Проблема отчуждения человека у К. Маркса. Отчуждение человека в медицинской профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, творческая работа

Краткое описание

Проблема отчуждения является одним из ключевых моментов творчества Эриха Фромма. Рассматривая проблему отчуждения, Э. Фромм вслед за Гегелем и Марксом акцентирует внимание на актуальности данного феномена, одного из тех, «что были унаследованы человечеством в процессе эволюции».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 23.58 Кб (Скачать документ)

Эссе  на тему: «Проблема отчуждения человека у К. Маркса. Отчуждение человека в медицинской профессии».

Выполнил:

Студент 105 группы

Авакян Армен.

 

 

Проблема  отчуждения является одним из ключевых моментов творчества Эриха Фромма. Рассматривая проблему отчуждения, Э. Фромм вслед за Гегелем и Марксом акцентирует внимание на актуальности данного феномена, одного из тех, «что были унаследованы человечеством в процессе эволюции».

Термин  «отчуждение» имел в своей истории  множество значений. К данному  феномену обращались такие мыслители, как Аристотель, Ориген, Августин, Мейстер Экхарт, Фома Аквинский. Вместе с тем действительно философской категорией понятие «отчуждение» становится только у Гегеля, «почти исключительно в его более узком значении как самоотчуждение, которое даже является основополагающим там, где Гегель говорит об “отчужденном от себя духе”».

К. Маркс  определяет отчуждение как чуждое и  не принадлежащее работнику отношение  к собственной деятельности. Это  есть самоотчуждение, так как деятельность в данном случае от работника не зависит.

Известный югославский философ М. Маркович, анализируя проблему отчуждения в творчестве К. Маркса, указывает на следующие  особенности Марксовой трактовки данного термина: «Так, одним из аспектов отчуждения является потеря контроля над продуктами человеческой деятельности. Другой его аспект — патологический характер социальных отношений: зависть, конкуренция, недоверие, ненависть и враждебность вместо возможного сотрудничества, взаимности, осмысленного общения и заботы об удовлетворении потребности других людей. Третий аспект — пустая трата потенциала творческой деятельности. Четвертый — утрата самотождественности личности, внутренний распад ее на части, которые являются чужими друг другу. Можно добавить пятый аспект: отчуждение человека от природы».

Один  из исследователей проблемы отчуждения, А. Курелла, в работе «Свое и чужое», анализируя значение слова «чужой», обращает внимание на негативную окраску, которая проявляется при его употреблении. Вместе с тем чужое не значит плохое, чужое — значит «не свое». Мир, в котором мы рождаемся, изначально является чуждым нам, и лишь со временем мы сами «населяем» его своим. Чужое предстает перед нами как противоположность своего. Но любое единство рождается из противоположностей. «Единство, тождество своего и чужого являются движущейся силой развития человека». Любая покупка предполагает приобретение нового, чужого, того, что до сих пор не было своим. Наше желание приобрести нечто, как правило, основано на чуждости этого нечто.

С точки  зрения Э. Фромма, концепция отчуждения уходит своими корнями в учение ветхозаветных пророков. Он полагает, что различие между монотеизмом и языческими религиями заключается не в «количестве богов, но в факте отчуждения». В этом смысле отчуждение коренится в самом наличии идолопоклонства. Человек в процессе создания идола тратит свои силы, талант, энергию, а затем поклоняется результату своего труда; он отчуждается от самого себя, поскольку превращается в раба части себя.

Анализируя  позицию Эриха Фромма, необходимо выделить несколько моментов. Прежде всего, Э. Фромма интересует отношение современного человека к своему ближнему. Здесь прослеживается прямая связь с концепцией отчуждения К. Маркса. Человек, по убеждению Э. Фромма, использует другого в собственных целях. Инструментализм во взаимоотношениях приобретает масштабный характер. Все больше в отношениях между людьми можно увидеть не любовь или ненависть, а холодное безразличие. «Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз, характерных как для средневекового общества, так и для большинства других докапиталистических сообществ. Современное общество состоит из “атомов” (если воспользоваться греческим эквивалентом слова “индивид”) — мельчайших, отделенных друг от друга частиц, удерживаемых вместе эгоистичными интересами и необходимостью использовать друг друга».

Вместе  с тем человек, по мнению Э. Фромма, испытывает глубокую потребность в общении с другими, ему хочется ощущать себя членом группы, помогать другим. Все эти устремления проявляются не в частной жизни, но в жизни общественной. Сами того не замечая, мы переносим все свои лучшие чувства и качества на государство. Государство в этом случае становится идолом, возвышающимся и главенствующим над человеком. «Человек подчиняется государству как воплощению своих собственных социальных чувств, которым он поклоняется как силам, отчужденным от него. Как индивид, он страдает в своей частной жизни от изоляции и одиночества, являющихся неизбежным результатом этого разделения. Поклонение государству может прекратиться только в том случае, если человек вернет себе социальные силы и построит общество, в котором его общественные чувства не будут каким-то придатком к его частному существованию, но где его частное и общественное бытие будут составлять одно целое».

Следующий аспект отчуждения — отношение человека к самому себе. В временном мире человек воспринимает себя исключительно в качестве вещи. Выгодно продать себя, назначив правильную цену, — вот самоцель каждого индивида. Такого рода отчужденная личность почти полностью утрачивает чувство самости, уникальности. Она ощущает себя лишь как товар, лишенный эмоций, чувств, страхов. Единственно ценное для нее — социальный успех.

Немаловажной  особенностью природы отчуждения в  современном мире Э. Фромм считает «рутинизацию и вытеснение осознания основополагающих проблем человеческого существования».

У человека нет времени на то, чтобы остановиться, он замкнут в круге бесконечной  борьбы за существование, поэтому «он  вынужден заниматься проблемами повседневной жизни, на которые приходится затрачивать  массу сил и времени; он погряз в рутине, необходимой для выполнения этих дел».

Наконец, еще одной особенностью отчуждения в современном мире, согласно Э. Фромму, является «рыночная ориентация», приводящая к тому, что «потребность обмена стала главной движущей целью». Обмен превращается в самоцель. «Весь ход жизни воспринимается словно выгодное помещение капитала, где инвестируемый капитал — это моя жизнь и моя личность».

Понятие обладания, часто встречаемое в  произведениях Э. Фромма, определяется как некоторая потеря личностных ориентиров. Человек ищет смысл не в себе, не в целостности, гармонии, а в чем-то лежащем вовне. Если индивид желает обладать чем-то, то отсутствие реализации этого обладания незамедлительно приведет к страданию.

«Общество обладания» настроено на беспрерывное потребление искусственно созданных  потребностей: «…наша неудержимая  страсть к потреблению утратила всякую связь с истинными потребностями человека… Потребление было средством для достижения цели, то есть счастья. Теперь оно превратилось в самоцель».

Э. Фромм полагает, что в современном мире происходит смена парадигмы. Ранее властные авторитеты были ясно явлены, и нам приходилось им подчиняться. Но мы точно знали, от кого исходит та или иная социальная норма. Теперь ситуация резко меняется: характер авторитета престал быть явным. Эрих Фромм утверждает, что в современном обществе мы имеем дело с анонимным, отчужденным авторитетом. Мы не знаем, от кого или от чего проистекают те или иные требования и тем не менее с готовностью выполняем их. Мы теряем чувство самости, свое «Я».

«Но если я не осознаю, что подчиняюсь или сопротивляюсь, если мной управляет  анонимный авторитет, я лишаюсь чувства самости, я превращаюсь в “Некто”, становлюсь частью безликого “Нечто”».

Конформизм, способность к быстрому приспосабливанию, постоянная готовность меняться —  вот качества, присущие современной  отчужденной личности. Данный «отчужденный конформизм», по мнению Эриха Фромма, приводит к нивелированию вкусов и суждений. Мы забываем о том, что значит уединенность, мы обсуждаем собственные проблемы с каждым, лишь бы только не чувствовать одиночества. Мы стараемся быть похожими на окружающих и испытываем неловкость, если вдруг в чем-то отличаемся от них; впрочем иногда мы испытываем потребность в уединении, но чувство вины не оставляет нас в такие минуты.

«Современный  человек в индустриальном обществе изменил форму и интенсивность  идолопоклонства. Он превратился в  объект воздействия слепых экономических сил, которые управляют его жизнью. Он поклоняется творению своих рук, он трансформировался в вещь». Потребность в массовом потреблении — одна из черт современной экономики. Именно под ее воздействием формируется такая черта социального характера, как «принцип немедленного выполнения каждого желания и отсутствия преград на пути удовлетворения любого из них». Данный принцип, подобно анонимному авторитету и автоматическому конформизму, ведет к разрушению «Я». Индивид не откладывает на потом свои желания, а значит, и не желает ничего из того, что можно реализовать не сию минуту, а в будущем.

В современном обществе человек теряет способность логически представлять всю систему взаимоотношений  ввиду ее сложности. Человек не пытается понять суть общественных законов, ухватить их глубинный смысл, ему вполне достаточно просто пользоваться предложенной схемой действий. Таким образом, с точки  зрения Э. Фромма, мы все больше попадаем под власть манипуляции, мы словно опутаны сетью мелких, ничего не значащих действий, ведущих к удовлетворению сиюминутных желаний, навязанных нам столь красиво и искусно, что мы принимаем их за свои собственные.

«При  изучении особенностей мышления отчужденного человека поражает, насколько у него развился рассудок и деградировал разум. Он принимает окружающую действительность как нечто данное; он хочет поглотить  ее, потребить, пощупать и манипулировать ею. У него даже не возникает вопроса  о том, что стоит за этой действительностью, почему вещи таковы, как они есть, и куда они движутся». В современном мире труд перестал приносить удовольствие индивиду, акцент деятельности сменился. Теперь человек относится к труду как к мучительной необходимости. «Современный человек не знает, что с собой делать, как прожить жизнь, наполнив ее смыслом; он вынужден работать, чтобы избавиться от невыносимой скуки». Отношение к труду сводится к банальной необходимости получения денег за свою деятельность для достойного участия в обмене. «Отчужденный и глубоко неудовлетворенный характер труда приводит к двум следствиям: первое — к идеалу полнейшей лени; второе — к затаенной, хотя зачастую и бессознательной, враждебности по отношению к труду, а также ко всему и всем, с ним связанным».

Таким образом, проблема отчуждения становится для Э. Фромма центром теоретических размышлений о бытии человека в условиях современной реальности. Однако выход из создавшейся ситуации тотального отчуждения возможен. О «рецептах излечения» Э. Фромм говорит во многих работах: так, в книге «Здоровое общество» он утверждает, что только продуктивная ориентация, которая придет на смену эксплуататорской, накопительной, воспринимающей и, наконец, рыночной, позволит человеку стать самим собой. Отчуждение может быть преодолено путем построения здорового общества, общества, в котором нет места идолопоклонству, в котором каждый относится к другому с любовью, в котором творчество и уникальность являются первоосновой взаимоотношений.

Таким образом, Э. Фромм отмечает взаимозависимость таких процессов, как снятие отчуждения и построение общества нового типа и строит весьма оптимистические прогнозы.


Информация о работе Проблема отчуждения человека у К. Маркса. Отчуждение человека в медицинской профессии