Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 02:28, творческая работа
Рассмотреть основополагающий вопрос о формах исторического развития.
Выявить основные формы исторического процесса.
Рассмотреть проблему направленности истории и различные точки зрения относительно этого вопроса.
Тема: «Роль эволюции и революции в истории»
Выполнил студент
Саратовский
государственный медицинский
им. В.И. Разумовского
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Цели:
Цели:
История многолика. Огромная совокупность совершенно различных событий, образует неповторимую ткань мирового исторического процесса и составляет его сущность.
Прежде всего
следует рассмотреть
Ответы на эти вопросы можно свести к двум позициям:
I.
Современный немецкий философ Р. Дарендорф полностью отождествляет жизнь и конфликт. По его мнению, конфликт создает смысл истории, определяет направленность общественного развития. Однако, как считает Дарендорф, конфликты и их разрешение в современном обществе приобретают все более мирный характер, так общество обучается управлять конфликтами, как бы «приручает» их.
II.
Другая точка зрения рассматривает конфликт как аномальное состояние общественной системы. Данная позиция означает признание в качестве главного принципа социальности состояние солидарности, сплоченности, единства и согласия.
Солидарность как
универсальное общественное состояние
рассматривается в качестве основополагающего
принципа в учении французского социолога
и философа Э. Дюркгейма. Согласно
Дюркгейму, разделение труда, которое
рассматривается марксизмом как
причина возникновения
Всеобщими формами исторического процесса являются эволюция и революция. Эволюция при этом понимается как постепенные количественные социальные изменения, подготавливающие революционные скачки, связанные с появлением качественно новых форм социального бытия.
В обществе постоянно происходят разнообразные революции: в экономике, науке, социальной сфере, культуре, технике и т. д. Следует отметить, что в отличие от этих революций понятие «социальная революция» отражает коренные преобразования во всей системе общественных отношений.
Особое значение в современных условиях имеет вопрос об оценке социальной революции, о праве трудящихся на революцию, о допустимости революционного насилия, о революционной целесообразности и других социально-нравственных аспектах проблемы революции. Все эти вопросы находятся в центре внимания нашего общества.
Проблема направленности истории – это, прежде всего, вопрос о смысле социальных изменений, их модели, наличии или отсутствии закономерностей общественного развития, о единстве исторического процесса.
Проблема смысла истории, занимающая умы многих философов, может рассматриваться с двух точек зрения:
Н. А. Бердяев, считал, что история лишь в том случае имеет смысл, если в конце ее наступит воскресение мертвых, если весь ряд исторических событий вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место. Идея конца истории, так или иначе, развивалась и другими мыслителями. В частности, она присуща идеалистической системе Гегеля.
Другая точка зрения, развиваемая классиками марксизма, а также более поздними мыслителями , исходит из того, что нельзя искать смысл истории в некоей конечной цели. История – это результат взаимодействия множества людей, общая равнодействующая их устремлений и целей, которые каждый человек перед собою ставит и которых добивается. Поэтому смысл истории неразрывно связан с человеком, с его сознательной деятельностью.
Своеобразную позицию по вопросу о смысле истории занимает представитель немецкого экзистенциализма К. Ясперс. История, по Ясперсу, имеет свою логику, смысл и цель, которые так или иначе сводятся к объединению людей. Это единство вырастает из смысла, к которому движется история. Цель же истории и есть скрытый смысл. Ясперс называет такие цели истории, как цивилизация и гуманизация человека, обретением свободы
и величия человека.
Решение вопроса о направленности истории предполагает построение определенной модели общественного развития. Наибольшее распространение получили две модели:
Теория
круговорота истории.
Так, по Данилевскому, никакой всемирной цивилизации не существует, есть лишь отдельные «культурно-исторические типы». Основу каждого такого образования составляют «исторические нации», имеющие особое предназначение, так сказать, собственную идею.
Близко к теории культурно-исторических типов подходят теории локальных цивилизаций и замкнутых культур О. Шпенглера и А. Тойнби. Шпенглер обнаруживает в истории восемь осуществившихся культур: Египетская, Индийская, Вавилонская, Китайская, Апполоновская (греко-римская), Магическая (византийско-арабская), Фаустовская (западно-европейская), культура Майя.
Каждая культура проходит стадии детства, юности, зрелости и увядания. На последней стадии культура перерождается и превращается в цивилизацию – общество, лишенное сознания будущего, перспектив дальнейшего развития. Центральным в концепции А. Тойнби является понятие цивилизации – замкнутого общества, характеризующегося набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными
Теория общественного прогресса
Принципиально иное содержание имеет теория общественного прогресса. Многие мыслители прошлого считали, что развитие общества происходит по восходящей линии: от простого – к сложному, от низшего – к высшему, от менее совершенного – к более совершенному. В идее прогресса получает выражение принцип исторического оптимизма, уверенности в том, что человек сам способен ставить и добиваться благородных целей.
Следует различать два основных подхода в трактовке общественного прогресса, имеющих место в современной науке: суммативный и субстанциальный.
Суммативный
подход.
С позиции суммативного подхода прогресс истолковывается как совокупность изменений, происходящих в независимых друг от друга сферах общественной жизни. В каждой такой сфере действует своя система ценностей и свой критерий оценки уровня ее развития.
Субстанциальный Подход.
Субстанциальный принцип обеспечивает единый подход к прогрессу как восходящему развитию общества в целом. Естественно, что критерием общественного прогресса в этом случае может выступать только сам человек. Обобщенный критерий социального прогресса – это степень обеспечения экономических, социально-политических, духовных, всех других условий жизнедеятельности человека, его всестороннего развития и расцвета. Из этого следует, что более прогрессивным является то общество, которое обеспечивает свободное развитие наибольшего числа своих членов.
Периодизация истории.
Важнейшим
инструментом социального познания
является периодизация истории, ее типология
и классификация. Если в теориях
исторического круговорота
Согласно Г. В. Ф. Гегелю, в качестве основания для периодизации истории должен рассматриваться «дух народа», который обнаруживает себя в формах господства, конституциях, в религии, нравственности, искусстве, науке. Различие же между историческими этапами состоит в уровне самопознания обществом идеи свободы. В качестве таких этапов Гегель называет восточный мир, античный и германский мир.
Идея объективности
истории характерна и для взглядов
К. А. Сен-Симона, французского философа-просветителя,
автора утопической теории будущего
общества. Прогресс общества Сен-Симон
связывал с прогрессом научных знаний,
морали, религии, философии. Соответственно
этому критерию общество последовательно
проходит три стадии развития: теологическую
(период господства религии, охватывающий
рабовладельческое и феодальное
общество); метафизическую (период крушения
феодальной и теологической систем,
связанный с развитием
Значительный вклад
в разработку принципов периодизации
истории был внесен марксизмом. К.
Маркс и его последователи
рассматривали общество как естественноисторический
процесс смены общественно-
В западной философии XX века проблема периодизации истории получает новую интерпретацию, в основном с позиций экономического уровня. Так, У. Ростоу в своей книге «Стадии экономического роста» вычленяет три ступени в истории: традиционное общество, которое характеризуется господством натурального хозяйства; индустриальное общество, основанное на рыночных отношениях; постиндустриальное общество, в котором центр тяжести переносится из сферы производства в сферу услуг.
Спасибо за внимание.