Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 21:07, контрольная работа
Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между человеком и миром. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и так далее.
Проблема бытия в античной философии…………………………………………..3
Дайте общую характеристику эмпирической теории познания Ф.Бэкона………………………………………………………………………………...8
Тесты………………………………..………………………………………………….16
Список литературы……………………………
Содержание
Тесты………………………………..……………………………
Список литературы……………………………………………………
Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между человеком и миром. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и так далее.
Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ Х. Вольф (1679-1754 гг.). По его мнению, онтология есть метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.
Проблема бытия была сформулирована в период античной философии на самом первом этапе ее существования. Античная философия хочет объяснить тотальность вещей, реальность во всех ее частях. Уже вопрос первого из философов гласит: Что есть начало всех вещей? Бытие как целое открывается через первоначало, то есть первое «почему» всех вещей. Греческие философы приходят к мысли о единстве мира. Целью исследований становится понятие о мировой материи, которая переходит во все вещи и в которую все вещи снова возвращаются при исчезновении их из мира восприятий. Появляются представления о вечном первоначале.
В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала: они стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита не есть просто источник всего существующего многообразия мира. Не только все происходит из воды, но все также и есть вода в своей сущности. Первоначало есть субстанция – источник всего существующего и его сущность; мир един, несмотря на видимое многообразие. «Воздух», «огонь», «вода» лишены чувственной конкретности, это своего рода «мыслеобразы», метафоры идеи единства. Единое не является непроницаемым для разума, так как оно «саморазумно» или сверхразумно. «Стихии»-первовещества – это не подобие мертвых тел, это идеи единства мира, облеченные в чувственную оболочку, это формы жизни космического разума. После милетцев (философская школа) проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами.
Философия элейской школы близка традициям спонтанного, стихийного материализма. Несмотря на метафизический подход, философия элеатов выявила ряд проблем, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие философского мышления. Так, в их учении мы можем встретиться со сравнительно четким учением о бытии и определенными принципиальными подходами к вопросу о познаваемости мира.
Элеаты считали чувства обманчивыми и рассматривали множество чувственных вещей, как простую иллюзию. Единственное истинное бытие – это бесконечное и неделимое «Единое», которое понималось ими не как мы понимаем Бога. Они продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь изменчивость и множественность. Парменид мыслил «Единое» материальным и протяженным, ибо говорит о нем как о шаре. Но оно не может быть разделено, потому что оно в своей целостности находиться всюду.
Греческим философом Парменидом была сделана попытка осмыслить проблему бытия в ее «первозданности» и чистоте. Он считал, что при определении бытия не может быть места недоговоренности, текучести, многомысленности: нельзя сказать, что-то существует и одновременно не существует. Нельзя быть «немножко живым» или «немножко мертвым». Бытие, существование не возникает и не имеет конца, ибо иначе надо сказать, что в какой-то миг сущее не существует. Пармениду претит представление о бесконечности бытия как постоянном развертывании все новых и новых форм, свойств. Бытие как абсолютная устойчивость должно быть завершенным, определенным, замкнутым в себе, ни в чем не нуждающимся. Поэтому он вводит ставнение бытия с шаром как символом абсолютной замкнутости, завершенности, совершенства. Для Парменида «быть» означает «быть всегда», это выражение абсолютной устойчивости, прочности, отделенной от видимого мира и вынесенной за его пределы, это неопределенная, «чистая» определенность, отделенная от определенных вещей. Соответственно, познать такое бытие можно только непосредственно, с помощью интеллектуальной интуиции, но не посредством изучения мира конкретных вещей.
Учение Парменида содержит все существенные черты философии элейской школы. Оно восходит к линии стихийного материализма. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Он обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. Он утверждал, что бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума. Парменид сформулировал основной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Он считал, что:
а) бытие неподвижно и неизменно;
б) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, то есть оно вечно;
в) бытие – замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность;
г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.
Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно не возникает и не уничтожается, оно – вся возможная полнота совершенств. Таким образом, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслиться непротиворечивым образом, не существует.
В последующем ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия.
Опираясь на мнение Парменида, и развивая его, Зенон в свою очередь, сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира. Следовательно, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокидывания в изменчивость и множественность, то есть, по их мнению, в хаос и небытие.
Значительное внимание проблеме бытия уделил Платон. Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия – с другой, Платон создает собственную онтологическую систему. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня:
1) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны;
2) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей;
3) бытие предметов искусства.
По Платону, бытие - это совокупность идей, то есть умопостигаемых форм, или сущностей, отражением которых является все многообразие вещественного мира. Следовательно, по мнению Платона, истинно сущим бытием являются идеи. Таким образом, мир познаваем, хотя и весьма относительно. Процесс познания, по Платону, - это процесс интеллектуального восхождения к истинно сущим видам бытия (которые действительно существуют в мире идей). Платоновские идеи – это не просто субстанциализированные родовые понятия, противостоящие чувственной действительности. Идея вещи – это ее своеобразный принцип, с помощью которого мы можем сконструировать саму вещь, познать ее. Познание есть конструирование. Идея вещи есть некая смысловая модель, которая должна лечь в основу такой конструкции.
Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идея - некий идеальный объект, чистая сущность, выполняющая по отношению к материальным вещам четыре функции: они являются причинами, образцами, понятиями и целями для вещей. Платон вводит понятие «небытия» как отличного, позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Идею Платон считал бытием, а материю – небытием, поскольку материальную вещь можно испортить и уничтожить, а идею повредить никак нельзя. Идеи вечны, постоянны, неизменны, едины и так далее. Они некий абсолют, первооснова мира. Будучи диалектиком, Платон понимает, что никакой абсолют не будет полным без своей противоположности. Поэтому бытие должно быть дополнено небытием – миром изменчивости, смертности, единичности, вещности, зла и несвободы. Это и есть материальный мир.
Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей – это, как он считал, бытие по мнению, а не по истине. Идеи упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три составляющие: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исключает становления. Но, в то же время, связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.
Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся, прежде всего, софисты и киники. Философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к соразмерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.
Существенный вклад о бытии внес Аристотель, который подверг суровой критике теорию идей Платона. Основное возражение Аристотеля заключалось в том, что идеи не имеют независимого существования вне ума. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, явления, события. Бытие имеет не одно, а много смыслов.
Поэтому, принимая тезис Парменида об отождествлении бытия и мысли о бытии, Аристотель уточняет это положение, говоря, что бытие само по себе – это лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чего-то, то есть бытие конкретных предметов. Следовательно, соотношение бытия и мышления есть соотношение предмета и мысли о данном предмете. Мир представляет собой реальное существование отдельных материальных и духовных предметов и явлений, бытие – это абстракция, которая лежит в основе объяснений общих вопросов о мире. Бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире преходяще. Бытие просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. Это, по Аристотелю, - основной закон бытия или «начало всех аксиом».
Из основного закона бытия Аристотель выводит и принцип относительного существования небытия. Он развивает тезис Парменида, утверждавшего, что небытия не существует, так как оно немыслимо, а если мы мыслим он нем, значит, оно существует, но как бытие. Аристотель полагает, что ничто нам не мешает мыслить о небытии, но это не является обоснованием его существования, а лишь говорит об ином присущем ему качестве (несуществовании). Именно в этом смысле оно может существовать в мысли.
Кроме того, Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предметом философии являются «предельные основания бытия», то есть то, что существует «сверх природы»: сверхчувственные вечные сущности, постигаемы умозрением. В учении о сущности Аристотель стремиться примирить учение об идеях эмпирическим миросозерцанием. Метафизическую реальность надо искать в середине между родовым и чувственным образом, значит – в единичной вещи, определенной через ее понятие. Трудность такого способа он пытается объяснить через исследование отношения материи к форме или возможности к действительности. Впервые реально существующее бытие представлено как единство материи и формы. Форма – это то общее, что не распадается далее на виды и дает вещи самостоятельное существование. Формы вечны и неизменны. Они могут быть внесены в материю, сотворив тем самым вещь. Таким образом, вещь состоит из активной формы и пассивной материи. Материя тоже вечна и тоже необходима для появления конкретной вещи. Кроме того, она придает вещам индивидуальность.
Посредствующее звено между общей сущностью вещей, выражающейся в понятии, и их частным воспринимаемым явлением он находит в принципе развития: материя, содержащая в себе возможности, формируется в принадлежащую ей в виде задатка форму. Отношение материи к форме лишь относительное, так как одно и то же в одном отношении является формой, а в другом – материей для образования высшей формы. Форма определяет, актуализирует материю.
Отсюда получается что-то вроде лестницы вещей, где каждая единичная вещь, будучи формой для низшей вещи, в то же время является материей относительно вещи, стоящей выше ее. Внизу – первая материя, вверху – чистая форма и божество. Но так как материя есть лишь голая возможность, то она и не существует сама по себе, а всегда в соединении с какой-либо формой, хотя она и представляет основание для реализации всякой отдельной формы. Понятие чистейшей формы, как абсолютной действительности, исключает все материальное, таким образом, означает совершенное бытие.
Теория синтеза материи и формы была предложена Аристотелем как альтернатива Платону. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – приходящее. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.