть древнего бога уже ушла во мрак прошлого и в настоящем явилось богом подземного царства - Гадесом. Эта часть Деметры, которую она должна отделить от себя и отдать в жертву Гадесу, появляется мифологически в лице Персефоны, ее дочери. Деметра отдает свою дочь не по собственному желанию, она вынуждена уступить ее богу подземного царства. В мифологии эта ситуация выражается через похищение Персефоны Гадесом и их бракосочетание. Эта потеря в религиозном сознании выражается в печали и гневе Деметры, которая ищет Персефону. Утешается эта богиня рождением бога Диониса. Миф о Деметре Шеллинг относит к числу трех основных мифов греческой мифологии, без которых ее бы попросту не было (два других - это мифы о Дионисе и Пер-сефоне). Он считает, что Деметра заключает в себе принцип развития мифологического процесса: «...так Деметра становится действительным субъектом, центром, основанием, двигающим весь процесс» [3, с. 629].

Сын Деметры Дионис не был  злобным, ищущим исключительного господства богом. Он является богом развития, роста, полноты жизни, действительно  освобождающим богом, это типичный бог-освободитель, который приносит людям счастье. Шеллинг считает, что такой бог мог полностью  развиться только в греческой  мифологии.

В мифологии Дионис считается  сыном Симелы, а в мистериях - сыном Деметры, Шеллинг различает трех Дионисов: 1. Подземный, уходящий во мрак прошлого, бог, тождественный с Гадесом (этим объясняются для Шеллинга слова Гераклита: «Гадес и Дионис одно и то же»). 2. Подземный, фи-ванский Дионис, сын Зевса и Симелы, который уже обладает господством. 3. Грядущий властитель, который созревает для будущего: это сын Деметры. Первый из них носит имя Загрея, второй - бог вина и виноделия Вакх и

третий - сын Деметры Якх. Первый и третий из них (Загрей, Якх) носят эзотерический и мистический характер, они входят в елевзин-ские мистерии. Переход от старого бога к новому, эта история богов, которая выражает сущность последовательного политеизма, мощно потрясает мифологическое сознание по той причине, что переход осуществляется в самой глубине сознания. Переход веры от одного, старого бога к новому должен, по мысли Шеллинга, сопровождаться состоянием разочарования в древнем боге и увлечения новым богом. Увлечение же новым богом обязательно сопровождается состоянием религиозного опьянения и энтузиазма, что выражается в оргиях. Между Деметрой и Дионисом - Вакхом существует некая связь: Де-метра, как богиня земледелия, подает хлеб, а Дионис, как бог виноделия, - вино, хлеб -это пища для тела, а вино - для духовной жизни. Миф о Дионисе относится к числу основных мифов, поскольку он дает цель мифологии, так как переход от слепых правящих сил к освобождающим силам представляет собой основную мысль всей мифологии, а Дионис - это типичный образ освобождающего бога. Последним из основных мифов является миф о Персефоне, который дает начало мифологии. Такое нагромождение «основных мифов» удивляет, но, например, К. Фишер видит в этом ключ к объяснению философии мифологии Шеллинга: «Правильное понимание этих на первый взгляд удивительных и противоречивых утверждений дает ключ к пониманию философии мифологии Шеллинга и его объяснению элевсинских мистерий. Для большинства история Деметры, Персефоны и Диониса есть такой же миф, как и все остальные сказания этого рода; наоборот, согласно пониманию Шеллинга, это основной миф всей мифологии вообще» [1, с. 841]. После рассмотрения мифа о Персефоне ситуация во многом проясняется. Учение о Персефоне - это субъективное начало всей мифологии. Разъяснение этого мифа Шеллинг проводит, опираясь на идеи Крейцера. Итак, основным содержанием мифа является искушение и падение Пер-

сефоны, очень похожее на грехопадение в раю. Зевс в образе змеи вполз к Персефоне, находящейся в неприступном убежище, и соблазнил ее, у нее родился сын Дионис -Загрей, сначала грубый и дикий, бесчеловечный Дионис. Он был разорван своими противниками и удалился во мрак прошлого и под именем Гадеса стал повелевать царством мертвых. Как Гадес, он похищает Персефону и становится ее супругом. В чертах этого мифа Шеллинг находит процесс падения человеческого духа и подчинения его слепой, темной силе природы, из которой возникла языческая религия. Если подытожить представления Шеллинга о древнегреческих мистериях, то можно увидеть, что они сводятся к двум основным темам: жизнь после смерти и религия будущего. Первая тема - это потустороннее пребывание в высшем мире, всемирно-историческая потусторонность. По мнению Шеллинга, елевзинские мистерии должны вполне устранять страх смерти, подготавливать будущее блаженство, давать предчувствие его и ручаться в его осуществлении. Как мы помним, мистерия возникла в конце развития древнегреческой мифологии и, по мысли Шеллинга, явилась предтечей христианства. Таким образом, мифология -это исторически неизбежный момент в развитии сознания. В религии ей соответствует политеизм - многобожие. Изначально, по мнению Шеллинга, человеческой природе присущ монотеизм (представление о едином боге), но для того чтобы такое представление укоренилось в сознании как нечто истинное, оно должно пройти через свое отрицание. Возникает триада: первобытный монотеизм -политеизм (мифология) - монотеизм христианства (откровение). Анализируя древнеегипетскую мифологию, Шеллинг рассматривает троичность главного египетского божества и видит историческую заслугу египетской системы мифологии в возникновении идеи троичности.

Древнеегипетская мифология. Целью египетской мифологии, по мнению Шеллинга, является монотеизм, а достижением  этой мифологической системы является троич-

ность. Шеллинг различает в египетской истории богов три главных образа, это национальные боги, их культ распространен среди всех египтян: Тифон, Осирис и Гор. Эти три бога составляют единство в тройственной форме: это Осирис в первой, второй и третьей потенции. В первой потенции он еще замкнутое единство, противостоящее всякому открытию. Во второй потенции он есть раскрывшееся, множественное единство; в третьей потенции он - восстановленное из множественности единство. Им соответствуют женские божества: Нефтида, Исида, Бубастида - они полностью вписываются в идею троичности. Основной темой египетской мифологии служит преодоление Кроно-са, освобождение и победа Диониса. Египетский Кронос - это Тифон, иссушающий, пожирающий, подобный огню принцип, сущность, враждебная свободной жизни; египетский Дионис - это Осирис, благожелательный, добрый, дружески настроенный бог. Они связаны друг с другом и являются отрицательной и положительной потенцией одной и той же сущности. Осирис - Тифон главное божество египетской мифологии, противоречие и борьба между ними - основа египетской религии. Таким образом, Шеллинг изображает троичность главного египетского божества, и видит историческую заслугу египетской системы мифологии в возникновении идеи троичности.

Информация о работе Шеллинг о мифе