Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:30, реферат
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений.
РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления в конечном счете всегда составляли и будут составлять основу построения народом своего государства.
Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности — это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.
На протяжении всего послереформенного периода тема новой национальной идеологии остается одной из актуальных. Главный вопрос дискуссий и споров - является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства. Между тем научная разработка данного вопроса затруднена ввиду отсутствия общепринятого категориального аппарата, четкого определения понятий, многозначности самого термина "идеология". Поэтому, прежде чем отвечать на поставленный вопрос, необходимо уточнить, что понимать под идеологией, государственной идеологией, национальной идеей.
Термин "идеология" ввел французский философ и экономист де Траси, который обозначил им учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях.
В 50-х г.г. ХХ ст. ряд западных ученых (Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж. Гэлбрейт и др.) провозгласили "конец века идеологии" и выдвинули теорию деидеологизации, развивавшую идеи позитивизма и технократизма. Согласно социально-политической концепции деидеологизации, в современных обществах уменьшается роль идеологий, увеличивается же роль позитивного, точного, верифицируемого, инструментального знания, нового класса технократов и менеджеров, стремившихся освободиться от давления политиков и идеологов. Обществу, перенесшему трагедии Второй мировой войны и классовых противостояний казалось, что все то, что идеологически озабоченные левые обещали достичь посредством социальной революции, более эффективно достигается посредством научно-технической революции и преодоления традиционного утопизма и рационализма. Если для научно-технической интеллигенции концепция деидеологизации была близка и приемлема в силу ее позитивистской установки на идеал точного научного знания и защиты от морально-идеологической цензуры, то для обывателя ("потребительского человека") она была значима в силу реабилитации принципа удовольствия, ослабления традиционной жертвенной морали, ставящей барьеры к цивилизации досуга и радости потребительского общества.
В целом идеология признается одним из наименее определенных понятий современной политологии. Т.Парсонс понимал под идеологией систему ценностей того или иного сообщества. Ю. Мангейм рассматривал идеологию в качестве ориентированного в прошлое проявления консервативного мировоззрения. Современные исследователи часто акцентируют внимание на классовых, групповых основах идеологии: "Идеология - это совокупность политических, правовых, этических и эстетических, философских и религиозных взглядов и ценностных представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных социальных групп, выступают по форме или по существу как выражение потребностей всего общества, нации, государства и включают в себя регулятивные, социально-ориентирующие и актуально-действенные рекомендации, императивы и предписания» (Рачков), а также личностных: «Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые ставит перед собой общество».(А.Г. Лукашенко)
В последние годы, с актуализацией проблем самоопределения, национальной целостности и сплоченности нашего общества, идеология приобрела значение не только идейной опоры отдельных социальных групп, но и важнейшего атрибута, средства бытия всего общества, объединяющего его в борьбе за самосохранение и независимое социально-экономическое и политическое развитие. Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма. (А.Г. Лукашенко) Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным.
Наше общество это уже недавно пережило. На закате советской эры вирусы национализма, бездуховности, потребительства разъели идеалы единой великой державы. Иммунная система не сработала. Советского Союза больше нет. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если белорусский народ хочет видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то он должен думать об идеологическом фундаменте своего общества.
Необходимо отметить, что для определения феномена идеологии, как системы взглядов, используются и другие термины: "национальная идея", "национально-государственная идея", "общенациональная идеология".
Под национальной идеей понимают "совокупность объединяющих нацию ценностей, выражающих ее ответ на вызов обстоятельств" (Н.С.Розов), "выражение глубинных, общих интересов" (Л.И.Абалкин), "реальные или мнимые устремления народа, страны, его достижения". Все исследователи сходятся в том, что национальная идея содержит представления об интересах, ценностях, целях общественного развития, разделяемых большинством народа. Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей существования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.
Интересен тот факт, что, в отличие от идеологии, данную категорию (национальную идею) практически не оспаривают, признают правомерность и необходимость ее существования. Это объясняется тем, что идеология считается более широким понятием, включающим в себя национальную (объединяющую) идею как некую лозунговую форму выражения общественных идеалов и ценностей, а также совокупность механизмов, мобилизационных технологий ее формирования и воздействия на общество. Здесь необходимо посмотреть на опыт России, где все больше ученых глубинные истоки кризиса российских экономических реформ усматривают в отсутствии гражданского единства и сплоченности российского общества, патриотизма и гордости за свою родину. Единственно верный выход из сложившейся ситуации видят в преодолении мировоззренческой, культурной, социальной разобщенности общества, в консолидации его вокруг некой общей идеи, апеллирующей к наиболее сильным ценностным и духовным основам. Но как это сделать в условиях, когда в обществе уже более десяти лет происходит снижение веса духовных ценностей вообще?
Толчком к развитию этого процесса на постсоветском пространстве послужила резкая смена социальной парадигмы на рубеже 80-90-х гг. XX в., экспансия экономической цивилизации, к которой общество оказалось неготовым. В то время как М. Вебер и другие западные социологи и экономисты давно доказали, что социально-экономическая жизнь общества зависит от его культурных и ценностных основ, экономические изменения должны следовать за духовными переменами общества, но не предшествовать им, реформаторы на постсоветском пространстве, "заразившись идеей либерализма", решили в одночасье превратить свои страны в процветающие европейские страны. Отвергнув ценности прежнего образа жизни, традиционные мировоззренческие стереотипы, провозгласив свободу политических и идеологических взглядов, свободу совести, новые либералы жестоко наказали свой народ этой самой свободой.
Общество, которое в течение десятилетий воспитывалось в рамках одной официальной идеологии и определенной картины мира, растерялось перед изобилием и разнообразием новых идей, оказалось неспособным к свободному, творческому и критическому мышлению, формированию собственного адекватного мировоззрения. Освобождающееся от прежних ценностных и моральных стереотипов общественное сознание в условиях открытого общества и современных средств телекоммуникаций стало без разбора, как губка, впитывать все те нормы и принципы, уклад жизни, которые потоком хлынули из-за рубежа, а также вышли из подполья своего собственного бытия.
Ценностные установки образовавшихся многочисленных политических, общественных, религиозных движений, новых отечественных и иностранных СМИ оказались далекими от высоких духовных принципов. При этом взаимоотношения между ними основывались на жестких конкурентных началах, не знающих толерантности. В таких условиях в обществе образовался духовный вакуум. Ценности человеческой жизни, законопослушания, традиционные моральные нормы утратили свое значение. Все более стал утверждаться культ силы. Произошел "кризис оценок", который объяснил еще в 40-х гг. XX в. К.Мангейм в своей работе "Диагноз нашего времени".
Нейтрализация влияния базовых ценностей на сознание людей привела к дерегуляции всей общественной жизни, кризису социальной идентичности. Неопределенность характера новых взаимоотношений в социуме, противоречия в сфере общественной морали и в системе принципов общежития, непонимание того, к какой социальной общности себя относить, - все это повлекло за собой глубокое расслоение общества. Социальные субъекты стали пребывать как бы в разных социальных порядках, жить по принципиально различающимся нормам и допускам.
В 60-х гг. В.Н. Мясищев писал, что ядром личности является система ее отношений к внешнему миру и к самой себе, что она формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Самой разрушительной силой для личности является информация о будущем, вернее, отсутствие информации о благоприятном стечении обстоятельств в реализации будущей деятельности. На этом фоне распадается личность, распадается общество.
Сегодня уже никто не отрицает той истины, что важнейшим ресурсом, капиталом, имеющим вполне реальную экономическую оценку, является здоровое, духовно сплоченное, уверенное в завтрашнем дне общество. Поэтому все чаще ученые говорят о необходимости формирования государственной идеологии, способной объединить народ общей идеей, целью. Природа не терпит пустоты, сознание должно работать и наполнять человека оптимизмом, рождать энтузиазм и формировать устойчивые эмоциональные установки для созидания и творчества, для продолжения социума.
Довольно распространено заблуждение: идеология и идеологическая работа — изобретения партийно–советские, присущие только командно–административной общественной системе. Поэтому установка на усиление идеологической работы воспринимается как попытка вернуть прошлое.
Надо признать, что слово «идеология» было основательно «затаскано» во времена «застоя» и «перестройки». Ваши родители помнят никого не трогающую наглядную агитацию типа «Слава КПСС», идеологические семинары по изучению «Малой земли», «Целины»: мероприятия пустые, формальные, вызывающие у кого–то смех, а у кого–то раздражение. Это все было. В памяти многих оно сохранилось. И вполне объяснимо то, что слова «идеология» и «идеологическая работа» вызывают у многих аллергию.
С другой стороны, по прошествии примерно 10 лет, общество осознает, что уже потеряли хорошо отлаженную жизнью систему идеологической работы. Эта проблема усугубляется и нынешним состоянием жизни белорусского народа и общества. Необходимо отметить, что государственная идеология — это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства и во все времена опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития.
Теперь уже не только из уст профессионалов в Соединенных Штатах Америки, Западной Европе, России но из уст Буша, Путина и других руководителей звучит понятие идеологии и обозначаются связанные с этим проблемы.
Да, в государствах Запада сам механизм идеологического воздействия скрыт от глаз публики. Но по масштабам и широте охвата всех сфер жизни и агрессивности идеологическая работа западного образца ничуть не уступает, если не превосходит советскую практику. Например, возьмем встречу Буша в генеральном штабе перед вторжением в Ирак. В СССР в самые застойные времена такого ажиотажа — «Ура, ура, слава!» — не слышали и не видели. Такое шоу идеологического плана характерно только для Соединенных Штатов Америки. А с каким поистине континентальным размахом ведется идеологическая работа в Соединенных Штатах Америки. Например, «американская мечта», вера в превосходство американского образа жизни, уверенность в праве США «внедрять» демократию по своему усмотрению в любой точке земного шара и любыми методами — все это денно и нощно вбивается в сознание обывателя. Это идеология. Вот их цели, средства и методы, вот формы подачи. А под каждую значимую задачу выстраивается специальная конструкция идеологического обоснования. Для оправдания принимаемых мер задействуются все мыслимые и немыслимые информационные ресурсы. Так сегодня происходит с идеологическим обоснованием войны с Ираком, борьбы с терроризмом, распространением демократии и т.д.
Информация о работе Роль идеологии в современном белорусском обществе