Счастье как смысл бытия человека. Соотношение счастья и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.
Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

Содержание

1. Глава 1 «Смысл жизни и счастье»……………………………………..…………3
Введение…………………………………………………….……………………..3
Цель………………………………………………………………………….……..4
Задачи……………………………………………………………………...………4
Смысл жизни………………………………………………………………………5
Религия о жизни и смерти……………………………………………………...…6
Матеарилистическое понимание смысла жизни..................................................7
Счастье как этическая категория………………………………………………...8
Необходимые условия счастья…………………………………………….……10
Некоторые особенности и законы счастья…………………………………..…11
2. Глава 2 «Соотношение счастья и добродетельного поведения»……...……….14
Введение………………………………………………………………………….14
Цель…………………………………………………………………..…………...15
Задачи…………………………………………………………..………………...15
Добродетель…………………………………………………………….………..16
Сущность счастья………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….20
3. Список литературы……………………………...………………………………..22

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

Счастье не дается отдельной стране, времени и т.д. Оно дано всем, кто ведет добрую жизнь, а это во власти каждого. Отнять счастье никто не может. Человек сам может потерять его, если будет желать то, что вне его власти. То есть несчастным человек делает себя сам, также как и счастливым – когда желает того, что может иметь. Несчастный человек может изменить свое положение. Есть два способа:

·        улучшить условия своей жизни (что не всегда помогает);

·        улучшить душевное состояние (это всегда в нашей власти; достигается через воцарение любви в наших сердцах).

Нельзя быть недовольным жизнью – это есть благо, данное нам. А все живое хочет и может быть счастливым, ведь это зависит только от нас самих. Любить (а это, значит, исполнять закон Бога) «возможно во всяком положении», в богатстве или бедности, в высоком или низком ранге и т.д. Причем счастье – это исполнение не своей воли, но воли Бога, только когда человек забывает про свою волю и подчиняет ее высшей – только тогда находит благо. А воля Бога свершится в любом случае.

Как бы плохо ни было человеку, стоит ему только понять и принять жизнь и ее благо в соединении с душами других людей и Бога, сразу исчезнет зло (которое является лишь кажущимся); как только мы начнем осознавать свою жизнь как соединение любовью со всем живым и с Богом, так станем счастливыми.

 

ГЛАВА 2

 

СООТНОШЕНИЕ СЧАСТЬЯ И ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Введение

 

Переживания счастья зависят от эпох, культурных особенностей того или иного народа, традиций и обычаев, а так же от ряда других факторов. В переживании счастья достаточно полно проявляются специфические черты морали. Прежде всего, в счастье всегда присутствует оценка поступка, ситуации, оценка через призму высших нравственных ценностей, а не с позиции мелочного эгоизма. 
     Мыслителями древности ставился вопрос о соотношении счастья и добродетельного поведения. Однако, не менее важны и убеждения самого человека, круг его интересов и увлечений. Формирование отношения индивида к самым различным событиям в жизни весьма важно как для психологического настроя, так и для переживания полноты бытия. Поэтому не зря говорят, что когда мы не в силах изменить обстоятельства, то в состоянии изменить свое отношение к ним. В связи с этим уместно привести следующее изречение Сенеки: "Несчастлив тот, кто счастливым себя не считает".  
     В самом деле, поймает ли человек "птицу счастья", зависит не только от внешних, пусть даже благоприятных обстоятельств, но и в значительной степени от него самого, от его активности, нацеленной на высокое, а не преходящее, низменное. К тому нужно помнить, что "счастье - это вольная пташка: где хотела, там и села". Поэтому нельзя заставить человека считать себя счастливым. Тем не менее, надежда на достижение счастья, вера в осуществимость счастья поддерживали, одухотворяли человека во все времена, делали человеческую жизнь осмысленной и содержательной.

 

Цель

Понять действительно ли счастье зависит от нашего добродетельного поведения.

 

Задачи

Раскрыть понятие добродетель. Узнать, сущность счастья. Узнать, какие эмоции мы чувствуем, ощущая счастье. Узнать может ли испытывать полноту бытия не добродетельный человек. Раскрыть мысль о том, каким образом связаны между собой счастье и мораль.

 

Добродетель

Это фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Добродетель является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, она выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде, интегральную характеристику моральной личности, мораль, ставшую мотивацией поведения.

 

Сущность счастья

"Человек создан для счастья, как птица для полета". В  этом хорошо известном крылатом  изречении народная мудрость  зафиксировала то обстоятельство, что счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе. И уже только поэтому понятие счастья должно выражать определенный срез нравственной жизни человека.

Уже мыслителями древности ставился вопрос о соотношении счастья и добродетельного поведения. Видимо, многие могут сказать, что счастливые моменты, "миг удачи" может переживать и человек не просто непорядочный, но и преступник. Но в данном случае сам собой напрашивается вопрос:

"А действительно здесь идет  речь о счастье?". Может быть, об интенсивной радости, о восторге и т. д.? Пониманию сущности сознания счастья мешает не только сложность, глубинность этого явления духовной жизни человека, но и то, что само слово "счастье" употребляется в обиходе в различных смыслах. Польский философ В. Татаркевич в своей книге "О счастье и совершенстве человека" приводит несколько разновидностей употребления слова "счастье": 1. счастье как удовольствие, наслаждение; 2. счастье как везенье, удача; 3. счастье как судьба; 4. счастье как обладание значительными благами и т. д.

Словом, счастье, так или иначе, рассматривается как позитивное переживание, причем переживание достаточно сильное, напряженное. Но несчастье также переживается. Счастье же есть достаточно сильное переживание полноты бытия, есть состояние высшей удовлетворенности своей жизнью. Для появления подобного состояния вовсе не обязателен успех во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно достижение в главном, определяющем. Счастливы могут быть молодожены, хотя у них может и не быть роскошной квартиры, "иномарки" и т.д. Счастливым может быть и бедный поэт или художник, достигшие какого-то важного для себя успеха. Вряд ли верно мнение, будто счастье, должно быть длительным. Скорее всего, наоборот, состояние высшей удовлетворенности жизнью недолговечно. Миг счастья как вспышка молнии. Неслучайно существует поговорка: "Счастье - это птичка на руке". Чуть шевельнулся, и улетела. Точно также говорят о медовом месяце, а не о медовой пятилетке. Человек просто привыкает к своим свершениям, удачам и ему требуется восхождение на новую вершину, возникает потребность в более глубоких переживаниях, ином самоутверждении и духовном обогащении, без которых исчезает ощущение полноты бытия. В период счастья индивид иначе воспринимает мир. Образно говоря, обычные дни человек смотрит черно-белый телевизор, а миг счастья - цветной. Но и самый совершенный цветной телевизор постепенно перестает удовлетворять человека, творческий поиск является неотъемлемой его чертой.

А теперь вновь обратимся к вопросу: "Может ли обладать полнотой бытия преступник?". Вряд ли. Особенно, если он живет в обществе, где правит закон. Чувство неполноценности, вины, опасение быть разоблаченным так или иначе будут омрачать его радость. А главное - полнота бытия не может быть достигнута без утверждения моральных ценностей, составляющих центр, несущий стержень всей жизни человека. Недаром существует пословица: "Где, правда, там и счастье". Конечно, далеко не всякий добродетельный, совестливый человек счастлив. Чуткая совесть иногда мешает счастью, ибо в этом случае человек остро переживает несчастья других. Но все-таки можно утверждать, что полноценное счастье чаще встречается у добрых, справедливых, честных людей.

В переживании счастья достаточно полно проявляются специфические черты морали. Прежде всего, в счастье всегда присутствует оценка поступка, ситуации, оценка через призму высших нравственных ценностей, а не с позиции мелочного эгоизма. Счастье - "птичка" свободная. Нельзя заставить человека считать себя счастливым ("Счастье не конь: хомута не наденешь").     

Таким образом, "счастье - высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие". В то же время, счастье - это нечто общее для многих, поскольку "мы все живем душой", а "счастье - это некая деятельность души в полноте добродетели".

Об этом очень хорошо сказал Аристотель: 
     "Мы живем не чем иным, как душой. Но в душе и добродетель: про одно и то же мы говорим, что это действие души и что это действие ее добродетели. Всякая добродетель, как мы сказали, делает хорошим то, в чем она проявляет себя. Душа совершает, конечно, и многое другое, однако, прежде всего она есть то, благодаря чему мы живем; стало быть, благодаря добродетели души мы сможем жить хорошо. А хорошей жизнью и благополучием мы называем не что иное, как счастливую жизнь. Итак, счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить - значит жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо. Причем счастье должно заключаться в некоем пользовании, т.е. в деятельности; ведь, как мы говорили, когда даны и обладание, и пользование, целью является именно пользование, т.е. действование. Добродетелью душа обладает, но для последней возможно также и действие, и применение добродетелей, и, значит, цель ее - в этом действии и пользовании. И счастье в том, чтобы жить согласно добродетели. Итак, поскольку высшее благо - это счастье, и оно - цель, а совершенная цель - в деятельности, то, живя добродетелью, мы можем быть счастливы и обладать высшим благом".  
     Следовательно, любой человек, будучи добродетельным, стремясь действовать во благо, может быть счастливым. Но, при этом каждому необходимо помнить, что человека делает счастливым еще и позитивный склад мышления, так как уныние может погубить все благие и добродетельные начинания.

Наша жизнь соткана не только из одних радостей, немало в ней занимают места и печали. Вспышки, взлеты счастья преходящи, но они озаряют нашу жизнь с ее "серыми" буднями, повседневными тяжелыми заботами. Но в этой повседневности и создаются предпосылки для минут полноты бытия, озарения счастьем. Надежда на достижение счастья, вера в осуществимость счастья поддерживали, одухотворяли человека во все времена, делали человеческую жизнь осмысленной и содержательной.

 

Заключение

Подводя итог нашим размышлениям о счастье, можно с уверенностью сказать, что само понятие "счастье" вбирает в себя несколько представлений - "как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни - с другой" и как удовлетворенности от полноты жизни - с третьей. Каждый в этой жизни выбирает "свое" счастье, согласно своим представлениям и ценностям. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но в погоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой можно его и не найти. 
     Так что же, "нет в жизни счастья"? Если рассматривать счастье как таковое, т.е. как отдельную цель деятельности или личную жизненную задачу, то, пожалуй, его действительно нет. Нужно учится видеть счастье в малом, воспринимать его не умом, а душой. Для истинного понимания счастья, как мне кажется, нужно научиться вбирать в себя те мгновения счастья, которые есть в каждом прожитом дне. 
     "Счастье скорее является следствием, интегральным результатом нравственно выдержанной, добродетельной жизни". Чтобы жить, следуя подобной сентенции, нужно научиться, прежде всего, ответственности перед самим собой за каждое слово, каждый поступок, каждую мысль. Древние справедливо называли это "опрятностью ума". В наше непростое время жить по-настоящему добродетельно и нравственно очень сложно, но Сократ справедливо считал, что имеющий правильные взгляды имеет достаточно воли, чтобы поступать хорошо и поэтому счастлив, а учиться добродетели можно и необходимо. Так жить очень трудно, поэтому это будет "трудное счастье". Но ведь именно о таком счастье в один голос говорят философы.

Зигмунд Фрейд объяснил, что главным импульсом в жизни человека является желание наслаждаться. На смену ему пришел Альфред Адлер, утверждавший, что даже более сильным импульсом, чем желание наслаждаться, является страх смерти. Из страха рождается стремление обрести власть, т.е. создать некое пространство, где можно чувствовать себя в безопасности. После Адлера был Виктор Франкл. Человек, говорил он, не может быть счастлив, не имея смысла жизни. И ради его обретения он готов даже пожертвовать своей жизнью. Само по себе понимание осмысленности крайне важно по очень простой причине - человек наделен разумом, и разум этот не довольствуется примитивными формулами жизни. Человек - существо сознающее. Я есть, я существую, и мое существование должно быть наполнено смыслом.

Итак, вот вам своего рода иерархия человеческих ценностей: наслаждение, страх смерти, вытекающее из него желание власти и желание обрести смысл своего бытия. Все они связаны друг с другом, при этом каждый последующий уровень является иерархически более высоким, поскольку опосредованно в него включается предыдущий смысловой уровень. Таким образом, желание осмысленного бытия - самый сильный импульс человека.

Так что ответ прост. Мы все хотим счастья, а оно, и это надо хорошо понимать, немыслимо без понимания смысла своего бытия.

В заключение следует отметить следующее. Вполне естественно существование различных точек зрения на проблему смысла жизни. Порой взаимоисключающих. Но важно помнить о том, что в этом вопросе нравственной жизни значительную роль играет вера в то, что все-таки смысл жизни существует, что добро, в конечном счете, торжествует. Без этой веры (пусть даже слабой) человеческая жизнь станет слишком тягостной, обременительной.

 

Список литературы:

 

1. Апресян Р.Г., Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006 г.

3. Дедюлина М.А., Учебно-методический комплекс по курсу ЭТИКА

4. Дунаева Н.Н. Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

5. Елюмкин В.Л. Моральные качества  личности. Воронеж: Изд-во Воронежского  ун-та, 1974

6. Жаринов В.М. Философия. - М.: Приор - Издат, 2005

7. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. М.: МНЭПУ, 1998

8. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986

9. Рычков А.К., Яшин Б.Л./ Философия: Учебник для студ. высш. учеб. заведений  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г

10. Франкл В. Человек в поисках  смысла - М.: Просвещение, 2001

 

 


Информация о работе Счастье как смысл бытия человека. Соотношение счастья и морали