Расцвет античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 16:39, реферат

Краткое описание

В истории античной философии можно выделить несколько периодов ее развития:
1) досократики(ранняя натурфилософия);
2) классический период (софисты, Сократ, Платон, Аристотель);
3) эллинистическая философия;
4) эклектизм рубежа тысячелетий;
5) неоплатонизм.
Для позднего периода характерно сосуществование школьной философии Греции с христианским богословием, которое формировалось под существенным влиянием античного философского наследия. Так как в моей работе рассказывается о Сократе, Платоне и Аристотеле, которые относятся к классическому периоду античной философии, то я расскажу вам подробно именно об этом периоде:

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия.doc

— 398.00 Кб (Скачать документ)

3) Космология Платона

 

  До сих пор нет единого суждения ученых, философов и историков о том, когда и где возникла наука как явления. Большинство склоняются к мысли что родиной явления науки и космологии в частности была Древняя Греция. Именно в те времена сложилось понятие космоса, как всего сущего, и науки об этом – космологии.

  Историкам известна теория – космология Платона, которая базируется на объектах, называемых «телами Платона», которые представляют собой правильные многогранники.

 

 

 

 

 

 

 

Каждое из его правильных тел являлось символом отдельной стихии. Символом огня являлся тетраэдр, символом воздуха – октаэдр, Землю (ее материал) олицетворял гексаэдр (куб). символом воды являлся икосаэдр и додекаэдр представлял собой душу вселенной.

    Это направление космологии ассоциировалось с данными многогранными предметами. Данная система выражала идею комплексности и совершенствование космоса (как всего) совершенством каждой составной части. Интересным фактом является то, что символом тела и души космоса был додекаэдр. Размерность граней этого камня базируется на принципах «золотого сечения», это придавало божественный смысл и идею о основополагающей пропорции Вселенной.

    Именно космология Платона и стала базовой наукой для икосаэдро-додекаэдрической теории, которой до сих пор имеет свое влияние на развитие науки. Основная идея этой теории в том, что фигуры икосаэдра и додекаэдра являются типичными для Мира, и проявляются во всех его составляющих частях от микромира до необъятного космоса.

   Первичное представление древнегреческих мыслителей о нашей планете являло собой додекаэдр. Платон говорил о том, что Земля напоминает кожаный мяч, сшитый из 12 кусков. С тех пор многие ученые и математики прошлых веков считали Землю похожей на несколько деформированный додекаэдр.

    Не так давно современные  ученые решили проверить гипотезу  о икосаэдро-додекаэдрической структуре  земной поверхности. Ось додекаэдра  была совмещена с осью глобуса, и было найдено, что ребра фигуры  совпадают с огромными неровностями  на поверхности Земли, такими как подводный хребет в Атлантике. Это и другие исследования говорят в пользу близости формы земли с вышеназванными геометрическими объемными фигурами.

 

4) Социальная утопия

 

 

Утопия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

 

   Опишем в общих чертах  Утопию Платона, а затем рассмотрим  возникающие при этом вопросы.

    Платон начинает с  того, что решает разделить граждан на три класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. Стражей должно быть значительно меньше, чем людей, принадлежащих к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству; но в исключительных случаях подающий надежды ребенок может выдвигаться из одного из низших классов, тогда как среди детей стражей ребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть исключён из класса стражей.

   Основной проблемой, по мнению  Платона, является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения  законодателя. С этой целью он  вносит разные предложения, касающиеся  образования экономики, биологии и религии. Не всегда ясно, насколько эти предложения относятся к другим классам, кроме стражей; ясно, что некоторые из них относятся к воинам, но Платон в основном интересуется лишь стражами, которые должны являться обособленным классом, подобно иезуитам в старом Парагвае, духовенству в церковных государствах до 1870 года и Коммунистической партии в СССР в наши дни.

    Прежде всего следует рассмотреть образование, которое делится на две части — музыку и гимнастику. И та и другая имеют у Платона более широкий смысл, чем в настоящее время: “музыка" означает все, что входит в область муз, “гимнастика" означает все, что связано с физической тренировкой и подготовкой. “Музыка" почти так же широка, как то, что мы называем “культурой", а “гимнастика" представляет собой нечто более широкое, чем то, что мы называем “атлетикой".

    Культура должна быть предназначена для превращения людей в благородных в том смысле, который, в значительной мере благодаря Платону, хорошо известен в Англии. Афины времен Платона в одном отношении были похожи на Англию девятнадцатого века: как в той, так и в другой стране имелась аристократия, обладавшая богатством и социальным престижем, но не имевшая монополии политической власти; и в каждой из этих стран аристократия должна была обеспечить себе такую степень власти, которой она могла достичь посредством поведения, производящего глубокое впечатление. В Утопии Платона, впрочем, аристократия управляет бесконтрольно.

    Воспитание должно, по-видимому, прежде всего развивать у детей  такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий  и мужество. Должна существовать  строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешённые рассказы. Чтение Гомера и Гесиода не следует допускать в силу ряда причин. Во-первых, они изображают богов, которые время от времени себя плохо ведут, что непедагогично: молодежь следует учить, что зло никогда не исходит от богов, так как Бог является творцом не всех вещей, но лишь хороших вещей. Во-вторых, у Гомера и Гесиода некоторые вещи рассчитаны на то, чтобы вызвать у читателей страх смерти, тогда как воспитание должно любой ценой заставить молодежь желать умереть в сражении. Наших юношей следует учить считать рабство хуже смерти, и поэтому им не следует давать читать рассказы о добрых людях, плачущих даже из-за смерти друзей. В-третьих, соблюдение внешних приличий требует, чтобы никогда не было громкого смеха, и однако Гомер говорит о “неистощимом смехе благословенных богов". Как школьный учитель будет эффективно порицать веселье, если юноши смогут цитировать этот отрывок? В-четвертых, у Гомера имеются отрывки, восхваляющие богатые пиры, а также отрывки, описывающие вожделения богов; такие отрывки отбивают охоту к. умеренности.

     Не должно быть  рассказов, в которых дурные люди  счастливы, а хорошие несчастливы: моральное влияние таких рассказов могло бы оказаться самым гибельным для восприимчивых умов. В силу всего этого следует осудить поэтов.

    Платон переходит к  любопытной аргументации относительно  драмы. Он говорит, что хороший  человек не должен стремиться подражать дурному человеку; но в большинстве пьес выводятся злодеи, поэтому драматургу и актеру, который играет роль злодея, приходится подражать людям, виновным в различных преступлениях. Мужи, стоящие выше, не должны подражать не только преступникам, но также женщинам, рабам и вообще низшим.

   Поэтому в пьесах, если  вообще их можно допустить, не  должны выводиться другие характеры, кроме безупречных мужчин-героев  хорошего происхождения. Невозможность  этого столь очевидна, что Платон  решает изгнать всех драматургов из своего города:

   Тренировка тела должна быть очень суровой. Никто не должен есть рыбу или мясо иначе, как в жареном виде, и не должно быть ни соусов, ни кондитерских изделий. Люди, воспитанные согласно этим его правилам, говорит Платон, не будут нуждаться во врачах.

    До определенного возраста  молодежь не должна видеть  неприятных вещей или порока. Но в соответствующий момент  их следует подвергнуть “Обольщениям", как в виде ужасов, которые  не должны пугать, так и в  виде дурных удовольствий, которые не должны соблазнять. Когда же они выдержат эти испытания, их будут считать годными стать стражами. Юноши, до того как они станут взрослыми, должны видеть войну, хотя сами не должны сражаться.

    

Что касается экономики, Платон предлагает ввести для стражей радикальный коммунизм, и также  для воинов, хотя это не очень ясно. Стражи должны иметь небольшие дома и есть простую пищу; они должны жить, как в лагере, обедая в общих столовых; они не должны иметь частной собственности, кроме совершенно необходимого. Золото и серебро должны быть запрещены. Хотя они не богаты, но ничто не препятствует им быть счастливыми; целью же города является счастье целого города, а не счастье одного класса. И богатство, и бедность вредны, и в городе Платона не будет ни того, ни другого. Имеется любопытный аргумент о войне: легко будет приобретать союзников, поскольку наш город не захочет брать никакой доли из военной добычи.

    Друзья должны иметь  все общее, включая женщин и  детей. Он допускает, что это представляет трудности, но не считает их непреодолимыми. Во-первых, девушки должны получать точно такое же воспитание, как и юноши, изучая музыку, гимнастику и военное искусство вместе с юношами. Женщины должны обладать во всех отношениях полным равенством с мужчинами. Одинаковое воспитание, которое делает мужчин хорошими стражами, сделает и женщин хорошими стражами.

    Несомненно, между мужчинами и женщинами имеются различия, но они не имеют никакого отношения к политике. Некоторые женщины склонны к философии и годятся в качестве стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами.

    Законодатель, избрав в  качестве стражей некоторых мужчин  и женщин, прикажет, чтобы они  жили в общих домах и питались  за общим столом. Брак, как мы  уже знаем, будет радикально преобразован. “Все эти женщины должны быть общими всем этим мужчинам, ни одна не должна жить часно ни с одним". На некоторых празднествах невест и женихов будут соединять, как их учат верить, якобы по жребию в таком количестве, которое необходимо для сохранения постоянной численности населения; но на самом деле правители города будут производить манипуляцию с жребиями, исходя из евгенических принципов. Они будут устраивать так, чтобы лучшие производители имели больше всего детей. Все дети будут после рождения отбираться у своих родителей, и будут приняты серьезные меры предосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их детьми, а дети не должны знать, кто их родители. Детей с физическими недостатками и детей худших родителей “станут скрывать как следует в тайном и неизвестном месте". Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством, следует считать незаконными.

     Матери должны быть  в возрасте от двадцати до  сорока лет, отцы — от двадцати  пяти до пятидесяти пяти. Вне этого возраста общение между полами должно быть свободным, но принудительными являются аборт или детоубийство. Против “браков", устраиваемых государством, заинтересованные стороны не имеют права возражать; они должны руководствоваться мыслью о своем долге перед Государством, а не какими-либо заурядными чувствами, которые обычно прославляли изгнанные поэты.

       Поскольку ребенок  не знает, кто его родители, он  должен называть “отцом" каждого  мужчину, который по возрасту  мог бы быть ему отцом; это  также относится к “матери", “брату", “сестре". Не может быть брака между “отцом" и “дочерью" или “матерью" и “сыном". Вообще браки между “братом" и “сестрой" не должны допускаться.

Предполагается, что чувства, связываемые в настоящее время со словами “отец", “мать", “сын” и “дочь", будут все ещё связываться с ними и при новых порядках, устанавливаемых Платоном; например, молодой человек не будет бить старика, потому что этот старик мог бы оказаться его отцом. Основная мысль состоит, конечно, в том, чтобы свести к минимуму частнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия, стоящие на пути к господству духа общественности, так же как и обеспечить молчаливое согласие с отсутствием частной собственности. Эти мотивы были в значительной мере того же рода, что и мотивы, которые привели к безбрачию духовенства. Платон ясно говорит, что ложь должна быть исключительным правом правительства, точно так же как право давать лекарство является исключительным правом врача. Правительство, как мы уже видели, должно обманывать людей, делая вид, что оно устраивает браки по жребию, но это не является делом религии.

     Биография Аристотеля. Краткое содержание его учений.

 

Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона (гениальный ученик Платона) и какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.

  Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика». Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе». Сочинение о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизика». Этические сочинения – так называемые «Никомахова этика» (посвящённая Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвящённая Эвдему, ученику Аристотеля). Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития». Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

      Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («Метафизике») Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определённых условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях «...объективнее и отдалённее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще – материализму». Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное – увеличение и уменьшение; перемещение – пространственное движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

Информация о работе Расцвет античной философии